За неполных два года к СККО подключено более 17,2 тысячи единиц кассового оборудования в различных сферах.
Старт подключению кассового оборудования к системе контроля был дан два года назад. Для этого нужно купить новые машины для приема денег или модернизировать старые. Чтобы не перегружать бизнес, работы поделили на этапы. Два из них — подключение автозаправок и пассажирских такси — уже завершились. Есть и результат. Так, в МНС ранее озвучивали такие данные:
— После установки средств контроля налоговых органов (СКНО) легальная выручка некоторых таксистов выросла в 5 раз. В целом, по нашим оценкам, наблюдается увеличение выручки в 1,5 раза.
Сроки третьего этапа — установки СКНО в кассовое оборудование торговли площадью от 650 «квадратов» — переносились четыре раза. Причем в первую очередь — из-за неготовности импортеров, производителей кассового оборудования и самой торговли к тотальному переоснащению. Это, по сути, стало причиной недавнего сдвига дат подключения. Речь идет о совместном июльском постановлении Совмина и Нацбанка.
По нему юрлица и ИП, торгующие в магазинах площадью от 650 квадратных метров, заключившие договоры на установку, обслуживание, снятие СКНО, могут до марта 2018 года принимать наличные и «пластик» через «бесконтрольные» кассы. А срок замены кассового оборудования, с момента первой регистрации которого в налоговом органе прошло шесть лет, продлен до июля следующего года.
Помимо этого, в областных центрах и в Минске остальные юрлица должны будут принимать наличные и безналичные деньги через кассы с СКНО с февраля 2018-го, в райцентрах — с июня следующего года, а с июля — по всей стране. Минским и областным ИП сроки перенесены на декабрь 2018-го, предприниматели в райцентрах должны подключить такое оборудование с января 2019-го, а с февраля 2019-го кассы с СКНО должны заработать у всех ИП. В противном случае последуют штрафы. И, кстати, немаленькие: для ИП — до сотни базовых величин, для юрлиц — от 10 до 200 базовых.
Сами предприниматели смотрят на такой посыл скептично. Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП), говорит, что деловые общественные объединения изначально были категорически против тотальной установки СКНО и выступали за принцип оптимального госрегулирования. И дело даже не в том, что государство устанавливает тотальный контроль за денежными потоками бизнеса:
— Ну, видите, что есть зоны риска, например в сфере такси, обяжите их — это будет логично. Но как понимать, когда на сотни тысяч кассовых аппаратов в торговле пытаются «повесить» систему контроля? Причем в сжатые сроки придется купить примерно полторы сотни тысяч новых аппаратов. Не забывайте, что у наших производителей очень ограниченные мощности, а потребности большие и разноплановые. В России, откуда поступает много нужного нам оборудования, СКНО и не «пахнет», так что они не могут нам особо помочь. Нередко возникают и проволочки при регистрации различных моделей с системой контроля. На всю страну нужную ее ставит одно РУП. В результате сегодня «контроль» на кассах — явление не настолько массовое, как того хотелось бы налоговикам. Торговля все равно не успела бы это сделать в сроки. Наверняка не успеет и до новых, даже если сегодня предприниматели займут очередь.
По мнению Виктора Маргелова, перенос названных предельных сроков неизбежен. Правда, у бизнеса есть надежда, что на волне деловой либерализации процедуру могут и вовсе отменить. К тому же не стоит забывать еще и такой момент: свои расходы бизнес непременно постарается переложить на плечи покупателей. О каких суммах идет речь?
— На моем предприятии мы уже переоборудовали шесть кассовых аппаратов и заплатили за это около 1,2 тысячи рублей. Еще 900 рублей — это залоговая стоимость СКНО. На затраты мы эту сумму положить не можем… Есть и еще одна новость. Нам сообщают, что в крупных торговых центрах, где кассы оснащены по-новому, чек выходит из автомата в 2,5 раза дольше, то есть время на обслуживание очереди увеличивается на 10—20%. Для клиентов это несомненное неудобство.
В МНС, в свою очередь, призывают не драматизировать ситуацию и не надеяться на отмену, а воспользоваться временной отсрочкой.
ПОЗИЦИЯ
Светлана ЯКУТЧИК, главный государственный налоговый инспектор управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг МНС:
— Для удобства РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» разработаны графики подключения к системе, а заявки можно направлять дистанционно. Чтобы стимулировать плательщиков досрочно подключаться к СККО, с 11 сентября по конец октября уменьшен размер залоговой стоимости СКНО. К слову, к системе контроля предстоит подключить около 220 тысяч единиц кассового оборудования, используемого в сферах торговли и оказания услуг населению. За неполных два года к СККО подключено более 17,2 тысячи единиц кассового оборудования в различных сферах. В том числе 1,8 тысячи — на АЗС, 8,2 тысячи — в такси, 4 тысячи — в магазинах площадью 650 квадратных метров и более. Еще свыше 3 тысяч юрлиц и 50 ИП по всей стране добровольно и заранее подключились к системе контроля.
Внедрение СККО позволит дистанционно контролировать и анализировать выручку организаций, не отвлекая их от работы. Еще — адресно проводить проверки в отношении недобросовестных плательщиков, обеспечит защиту фискальных данных кассового оборудования от умышленной корректировки. Кроме того, внедрение СККО отменяет обязанности по ведению книги кассира, формированию и хранению контрольных лент кассового оборудования, по замене кассового оборудования, зарегистрированного в налоговом органе, по истечении шести лет с даты его первой регистрации. Это позволит сократить расходы юрлиц и ИП на замену техники и исключить траты на приобретение, формирование и хранение контрольных лент, а также ведение книги кассира. Кроме того, после подключения к СККО уйдет обязанность регистрации кассового оборудования в налоговом органе. Одновременно предприятие сможет отслеживать техническое состояние машин и контролировать наемных работников, а также анализировать структуру и размеры выручки.
druk@sb.by