Под конец минувшего года в сети появился весьма интересный документ польского минобороны. В большой сводной таблице содержится план набора кандидатов на офицерские курсы в 2025 году. Из документа видно, что Варшава спешно и в больших количествах готовит офицеров для широкого спектра воинских специальностей, что вкупе с другими фактами свидетельствует о подготовке Польши к большому конфликту с Союзным государством в обозримом будущем.
СКАЗАНО
— Польшу пытаются нынешние руководители, да и прошлые, сделать марионеткой Соединенных Штатов Америки. Ну зачем 5 процентов ВВП, миллиарды долларов полякам сегодня тратить на закупку оружия? Кто собирается нападать на Польшу? Ну а нам что от поляков нужно? Нам ничего не нужно. Что нужно полякам от нас? Ну, понятно, надо опять Западную Беларусь, Западную Украину туда (в состав Польши. — Прим. ред.). Кто‑то еще вот этими амбициями страдает.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с представителями разных национальностей, проживающих в Беларуси, 12 сентября 2024 года.
— Польшу пытаются нынешние руководители, да и прошлые, сделать марионеткой Соединенных Штатов Америки. Ну зачем 5 процентов ВВП, миллиарды долларов полякам сегодня тратить на закупку оружия? Кто собирается нападать на Польшу? Ну а нам что от поляков нужно? Нам ничего не нужно. Что нужно полякам от нас? Ну, понятно, надо опять Западную Беларусь, Западную Украину туда (в состав Польши. — Прим. ред.). Кто‑то еще вот этими амбициями страдает.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с представителями разных национальностей, проживающих в Беларуси, 12 сентября 2024 года.
Колесницы войны
Польские приготовления, которые вошли в активную фазу после 2020‑го, когда провалился план взять Беларусь под контроль по итогам попытки «цветной революции», можно условно разделить на несколько категорий. В первую и самую многочисленную группу признаков, свидетельствующих об агрессивных намерениях Варшавы, входят факты переоснащения Войска польского на современные образцы вооружения и боевой техники.
В минувшем году фактические военные расходы Польши составили 4,2 процента от ВВП, что сделало ее рекордсменом по тратам на оборону среди стран ЕС и НАТО. Однако на этот год правительство Дональда Туска заложило еще больший военный бюджет, достигающий 4,7 процента ВВП, то есть около 45 миллиардов евро. В минобороны Польши сообщили, что львиная доля средств будет потрачена на техническое переоснащение армии. В частности, у Южной Кореи планируют заказать дополнительно 180 танков. Продолжится оплата американского контракта на 90 ударных вертолетов. На польских заводах размещен заказ на 500 бронеавтомобилей, причем сообщается, что его выполнят уже к концу нынешнего года. С производителями стрелкового оружия заключен ряд многомиллионных сделок. Миллионы евро потратят на закупку снаряжения для как минимум 7,5 тысячи новых рекрутов.
Та самая таблица польского минобороны.
Главными поставщиками оружия для Варшавы, то есть донорами нестабильности для всего региона, являются Вашингтон и Сеул. В декабре южнокорейский транспортный корабль доставил очередную партию танков К2, доведя их число в Войске польском до 84 штук. Еще 96 машин придут в течение этого года. Учитывая, что США также начали поставки своих танков Abrams, Польша планирует в новом году стать обладательницей одной из крупнейших бронетанковых группировок в Европе, в которую войдет почти тысяча современных танков. Активно расширяется парк южнокорейских самоходных гаубиц К9 и ракетных систем HOMAR‑K. Не оставлен в обиде и местный производитель: в середине декабря заключен контракт на 96 САУ Krab и вспомогательную технику к ним стоимостью 2,25 миллиарда долларов. Автозаводы фирмы Jelcz спешно переоснащают армию новыми грузовиками и готовят шасси для ракетных систем.
Большая часть закупаемой военной техники перебрасывается к границам Калининградской области и Беларуси. Самое оснащенное подразделение польской армии, 18‑я механизированная дивизия, находится непосредственно у рубежей нашей республики — ее переброску в пограничье, как и появление здесь частей 16‑й мехдивизии и формирующейся 1‑й пехотной дивизии легионов, поляки объяснили ими же спровоцированным миграционным кризисом и мнимой «угрозой с востока».
Создаваемый Варшавой арсенал не соответствует заявленному властями нашей западной соседки оборонительному статусу. Сотни танков, десятки ударных вертолетов, современные истребители F‑35, а также ведущиеся в авральном порядке работы по созданию баллистической ракеты говорят о том, что Варшава собирается нападать, а не защищаться.
Скрытая угроза
Кроме таких явных признаков готовящейся агрессии, как масштабные закупки оружия, есть и косвенные факторы. Польские власти спешно ремонтируют дороги и мосты в восточной части страны, а также собираются строить новые магистрали — о маршруте, по которому военную технику можно перебрасывать прямо к границам Калининградской области, было объявлено в конце декабря. Идут масштабные работы и на границе с Беларусью: на левобережье Западного Буга был уничтожен заповедник «Подляская Швейцария». Официально лес вырубили в рамках усиления защиты от нелегальных мигрантов, однако эти варварские действия могут быть признаком создания ландшафта, удобного для наступления большими массами бронетехники.Продолжается и создание законодательной базы. С первого января в Польше вступил в силу закон о защите населения и гражданской обороне, который предусматривает дополнительную налоговую нагрузку на поляков взамен на весьма спорные меры по защите их жизней во время войны. Новых рекрутов на службу заманивают денежным стимулированием за счет местного бизнеса, а также расширением социальных гарантий на фоне стремительного ухудшения положения простых граждан.
В условиях, когда Варшава предпринимает явно недружественные шаги, а действия ее политиков и военных отчетливо напоминают поведение гитлеровской Германии перед Великой Отечественной войной, Беларусь демонстрирует отсутствие враждебных намерений. Вместе с тем Минск отчетливо дает понять, что в случае агрессии нанесет противнику неприемлемый урон, используя для этого весь доступный арсенал средств.popov@sb.by