Необходимо переформатировать взаимодействие предпринимателей, органов государственного управления и общества

Диалог в новом формате

Необходимо переформатировать институциональную среду взаимодействия предпринимателей, органов государственного управления и общества

Если бы дипломаты присутствовали на прошлогодних встречах бизнеса и гос­органов, они бы оценили теплую и конструктивную атмосферу. Выступления отличались вежливостью и комплементарностью. Представители государства отдавали должное талантам предпринимателей, отмечая их значимость сегодня и еще более масштабную роль в будущем развитии государства. Руководители бизнеса в целом признавали мудрость выбранного вектора и большую заслугу властей в удержании экономики на плаву в самых сложных условиях. Проскальзывали и проблемные моменты. Но слишком традиционные. Спокойный дискурс крутился вокруг желательности более глубокого диалога частного сектора и регуляторов, снижения регуляторных требований… Темы известные, как и в целом позиции по ним всех сторон. К сожалению, обошлось без неожиданных предложений. А вроде бы они и нужны, учитывая все более обновляющуюся реальность. Возможно, в нее уже не совсем и вписываются отработанные десятилетиями механизмы диалога предпринимателей с государством?

На разных скоростях

Бизнес-союзы вспоминали про общественно-консультативные советы (ОКС), которые сформированы при каждом ведомстве и функционируют. По мнению общественных предпринимательских организаций, на ОКС их зовут не всегда и в рамках этого института обсуждаются далеко не все решения. В какой-то степени бизнес-союзы и правы. Как формально справедливо и их сетование: отзыв на некоторые документы просят дать оперативно. В течение нескольких дней. Не остается времени на опрос членов союзов, обсуждение позиции, выработки резолюции… 

Но такова особенность момента. Внешний контур настолько пластичен, что мгновенно способен изменить конфигурацию. И каждый новый изгиб — либо вызов, либо риск, либо возможность. Как правило, все вместе. И надо реагировать. Быстро, стремительно, здесь и сейчас. Завтра может быть поздно. Теоретики менеджмента на корпоративном уровне в большинстве своем склоняются к мнению, что сегодня в приоритете быстрые решения, а не самые эффективные. Чтобы вычислить оптимальный вариант, нужно время. И пока самый правильный вариант управленческого решения формируется, реальность может уже измениться. И чудесное решение окажется бесполезным. А то и вредным. В волнах неопределенности не столько болезненно совершить ошибку, сколько вообще никак не отреагировать. И этот тезис справедлив не только для корпоративного, но и государственного менеджмента. Это по большому счету признает и бизнес. Например, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец неоднократно позитивно характеризовал работу Правительства, где в драматический для бизнеса 2022 год был создан оперативный штаб, решавший проблемы в режиме 24/7. И стал открыт для частных компаний с их проблемами, которых тогда возникало немало. 

Но остается открытым вопрос: готов ли бизнес работать в таких же условиях? Перестроились ли структурно бизнес-союзы? Госорганам приходится действовать, как говорится, с колес. Вопрос не плюрализма, а скорости. Снизили ли предпринимательские сообщества время отклика? Например, сформировав, наподобие государства, оперативные экспертные группы, способные стремительно выдавать экспертизу? Как мне кажется, в этом случае в бизнес-союзах должны быть в наличии штатные аналитические группы, которые на профессиональном уровне (в смысле постоянного трудоустройства) будут заниматься анализом текущей экономической ситуации, понимать все риски и формировать позицию по конкретным вопросам, выдавая ее органам государственного управления в оперативном режиме. Возможно, даже не дожидаясь проекта нормативных актов. Будем откровенны: некоторые проблемы очевидны. Например, рост цен на те или иные группы товаров. Ведь несколько раз проходили уже историю по резкому удорожанию определенных позиций. В частности, во время первых ковидных месяцев. Потом — в 2022-м по некоторым группам. Исходя из прошлого опыта, было же очевидно, что политическая и экономическая власти станут реагировать: меры будут жесткие, регулятивные и не совсем рыночные. И, как мне видится, по таким моментам бизнес может реагировать превентивно. И предлагать власти свое видение и решение проблемы. Исходя из достижения поставленных целей, а не собственного комфорта. Пока такой реакции не наблюдается. В результате деловое сообщество обсуждает постановление № 713 — такова была реакция государства на разгон инфляции. 

Будем реалистами: экономическая экспертиза (не мнение, а аналитически обоснованная позиция) — продукт интеллектуальный, а поэтому дорогой. И требует соответствующих инвестиций. Готовы ли на такие траты бизнес-союзы и их члены? Не знаю. Что-то мне подсказывает, что пока нет. 

С полной ответственностью

Директор Института экономики Денис Муха отмечает, что госорганы заинтересованы в качественной экспертизе. Правда, есть нюанс: экспертиза должна быть качественной и обоснованной. Будем откровенны: далеко не всегда идеи бизнеса формализованы до нужного уровня. И, прямо скажем, не всегда учитывают последствия по широкому спектру сфер жизни. Как и реакцию граждан, а говоря по-другому — общества. 

Не знаю, насколько предпринимательское сообщество заботится о своем имидже и рейтинге среди граждан. Но органы государственного управления позицию общественности игнорировать не могут. Госаппарат и существует для защиты этих самых общественных интересов. Этот аспект не всегда стоит во главе угла в деловом сообществе. Могу судить по уровню предложений в отношении постановления № 713. Предложений-то по его модернизации было немало. Но чаще всего и в большинстве своем учитывались только узкоотраслевые интересы. У госорганов сфера ответственности намного шире. 

Вообще, бюрократия — не самый простой процесс. Тот, кто побывал в его шестеренках, прекрасно об этом знает. Любое предложение и решение необходимо обосновать. Причем в других ведомствах могут найтись не менее компетентные оппоненты. Дискурс есть. Иногда даже очень жесткий в хорошем понимании этого слова. Другой вопрос, что процесс обсуждения не выносится в широкое пространство. Насколько это верно — отдельная тема. Но низкая публичность плюрализма внутри правительственных структур порождает, пожалуй, иллюзорное мнение людей (даже умных и образованных) вовне системы, что управлять легко и просто. Защитить свою позицию — дело непростое. И очень ответственное. За результат чиновник отвечает и своей премией, и карьерой. Поэтому услышать сторонних консультантов — одна история. А взять на себя ответственность за решение — совсем другое. Должен быть и определенный уровень доверия к экспертизе. А еще лучше — разделение этой самой ответственности. 

В существующей диалоговой конструкции, как мне видится, ответственность распределена асимметрично. Какую реальную ответственность бизнес и его представители несут за свои предложения, кроме моральной? Пожалуй, никакой. И этот фактор как минимум необходимо учитывать и не всегда спешить обижаться, если какие-то предложения не приняты. Впрочем, есть еще одна проблема: существующие бизнес-союзы охватывают далеко не полностью предпринимательское сообщество, мягко говоря. Поэтому, положа руку на сердце, утверждать, что какая-то общественная организация действует от имени десятков тысяч предпринимателей, нельзя. Так и внутри бизнеса есть диаметрально противоположные позиции. Малый бизнес требует обуздать крупные торговые сети, торговые сети — ограничить супердискаунтеры, а все вместе — прижать маркетплейсы. И сообща ссылаются на неравные условия конкуренции. Каждый тянет одеяло на себя, иной раз упуская из внимания важный момент: для государства торговая отрасль — инструмент обеспечения граждан товарами в достойном ассортименте и по доступным ценам, естественно, качественными и с соблюдением всех требований безопасности. Формы и форматы хозяйствования — вопрос, в принципе, второстепенный. 

Две стороны медали

Даже самые очевидные процессы не всегда являются однозначными. Например, дебюрократизация и декриминализация деловой среды. За них ратуют все предприниматели. Меньше контроля — больше свободы. Итог — более динамичное развитие. Но существует же проверенное временем правило: гуманизация законодательства должна происходить вместе с гуманизацией общественной среды. Заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич считает: если слишком быстро и резко отпустить вожжи, то предпринимателям будет жить только хуже. Свободами нередко начинают пользоваться недобросовестные бизнесмены. И свои, и извне прибегают под видом иностранных инвесторов. Разные схемы расцветают мгновенно. И такие серые дельцы выжимают с рынка серьезных предпринимателей. А они попросту не могут с ними конкурировать. Поэтому к процессу деконтролизации надо относиться последовательно, оценивая не только преимущества, но и риски. 

Или проблема с кадрами. Это ключевой вызов для экономик многих стран. Система подготовки в Беларуси выстроена если не идеально, то на весьма достойном уровне. Но вот в чем проблема: если наши вузы повысят качество образования (а они идут по этому треку), то это может привести к еще более стремительному оттоку молодежи. Подготовить грамотного и конкурентоспособного специалиста — одна задача. А вторая — обеспечить его местом работы исходя из его уровня знаний. И это вопрос уже к реальному сектору, включая частный. Насколько их рабочие места конкурентоспособны и соответствуют ценностной модели молодежи? Кстати, деньги, то есть зарплата, играют значение, но далеко не первостепенное. В немалой степени значимыми факторами являются перспективы компании (и конкретного работника в ней), корпоративная среда… Все частные фирмы могут похвастаться той же инновационностью с перспективой на прорыв? А просто точить гайки и болты (говоря условно) современный инженер не пойдет. Не поймет он широких перспектив такого производства. 
Словом, задач перед экономикой страны стоит достаточно много. И решать их придется в тесной консолидации. И государства, и бизнеса, и общества. Однако, как видится, существующие площадки диалога и взаимодействия бизнеса и государства требуют принципиальной модернизации. Возможно, принципиального обновления.
Да, некоторые из них уже сложились давно, в разные периоды демонстрировали различные уровни эффективности. Иные форматы появлялись еще в 1990-е, на заре зарождения предпринимательства. Предполагаю, что необходима ревизия институтов взаимодействия между деловым сообществом и государством. Возможно, даже на принципиально новом базисе исходя из целей, задач и реалий. Не исключено, с повышением статуса и общественных организаций, и отраслевых ассоциаций. Но они тоже должны соответствовать определенным критериям, чтобы выступать полноценными партнерами, в том числе с разделением ответственности за принятые решения.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter