«Формула-1». Гран-при США. Скудерия побеждает в любимой стране Энцо Феррари

Очевидцы, знавшие великого Коммендаторе, которому своим созданием обязана команда «Феррари», утверждают, что он очень любил Америку. Хотя сам так ни разу там и не побывал. Тем значимее была победа, которую добыли в это воскресенье Шарль Леклер и Карлос Сайнс на автодроме в Остине. Они в убедительной манере выиграли Гран-при США «Формулы-1», принеся итальянской скудерии победный дубль и оставив позади себя обоих претендентов на чемпионский титул.


Накануне, в субботу, команды продемонстрировали свои силы в пробном поединке, ведь этот гоночный уик-энд проходил в спринтерском формате. После всего лишь одной сессии свободных заездов в пятницу прошла квалификация, чтобы определить порядок размещения машин на субботнюю гонку-спринт. Напомним, что эта короткая гонка по регламенту проходит лишь на 100 км — трети полной дистанции Гран-при. При этом ее длительность не должна превышать 30 минут. Хорошая рыцарская разминка перед главным поединком.

Чемпион по победам в спринте

Победителем спринтерской квалификации неожиданно для многих стал Макс Ферстаппен. Хотя эта неожиданность, прямо скажу, была несколько преувеличена. Как-никак голландец сейчас выступает на чемпионской машине и в роли действующего чемпиона. Да, уже несколько месяцев темп болидов соперников регулярно оказывается выше, чем у машин «Ред Булл». Но австрийская «конюшня» тоже не стояла на месте. Привезенные в Калифорнию новинки дали о себе знать, возвратив Ферстаппену уверенность в потенциале его машины.

Впрочем, судьбу поула решали считаные доли секунды. Первые 5 гонщиков команд-лидеров по своим результатам вместились в мизерный интервал величиной всего 0,25 сек. И это на круге длиной более чем 5,5 км.

На старте спринта Максу Ферстаппену удалось сохранить свое лидерство. Но внимание публики было приковано к главному конкуренту голландского чемпиона в борьбе за нынешний титул Ландо Норрису. Удачно стартовав с 4-й позиции, пилот «МакЛарен» сумел опередить и «Феррари» Шарля Леклера, и «Мерседес» Джорджа Рассела. Как это обычно и происходит после первого круга, на некоторое время на трассе установилось равновесие. Пелотон быстрой змейкой извивался, описывая каждый поворот трассы. Зрители приветствовали каждый проезд своих любимчиков напротив их трибун, подбадривая гонщиков к решительным действиям.

Пока Макс Ферстаппен в скромном одиночестве возглавлял гонку, позади него атмосфера накалялась. Джордж Рассел пытался вернуть свою утраченную позицию, но Ландо Норрис удачно отбил несколько атак. Следом за ними шла дуэль пилотов «Феррари». Карлос Сайнс, которому в конце сезона придется уступить свое место Льюису Хэмилтону, не собирался «прикрывать тылы» своему напарнику. Он упорно атаковал монегаска, пока тот не сдался, пропустив вперед настырного испанца. Командный мостик скудерии предпочел не вмешиваться в выяснение отношений между их пилотами.


Темп у Карлоса был явно быстрее, чем у Шарля. И, не успокоившись на достигнутом, Сайнс уже погнался за следующей жертвой. Машины «Феррари» явно были быстрее, чем на предыдущих этапах. Свой редут вынужден был уступить испанцу и Джордж Рассел на «Мерседес». А под самый конец спринта не смог оказать достойное сопротивление Карлосу и Ландо Норрис. Обороняясь, он допустил блокировку колес своего «МакЛарен» в одном из поворотов, и Сайнс тут же этим воспользовался. Более того, Шарль Леклер попробовал повторить маневр своего напарника и тоже бросился в атаку на Норриса. Но Ландо за счет позднего торможения перекрыл оптимальную траекторию «Феррари» соперника и остался впереди. Повторная попытка атаки едва не стала причиной столкновения. Но в самый последний момент Леклер предпочел затормозить, чтобы хотя бы доехать до финиша, до которого оставалось меньше одного круга.

Поскольку на подиум после спринта гонщики не поднимаются, то награждения они принимали прямо на пит-лейне у импровизированного щита. Эдакий подиум снизу. Тем самым организаторы подчеркивают, что настоящая гонка еще впереди, а это просто была разминка перед главными событиями, после которой даже гимн страны гонщика-победителя не звучит. Ферстаппен, Сайнс и Норрис получили скромные призы и баллы в личный зачет. Соответственно, 8, 7 и 6. Следом за ними в итоговом протоколе разместились Леклер, Рассел и Хэмилтон. Льюис за несколько кругов до финиша сумел нагнать своего напарника, убившего шины в борьбе с пилотами «Феррари». Но с командного мостика «Мерседес» поступил приказ, завуалированный под рекомендации, из которого следовало, что обгон нежелателен. На общий зачет Кубка конструкторов положение пилотов никак не влияло, а риск разбить машину перед главной квалификацией был очень высок.

Последними, кому достались хоть какие-то очки за спринт, были пилоты команды «Хаас» Кевин Магнуссен и Нико Хюлькенберг. Они сумели удержаться на своих позициях, хотя настигнувшие их Серхио Перес и Оскар Пиастри явно не желали мириться с этим положением.

Таким образом, Макс Ферстаппен в 11-й раз выиграл спринтерскую гонку, еще более укрепив свое лидирующее положение в неформальном чемпионате победителей спринта. Помимо него в этом списке фигурируют Вальттерри Боттас (дважды) и по одному разу победы в спринте одерживали Серхио Перес («Ред Булл»), Джордж Рассел («Мерседес») и Оскар Пиастри («МакЛарен»). Всего на сегодняшний день в «Формуле-1» было проведено 16 спринтерских уик-эндов.

Макс Ферстаппен выходит на тропу войны

Что бы ни говорили специалисты и журналисты по поводу якобы сильно упавшего темпа машин «Ред Булл» по сравнению с началом сезона, события на трассах, куда приезжает «Формула-1», опровергают эти выводы. Бесспорно, заслуга действующего чемпиона в этом есть. Недаром же на его фоне Серхио Перес выглядит если и не дебютантом, то уж во всяком случае посредственным середнячком. И также недаром множатся слухи, что мексиканца собираются заменить уже в следующем сезоне на более перспективного гонщика.

Но то, что соперники приблизились по характеристикам своих машин к действующим чемпионам, тоже не вызывает сомнений. Поэтому Максу Ферстаппену для победы в чемпионате сейчас нужно рассчитывать даже больше не на свои победы, а на то, чтобы главные конкуренты не набирали много очков.

В прошедшее воскресенье на трассе в Остине в рамках Гран-при США «Формулы-1» голландец ярко продемонстрировал, что он ни перед чем не остановится в достижении своей цели получить очередной чемпионский титул. И для этого, по его мнению, все средства хороши — как легальные, так и нет. Фактически действующий чемпион объявил войну всем, кто имеет хоть какие-то шансы помешать ему. В данный момент его главным конкурентом является Ландо Норрис. И не надо мудрствовать лукаво, чтобы понять: опередив британца в гонке, Макс только упрочивает свое положение, снижая до минимума шансы гонщика «МакЛарен» навязать ему борьбу. И если уж Норрис оказывается впереди, то обоюдный сход может служить решением проблемы для голландца в данный конкретный момент в отдельной конкретной гонке.

На стартовой решетке воскресной гонки, порядок которой определила субботняя квалификация, первая шестерка выглядела почти типично для этого сезона. Обладатель поула Ландо Норрис и рядом с ним Макс Ферстаппен, формально на первом ряду, но, правда, на корпус машины чуть поодаль. Второй ряд у пилотов «Феррари», где Карлос Сайнс, воодушевленный успехом в спринте, чуть опередил Шарля Леклера на каких-то всего 0,09 секунды. Третий ряд по итогам квалификации разделили Оскар Пиастри («МакЛарен») и Джордж Рассел («Мерседес»). У австралийца напарник был во главе гонки, а у британца — в самом конце пелотона. Поэтому внутрикомандной борьбы и приказов с командных мостиков им вроде бы опасаться не стоило, равно как и надеяться на поддержку руководства с использованием этих самых приказов. Не тот случай, казалось бы. Но на поверку вышло так, что из-за необходимости внести изменения в настройки на болиде Джорджа механикам пришлось нарушить требования закрытого парка. В итоге Рассел стартовал с пит-лейна.


Для Льюиса Хэмилтона такое провальное выступление в квалификации было несвойственным. Но строгие судьи, заручившись поддержкой электроники, весьма строго смотрели за соблюдением границ трассы. Лучший круг Льюиса был аннулирован, и, увы, 7-кратный чемпион оказался в самом хвосте стартовой решетки.

Подобной участи удостоился и Серхио Перес. Но мексиканцу не повезло лишь в 3-м сегменте, его 10-е место на старте было куда более предпочтительным, чем 18-е у Хэмилтона.

Ферстаппен в своем репертуаре

Иначе и не скажешь, просмотрев многократно записи событий первого круга в первом повороте. Норрис стартовал отлично и успел перекрыть траекторию «Ред Булл» Ферстаппена. Только вот свою запланированную с инженерами работу британец не доделал до конца. Если бы Ландо полностью закрыл проезд по внутреннему радиусу, то Максу пришлось бы либо тормозить, либо сталкиваться со своим главным конкурентом. А пилот «МакЛарен» оставил все же небольшую лазейку слева от своей машины. И было это слишком самонадеянно и даже опрометчиво.

Действующий чемпион резко устремился в эту щель, и за счет более позднего, чем Норрис, торможения он сумел к апексу поворота сравняться с машиной соперника. Фактически Макс не оставил Ландо выбора, вынудив того выехать за пределы трассы. Самому Ферстаппену тоже не хватило места на траектории, но дело было сделано: противник не смог повернуть в поворот. Подобный маневр строго пресекался стюардами по ходу этой гонки, но только не на первом круге и не по отношению к голландскому чемпиону. Откровенное выталкивание с трассы на старте гонки почему-то судьи посчитали обычным гоночным инцидентом. Мол, на первом круге мы разрешаем пилотам бороться между собой, даже не всегда по правилам, ради сохранения интриги и зрелищности. Странные двойные стандарты.

Лучше всех в создавшейся обстановке сориентировался Шарль Леклер. Он с легкостью взял на себя роль лидера, обойдя сразу троих пилотов, стартовавших впереди него. Его напарник Карлос Сайнс уперся в машину Макса и, пропустив вперед Шарля, успел хотя бы отыграть одну позицию за счет обгона Норриса. Испанец попытался было атаковать Ферстаппена. Заметно было, что машины «Феррари» быстрее, чем болиды соперников. Но действующий чемпион слишком хорошо контролировал ситуацию. В поворотах, которыми славится автодром в Остине, Макс чувствовал себя уверенно, пресекая любые попытки обойти себя. Если же соперник приближался вплотную, то Ферстаппен применял свой излюбленный и не раз проверенный маневр: выталкивание за пределы трассы по причине якобы невозможности вписаться в поворот. Зная неуступчивый характер голландца, его соперники отруливали в сторону, чтобы избежать столкновения, и готовились к следующей атаке.

Не помог опередить Макса даже неожиданный выезд машины безопасности. Из-за каких-то технических неполадок или неправильных регулировок в совершенно безобидной ситуации потерял управление своим «Мерседес» Льюис Хэмилтон. Машина выехала в гравийную ловушку и застряла там окончательно. Расстроенный британский чемпион вынужден был покинуть болид и отправиться в боксы своей команды.


После рестарта особых перемен в порядке пелотона не было. За шесть кругов после ухода машины безопасности Шарль Леклер увеличил свой отрыв от преследовавшего его Ферстаппена уже больше чем на 5 секунд, и расстояние между лидерами продолжало увеличиваться.

И все же в скудерии сумели обеспечить своему испанскому пилоту обгон противника. Карлоса позвали на пит-стоп раньше других из лидирующей группы гонщиков. И именно это ему позволило после остановки четырьмя кругами позже в боксах «Ред Булл» Ферстаппена выйти вперед голландца. Следом за Максом, спустя круг, перешел на новые шины и Шарль Леклер. Он вернулся на трассу впереди своих основных конкурентов на победу в этой гонке и довел начатое на стартовом круге до логичного завершения. Одержанная пилотом скудерии победа была уверенной, элегантной и, главное, очень нужной как для команды, так и для самого гонщика. Зрители по достоинству оценили вклад самого пилота в этот успех «Феррари». Шарль получил звание гонщика дня. Карлос Сайнс пересек линию клетчатого флага почти в 9 секундах позади победителя. Но это не могло не радовать итальянскую скудерию. По победам, причем не благодаря какой-то случайности или вылету лидеров, а самым настоящим, добытым в сражении с соперниками, в Италии уже давно соскучились.

Сомнительная борьба за место на подиуме

Опередив Ферстаппена к финишу на 10 секунд, Карлос Сайнс мог не переживать за свое место на подиуме. А вот голландскому чемпиону и его команде пришлось сильно поволноваться, чтобы не потерять 3-ю позицию. За 15 кругов до финиша Ландо Норрис на более свежих шинах сумел настичь Ферстаппена, и началась самая настоящая чемпионская дуэль. Или, точнее сказать, дуэль с чемпионом, ведь Ландо пока еще этого титула в «Формуле-1» ни разу не имел.

Напряжение возрастало с каждой попыткой атаковать. Было ясно одно: либо пилот «МакЛарен» сумеет все же обогнать голландского чемпиона, либо между ними обязательно что-нибудь произойдет. Еще свежи в памяти события Гран-при Австрии, когда вот так же Ландо и Макс выясняли отношения на трассе и не смогли избежать аварии. Поэтому Норрис в Остине держался чуть осторожнее, чем в Спиелберге.

И вот, когда очередная атака почти удалась и стало ясно, что Ландо сейчас обгонит Макса, голландский чемпион откровенно направил свой болид, как и на первом круге, по внутренней стороне левого поворота, стараясь затормозить как можно позже. Ясно, что ему не хватило бы места на трассе, но тем самым он выталкивал за пределы траектории и своего соперника. Обе машины выехали за белую линию. Норрису, чтобы избежать столкновения, пришлось взять еще шире по асфальтовой зоне безопасности. И за счет чуть большей скорости британец даже обогнал голландского чемпиона.


Стюарды взяли в рассмотрение этот эпизод. Но только на предмет, правильно ли был совершен обгон гонщиком «МакЛарен» с использованием участка асфальта вне трассы. И как-то совсем безнаказанными остались действия Ферстаппена по умышленному выталкиванию соперника за пределы трассы. Решение было принято в пользу чемпиона. Ландо получил штраф в 5 секунд. До финиша оставалось немного, и оторваться Норрису удалось лишь на 4,2 секунды. В итоге на подиум за шампанским отправился Ферстаппен, а не его главный соперник в борьбе за титул.

Тут же разгорелись жаркие споры по поводу этого решения судей. Ведь по ходу гонки несколько пилотов за точно такие же действия, какие продемонстрировал Макс Ферстаппен в этом эпизоде, получили 5-секундные штрафы. А голландскому чемпиону это сошло с рук — и в первом повороте, и в этом конкретном эпизоде.

По моему глубокому убеждению, своими действиями стюарды лишний раз подтвердили свое особое отношение к голландцу. Его если и штрафуют за подобные действия, то очень редко, и только если инцидент завершается печально для другого гонщика, как это было в Австрии.


А ведь регламент четко обозначает, за что в этой ситуации можно и нужно было наказывать пилотов. И конкретно в этом сомнительном эпизоде: сначала следовало наказать Макса за выдавливание соперника с трассы штрафом в 5 секунд, а затем нужно было наказывать Ландо за то, что он получил преимущество, используя покрытие вне трассы, и совершил обгон, после которого не вернул выигранную позицию. И теми же 5 секундами. Таким образом справедливость была бы восстановлена.

В целом впечатление от этой интересной и богатой событиями гонки из-за этого «двуличия» судей было подпорчено. В очередной раз стюарды повели себя непоследовательно. В итоге Ферстаппен сумел увеличить свой отрыв от Норриса, все еще сохраняющего шансы на титул, на 5 очков: 3 — за победу в спринте и 2 — за гонку. Теперь буквально в пятницу начнутся свободные заезды и квалификация уже перед следующей спринтерской гонкой. Гран-при Мексики пройдет 27 октября. Он наверняка не оставит нас равнодушными к происходящему.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter