Формула-1. Чем нам запомнилось Гран-при Бразилии

Формула-1. Гран-при Бразилии. Ассорти по-бразильски

Наверное, если бы не авария в квалификации действующего чемпиона Формулы-1, то нынешний Гран-при Бразилии мог бы пройти не так ярко и запоминающеся. Сначала Кубок конструкторов, завоеванный командой "Мерседес" за несколько этапов до окончания сезона, потом также досрочно завоеванный Льюисом Хэмильтоном чемпионский титул. Казалось, без главных интриг гонки даже такого элитного уровня, как "Большие Призы", будут пресными и несобытийными. Но бразильский этап, традиционно выполняющий роль предпоследнего в календаре сезона, опроверг эти пессимистичные предположения.
 
Трасса Интерлагос с высоты птичьего полета

Бразильцы любят разнообразную пищу. Их знаменитые мясные и овощные ассорти поражают многообразием и вкусом. Бразилия - страна, где круглый год собирают урожай овощей и фруктов, где погодные условия - самые благоприятные для домашних животных, где люди всех цветов кожи нормально уживаются, не придавая особо этому значения. Именно многообразием и запоминается этот край при первом его посещении, после которого хочется туда возвращаться еще и еще.
 
Нынешний Гран-при запомнился тоже благодаря многообразию событий, случившихся на автодроме Интерлагос за несколько дней этого шумного гоночного уик-энда.
 
Ошибка Льюиса
 
Подобной ошибки, по правде сказать, ждали от Льюиса уже давно. Противники - с чувством надежды: не все же Феттелю получать "оплеухи судьбы". Почитатели - с чувством тревоги, понимая, что даже у опытных гонщиков бывают иногда неудачные выступления. И чем больше было безошибочных Гран-при, тем больше возрастала вероятность, что когда-нибудь и Льюис в самый неподходящий момент может протаранить ограждение или в кого-нибудь врезаться. Благо титул британцу достался раньше, чем это случилось, и полоса откровенного везения прервалась сразу же после чествования нового 4-кратного чемпиона.

На квалификации обещали дождь, но он так и не пролился на трассу

Первый сегмент квалификации не требует от лидеров каких-либо экстремальных действий. Достаточно показать свой самый средненький результат, и ты уже во втором сегменте. Тем более непонятным было агрессивное рвение Льюиса на выезде с пит-лейна, как только хронометр дал отсчет времени квалификационной серии. На разогревочном круге британский чемпион объехал "Заубер" Маркуса Эриксона, и уже тогда у меня закралась мысль: с чего бы это Льюису так торопиться? Поэтому когда через пару минут телекамеры показали срыв его "Мерседес" с траектории, торможение и удар боком в отбойники в 6-м повороте, все сложилось в единую цепочку логических событий: спешка на выезде с пит-лейна, торопливость на круге прогрева и повышенная скорость в опасном повороте.
 
К счастью, все обошлось без травм, хотя удар был сильный. И обращает на себя внимание то, что Льюис, вопреки предписаниям соответствующих мер безопасности, даже не снял за мгновения до удара руки с руля. Настолько неожиданным и неестественным было для него все происходящее. Но тем похвальнее для него была та скорость, с которой пострадавший чемпион восстановился после случившегося. Уже на следующий день Хэмильтон был максимально хорош в гонке, которая требовала от пилотов больших физических усилий.
 
Штрафники
 
Новый регламент, наказывающий пилотов потерей мест на стартовой решетке за перерасход двигателей, коробок и элементов силовых установок, на мой взгляд, является слабым местом в плане стремлений FIA к повышению зрелищности гонок Формулы-1. Но вместо того, чтобы искать в этом вопросе компромисс, чиновники федерации еще больше усугубляют ситуацию. Если в этом сезоне на 20 гонок выделялось "бесплатных" 4 двигателя, то в следующем году гонщикам придется обходиться всего тремя. За каждый последующий "незапланированный" движок пилот будет терять места на стартовой решетке.
 
В Бразилии сразу 5 пилотов подверглись штрафам. Дебютант "Торо Россо" Брендон Хартли, даже пройдя во второй сегмент квалификации, откатился в итоге на 18-ю стартовую позицию. Его напарник и тоже дебютант Пьер Гасли отправился на последний ряд стартового поля. А вот Строллу и Эриксону за счет этих штрафов "повезло", они поднялись каждый на две позиции выше, чем квалифицировались. В итоге старт с 16-й и 17-й позиций, хотя в субботнем протоколе они были замыкающими.  
 
Больше всех от штрафов потерял Даниель Риккиардо. Его 5-й результат превратился в 14-й, тем самым перечеркнув надежды австралийца оказаться на своем "Ред Булл" в лидирующей группе.
 
"Скромный" Боттас
 
Боттас был расстроен, что не смог победить

Поул-позишн Вальттерри Боттаса после аварии его более опытного напарника выглядела бы естественной, если бы не накрапывающий дождь в конце квалификации. Даже такие опытные чемпионы, как Алонсо и Феттель, не скрывали, что, видя на своем визоре капли дождя, они не рискнули атаковать на пределе в своей последней зачетной попытке. А вот Боттас рискнул и был за это вознагражден. Это всего лишь 3-й поул в карьере финского гонщика.
 
Конфигурация бразильской трассы, закрученная против часовой стрелки, предполагает жесткую борьбу в первом повороте, после которого начинается довольно узкая "эска" со спуском, носящая имя Айртона Сенны. И поскольку обладатель поула находится на внешней стороне трассы, то обычно он сразу со старта старается перекрыть траекторию стартующему со второй позиции сопернику.
 
Боттас не рискнул этого сделать по отношению к Феттелю. Видно, не привык он еще к стартам с поула, не набрался еще той "наглости плохого парня", с которой надо отстаивать свое преимущество. Более того, финн еще и допустил небольшую пробуксовку, тем самым позволив Себастьяну почти без проблем первому войти в первый поворот и захватить лидерство. Фактически на этом и закончилось их противостояние. В дальнейшем от немецкого чемпиона требовалось лишь держать преследователя на безопасном от себя расстоянии в пределах 2 секунд. Оторваться на большее болид "Феррари" не мог, а "Мерседес" в свою очередь не смог приблизиться даже на расстояние атаки с открытым крылом DRS. Настолько к концу сезона характеристики главных конкурентов сблизились.
 
Видя безысходность ситуации, командный мостик "Мерседес" попытался тактически обыграть соперника за счет более раннего, чем было запланировано, пит-стопа. И это могло бы получиться, поскольку свой первый круг на свежих покрышках Боттас прошел безукоризненно и быстро. Но "Феррари" тут же ответили своим пит-стопом, и Феттель выехал с пит-лейна буквально перед носом у соперника. В этот момент я взглянул на время обслуживания пилотов в боксах, и оказалось, что в данной ситуации проиграл не гонщик немецкой команды, а его механики. Если на замену колес Боттас потратил 2,7 сек, то механики Себастьяна справились со своей задачей за рекордные 2,1 сек. Сработай немцы на одном уровне с итальянцами, и Феттель упустил бы лидерство, вернув преимущество финскому гонщику.
 
На финише между финном и немцем были все те же 2 секунды. Внешне могло показаться, что гонка была для обоих не более чем прогулкой, но видя, насколько они выглядели уставшими на подиуме, можно было без труда понять, как тяжело им далась эта дуэль.
 
Стартовая толкотня
 
Если в первой "десятке" стартовых коллизий не случилось, то вот в глубине пелотона борьба за "теплое место под солнцем" была не просто упорной, но и излишне агрессивной. Сначала Магнуссен на своем "ХААС" попытался откровенно вытолкнуть стартовавшего впереди него Стоффеля Вандорна. А в это время слева от бельгийца уже за пределами трассы пытался проехать его еще и Даниель Риккиардо. В итоге датско-австралийский "бутерброд" с бельгийским "маслом" уничтожил гонку пилоту "МкЛарен" и виновнику столкновения Кевину Магнуссену. Гонщика "Ред Булл" от удара развернуло, и он откатился в хвост пелотона. В режиме машины безопасности Риккиардо сумел довольно быстро заменить пробитое в столкновении колесо и затем начать свое восхождение "к звездам".  

Гонка , мгновения на стартовой прямой

Интересно было наблюдать, как Даниель параллельно Льюису продирался вперед сквозь нежелающих уступать свои позиции соперников. Понятно, что у "Мерседес" это получалось более эффектно и более быстро. В итоге Льюис Хэмильтон на финише был 4-м с отставанием от победителя всего на 5 секунд, а Даниель Риккиардо - 6-м, уступив времени Феттеля почти 49 сек.
 
"Бальные танцы" по-французски

 
Неунывающий Риккиардо доволен даже своим 6-м местом после такого прорыва
Когда после столкновения Магнуссена, Вандорна и Риккиардо объявили режим "машины безопасности", обратил на себя внимание еще один эпизод, точнее, столкновение. Два французских гонщика Роман Грожан и Эстебан Окон вели борьбу за позицию, даже не пытаясь снижать скорость, поскольку авария произошла позади них. Но, как потом оказалось, после стартовой кутерьмы на "ХААС" Грожана был медленный прокол. Из-за этого его машину развернуло в одном из поворотов. А поскольку именно в этот момент он пытался защититься от атаки своего молодого соотечественника, то болиды зацепились и продолжили свой "разворотный путь" уже вместе, с выездом за пределы трассы. На повторе это выглядело красиво, словно две железные птицы в бальном танце параллельно кружились, не отпуская друг друга.
 
В результате этого инцидента Окон прервал свою рекордную серию "финишных гонок", длящуюся с самого начала его карьеры в Формуле-1. Представляете: все свои 27 предшествующих гонок Эстебан обязательно доезжал до финиша. При этом за нынешний сезон лишь одна его гонка в Монако была без набранных очков, в остальных же француз обязательно зарабатывал что-нибудь в копилку команде.
 
В столкновении двух французов стюарды сразу же усмотрели вину Грожана. Тот, конечно, долго возмущался, ссылаясь на то, что он не удержал свой болид на траектории из-за якобы случившегося до этого на стартовой прямой прокола. Но судьи были неумолимы, Роману выписали штраф в виде проезда по пит-лейну с остановкой на 10 секунд у боксов, а также добавив в "послужной список" виновнику еще и 2 штрафных балла. В свою очередь такая жесткость вызвала бурю негодования со стороны руководства американской команды, усмотревшей предвзятость стюардов именно по отношению к их гонщикам. Но, по правде сказать, что Магнуссен, что Грожан слишком уж часто попадают под огонь критики как стюардов, так и других пилотов за их поведение на трассе. И роль эдаких неуступчивых американских ковбоев все меньше добавляет им симпатии со стороны как болельщиков, так и журналистов Формулы-1.
 
"Самоучитель езды" от Феттеля
 
Еще один момент вызвал лично у меня неприязнь, хотя он и остался вне зоны внимания комментаторов и пишущей прессы. Речь идет о том, как Себастьян Феттель вел себя перед рестартом в начальной стадии гонки. Помните, как в Баку на Гран-при Азербайджана немецкий чемпион врезался в хвост "Мерседес" Льюиса Хэмильтона, а затем еще с досады и специально ударил колесами своего "Ферари" в бок болида британца? Тогда развернулась широкая дискуссия на тему: кто прав, кто виноват. В своей безусловной ошибке Себ обвинял соперника, мол, тот слишком резко затормозил. Как потом выяснилось из анализа телеметрии, Льюис не тормозил перед столкновением, а просто сбросил газ. Но даже если бы он затормозил, то он имел на это право, поскольку двигался позади машины безопасности и мог самостоятельно выбирать скоростной режим. Таковы правила. А уж обязанность следовавших за ним гонщиков - это соблюдать дистанцию до момента рестарта, чтобы не допустить столкновения.
 
В целом инциденты в режиме машины безопасности периодически случаются. Но чтобы так откровенно удариться в первую машину... Вспоминается лишь эпизод в Монако в далеком уже 2004 году. Тогда Михаэль Шумахер, следуя за сэйфети-каром, затормозил при въезде в туннель, и на него сзади налетел на "Уильямс" Хуан-Пабло Монтойя, отстававший от лидера на круг. Гонка великому Шуми была испорчена, он разбил свой болид в рельсах ограждения, хотя на результат чемпионата по концу сезона это не очень повлияло. Михаэль заработал тогда свой 7-й и последний чемпионский титул.
 
Надо сказать, что Шуми частенько применял такой способ "оттормаживания" соперников в режиме "безопасности", чтобы, во-первых, прогреть остывающую очень быстро резину, а во-вторых, чтобы не потерять лидерства в момент рестарта. И тот инцидент в Монако надолго запомнился всем потому, что после него все гонщики стали ездить поаккуратнее перед рестартом, чтобы не получить аналогичный "колумбийский урок" со стороны преследующих их соперников. Но в любом случае всегда оставалось железное правило: кто впереди - тот всегда прав, задний должен соблюдать безопасную дистанцию.
 
Себастьян Феттель сумел опередить всех в Бразилии

И вот после бакинского инцидента, который, по моему глубокому убеждению, слишком мягко закончился для Феттеля, пришла пора самому Себастьяну показывать пример поведения лидирующей машины в режиме "сэйфети-кара". И наверняка многие были изумлены, видя, что вытворял пилот "Феррари" перед "Мерседес" Боттаса на Интерлагосе. Феттель откровенно тормозил, практически останавливаясь на трассе, пытаясь "сбросить с кормы" нежеланного конкурента. Понятно, что на бразильском автодроме слишком сложно удержать лидерство при рестарте. Таковы уж особенности этой трассы, где последние три поворота проходятся с педалью газа "в пол", идет наклон дорожного полотна и в конце стартовой прямой еще можно воспользоваться слип-стримом, чтобы атаковать лидера. Зная это из своего уже большого опыта, Феттель откровенно притормаживал весь пелотон, чтобы затем в нужный момент рвануть с места, создав себе безопасный интервал от идущего по пятам Вальттерри Боттаса.
 
Интересно, думал ли в эти мгновения Феттель о своих бакинских претензиях к Льюису? Считал ли он себя абсолютно правым в данный момент на подобные действия, фактически противореча всем своим требованиям, которые летом в Азербайджане выдавал как законные и соответствующие духу регламента?
 
Жаль, что не поучилось у меня в этом году поехать в Сан-Паулу. А то бы на пресс-конференции тройки победителей Гран-при Бразилии я бы не преминул задать этот вопрос Себастьяну в лоб, потребовав объяснений.
 
Стролл - дилетантство или слепота?
 
О поведении "круговых" на трассе нынешнего чемпионата говорилось многое. Преимущество трех лидирующих команд настолько значимо, что уже к середине дистанции на любой трассе появляются те гонщики, которые отстают от лидеров на круг. Перед гонкой в Баку в этом году правила "синих флагов" были в очередной раз скорректированы: гонщика предупреждают теперь о приближении соперника, обгоняющего его на круг, когда расстояние до него сокращается до 1,2 секунды. По мнению FIA, этого вполне достаточно, чтобы пилоты могли найти возможность не мешать друг другу в гонке.
 
Если же после показанных 3 синих флагов (их показывают маршалы на специальных постах вдоль трассы) "круговой" так и не пропустил преследователя, то он наказывается штрафом или дисквалификацией.
 
На завершающей части гонки, когда Льюис Хэмильтон шел на секунду быстрее лидеров, прорываясь к "месту на подиуме", он неожиданно уперся в "Уильямс" канадского дебютанта Лэнса Стролла. Удивительное дело: перед этим совершенно свободно пропустив едущего с ним "в круге" Пьера Гасли, Лэнс пристроился французу в хвост и совершенно не обращал внимания на то, что позади него практически "на фонарях" уже висит "Мерседес" действующего чемпиона. И было непонятно, то ли Стролл его не видит в зеркалах, то ли решил не отпускать французского дебютанта "Торо Россо" в надежде, что Хэмильтон и так легко справится с его обгоном. В итоге Льюис потерял 2 секунды на том круге, в ожидании "свободной трассы", не рискнув пойти на обгон "ослепшего дебютанта".  

Райкконнен
 
Как знать, может быть, именно этих двух секунд и не хватило затем Льюису, чтобы провести одну-единственную важную атаку на позиции Кими Райкконнена под самый занавес гонки. Слегка перетормозив на предпоследнем круге, британец так и не смог пройти финского чемпиона с ходу, финишировав затем от него с интервалом менее, чем в секунду.
 
Стюарды не стали наказывать Стролла, формально он имел право трижды проигнорировать синие флаги, хотя в подобных условиях более опытные пилоты, оказываясь в роли "круговых", предпочитают сразу же уступать дорогу лидерам.
 
Прощание Фелиппе
 
Еще одним фактом запомнился нынешний Гран-при Бразилии. Об окончании своей карьеры за несколько недель до этого объявил Фелиппе Масса. Родом непосредственно из Интерлагоса бразилец действительно является кумиром местных болельщиков. Его славная формульная карьера долго была связана с "Феррари", в составе которой он в 2008 году едва не стал чемпионом. Все решилось на последних секундах гонки здесь же на этой трассе. Фелиппе тогда блестяще победил в дождевых условиях, а его основной конкурент Льюис Хэмильтон шел всего лишь на 5-м месте, что фактически делало бразильца чемпионом. Но на последнем повороте едущий на сликах Тимо Глок неожиданно ошибся в пилотировании, и Льюис финишировал 4-м, обойдя в общем зачете Фелиппе на 1 очко.

Фелиппе Масса
 
Затем была авария в 2009 году в Венгрии, когда попавшая в голову бразильцу пружина подвески, выпавшая из впереди идущей машины, едва не похоронила гонщика. Перед уже "уходом на пенсию" Фелиппе перебрался в "Уильямс", из которого в прошлом году  под конец сезона и собрался уходить. Но внезапное расставание с Формулой-1 Нико Росберга вынудило "Мерседес" забрать из британской команды Боттаса, тем самым дав возможность Фелиппе еще один год погоняться. В этом году прощание с командой стало уже окончательным.
 
И надо сказать, что гонка, которую Фелиппе провел в этот раз на автодроме Интерлагос, была выше всяких похвал. На старте опередив нескольких соперников, а затем после рестарта еще обойдя и Фернандо Алонсо, бразилец почти всю дистанцию ехал на 5-м месте позади "четверки" лидеров. Лишь когда его обошли Хэмильтон и Риккиардо, Фелиппе оказался на 7-м месте. Почти всю дистанцию его прессинговал на "МкЛарен" испанский чемпион. Но к чести бразильского ветерана, он не уступил и финишировал лучшим "из остальных", как сейчас принято называть весь пелотон, выделяя в лидирующую группу "Мерседес", "Феррари" и "Ред Булл".
 
Прощание Фелиппе с болельщиками, его слова, сказанные с высоты бразильского подиума, куда FIA ему разрешила подняться по такому случаю, были искренними, трогательными и очень задушевными. А Бразилия из-за этого ухода на следующий сезон осталась без единого пилота в Формуле-1.
 
Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter