Евгений Пустовой: В силу уважения к личности ­Президента для Беларуси открыт путь и в Азию, и в Африку, и в Латинскую Америку

В силу уважения к личности ­Президента для Беларуси открыт путь и в Азию, и в Африку, и в Латинскую Америку

Минск: место встречи изменить нельзя

На этой неделе международная повестка официального Минска была весьма насыщенной. Во Дворце Независимости принимали спикера Национальной ассамблеи парламента Пакистана — перспективной страны из новой геополитической формации Глобального Юга, Премьера Госсовета Китая, явного мирового лидера, и представителя папского престола. Наш ­Президент верен своим принципам и своему курсу. Мы открыты миру в интересах своей государственности.


Реальная перспектива

Географически быть в Европе и близко к странам Глобального Юга — такой геополитический статус есть только у Беларуси. В международной политике новая мировая сила — Глобальный Юг. Пул стран с колониальным бэкграундом и запросом на справедливое мироустройство — такое, которое декларирует Минск и лично Александр ­Лукашенко. На попытку геополитической интеграции развивающихся стран из больших кабинетов и залов западные игроки смотрят свысока, как некогда их предки на восстание рабов. Для них Глобальный Юг так и остался термином по отношению к развивающимся странам.  

Для нас это громадная перспектива рынка с отложенным спросом на товары, услуги, компетенции.

Важную роль в формировании новой геополитической реальности играет Нью‑Дели. И у нас с этой, теперь уже самой густонаселенной страной добрые отношения. По приглашению Премьер‑министра Индии Нарендры Моди белорусский лидер принял участие в саммите «Голос Глобального Юга», прошедшем в прошлую субботу в формате видеоконференции. А уже спустя пару дней Александр ­Лукашенко приветствует главу парламента Пакистана Сардара Аяза Садика. Это и есть яркий пример многовекторности белорусской политики.

В силу уважения и доверия к личности ­Президента Беларуси для нашей страны открыт путь и в Азию, и в Африку, и в Латинскую Америку. А участие в крупных международных саммитах, в работе влиятельных организаций от ШОС до БРИКС — это не только долгосрочные политические дивиденды, но и явные экономические результаты.

Честная позиция

Китай — глобальная держава и глубинная цивилизация. Поэтому, даже играя по правилам, установленным Вашингтоном после крушения СССР, Пекин выиграл: глобализм трансформировал в интеграцию мировой экономики, выдвинув инициативу «Один пояс и один путь» и концепцию Сообщества единой судьбы. К Беларуси у крупнейшей экономики мира особое отношение. Всепогодное. Это проявляется во всем, в том числе в деталях встречи в Пекине белорусского лидера. Китайские медиа даже делали анализ, сколько минут Председатель КНР Си Цзиньпин уделяет политикам Европы и сколько часов — белорусскому лидеру. Подчеркнутое уважение и даже исполнение «беларускамоўных» хитов во время хоккейного матча на пекинском льду. А в Минске Премьер Госсовета КНР Ли Цян упомянул белорусскую пословицу о том, что дружба и братство дороже всего богатства.

Причин такого пиетета к Минску несколько. Географическое положение, наши компетенции, чисто производственно‑экономические вводные. Но для мудрого китайского народа этого явно мало. Инвестиции никогда не приходят в слабые страны, где царит майданутая философия.  

А китайское руководство видит глубину власти нашего ­Президента, понимает, что это не ширма, поэтому они работают с нами. И искренне дружат.

Беларусь не отказалась от своего прошлого и не ринулась оголтело в объятия западного мира. Нас уважают за смыслы и позицию. А еще нас сблизила общая борьба с нацизмом и милитаризмом в годы Второй мировой войны.

Особенно хорошо все было понятно во время пандемии. Когда близкие страны закрывались друг от друга не только масками, Минск и Пекин обменивались авиарейсами с гуманитарной помощью. А сейчас главное коммюнике нашего сотрудничества заключается в увеличении грузовых перевозок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за семь месяцев 2024‑го рост на 70 процентов.

«Пояс и путь» связывает Китай и Европу через Беларусь. И вот сюда и направлен удар западного гегемона. Оторвать Европу от углеводородов России и товаров Китая — настоящая американская мечта. 

Ведь Старый Свет — такой состоятельный рынок сбыта. И с задачей почти справились. Украина в огне, страны Балтии под пятой американских интересов. Не потому ли Вильнюс разразился тирадой в поддержку Тайваня. Тогда было смешно и непонятно. Смешно больше. США являются цивилизацией моря и везде действуют с пиратской философией — перерезать даже сухопутные связи.

Однако эти усилия — тщетны. Минск и Пекин не только демонстрируют взаимопонимание и взаимную поддержку на самом высоком уровне, но и анонсируют новые амбициозные планы по сотрудничеству. В том числе в экономической и технологической сферах.

Полезный опыт

Гаубицы противостояния надо отодвигать в гаражи. Общественность Европы устала тратить свои налоги на поддержку Украины. Европейский бизнес устал считать убытки, а на полках Западнее Буга уютно себя чувствуют товары из Поднебесной. Наверное, даже политики Европы устали нервно дергаться от каждого упоминания о возможном обмене взаимными ядерными ударами. Так что в театр условной прокси‑войны может превратиться вся Европейская равнина, причем и Пиренеям может достаться. Уж лучше обмениваться претензиями в нормандском формате или сдержанными рукопожатиями, чем ядерными ударами.

А отыграть надо, не теряя лицо.  

Многовековой дипломатический опыт Ватикана и бэкграунд христианского миротворчества могут быть как раз кстати для европейских политиков. 

В этом смысле встреча ­Президента Беларуси с Апостольским Нунцием Анте Йозичем может послужить началом нового диалога, поиском утраченного мира. В социальных сетях уже задаются риторическим вопросом: мол, а кто вернет Европе мир, если не Батька и Папа?

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter