Формула-1. Гран-при Сингапура. Квалификация

Ночные кошмары «Феррари»

Что может быть страшнее кошмаров, которые снятся вам в ночное время? Квалификация в эту субботу в Сингапуре для команды «Феррари» была сродни кошмарной ночи. В финальном сегменте Карлос Сайнс, допустив ошибку дебютанта, разбил свой болид на медленном круге, а Шарль Леклер в своей единственной из-за этой аварии попытке выехал за пределы круга. Его результат был аннулирован. На стартовой решетке у болидов итальянской скудерии был лишь скромный 5-й ряд.



Городская трасса Формулы-1 в Сингапуре — это уникальное место. Во-первых, здесь с момента первого Гран-при в 2008-м году не было ни одной гонки без выездов машины безопасности. Во-вторых, здесь всегда жаркая и влажная погода. В-третьих, здесь нет ни одной прямой, где бы можно было бы передохнуть пилотам, и практически всю дистанцию они вынуждены бороться без устали с поворотами, идущими один за другим. В-четвертых, это практически ночная гонка, поскольку она проходит при искусственном освещении в темное время суток. И при всем при этом это городской автодром, где нет привычных гравийных зон безопасности. И любая ошибка в пилотировании, любое касание вплотную стоящих к трассе защитных барьеров способно привести к жесткой аварии и сходу с дистанции.

Вопреки ожиданиям 

По всем прогнозам основное противостояние в квалификации должно было быть между Шарлем Леклером («Феррари») и Ландо Норрисом («МакЛарен»). Именно эти пилоты поочередно возглавляли протоколы свободных заездов в пятницу, когда гонщики вместе со своими инженерами активно искали оптимальные настройки на предстоящую квалификацию. Практически все команды ставили ставку именно на субботнюю схватку, поскольку на этой необгонной трассе место на стартовой решетке зачастую остается таким же на финише. Редкие совершаемые здесь обгоны не характерны для этого автодрома, хотя организаторы Гран-при Сингапура и пытались в последнее время как-то улучшить ситуацию с подобный репутацией. 



Нет, конечно, с Монако это не сравнить. Там и вовсе об обгонах можно забыть, если ваша машина не имеет преимущества в 2–3 секунды на круге над соперником. Здесь же обгоны иногда совершают. И главным образом за счет преимущества в скорости, достигаемого за счет лучшей работы с шинами. Если же шины у машин сравнимы по своему состоянию, то, даже имея чемпионский болид, можно надолго застрять здесь позади более медленного соперника. Что же касается обгона «круговых», которые изредка, но все же появляются на сингапурской трассе, то их опережение даже при помощи синих предупредительных флагов требует максимум внимания от более быстрых пилотов. 

Команда «Мерседес» мучалась в поисках лучших настроек, чтобы не намного отстать от лидирующих в свободных заездах гонщиков. А в «Ред Булл» столкнулись с проблемой «козления» болидов, с которой другие команды успешно справились еще в прошлом сезоне. Австрийская «конюшня» словно вернулась на пару лет назад, только с тем отличием, что тогда техническому коллективу под руководством Эдриана Ньюи удалось сразу же найти оптимальное решение проблемы. За счет этого австрийские болиды и доминировали над конкурентами, с успехом внедряя новшества и не отвлекаясь на «козление». Теперь же управление машинами «Ред Булл» требовало огромных усилий и мастерства, а небольшие новинки не давали ожидаемых результатов по улучшению скоростных характеристик машин. 

На пресс-конференции перед Гран-при Макс Ферстаппен в прямом эфире обругал практически матом свой болид, отвечая на вопрос журналистов по поводу того, будут ли чемпионы конкурентоспособны в Сингапуре? Этот факт не прошел мимо инспекторов FIA, и голландский чемпион был «сурово» наказан предупреждением и обязательными общественными работами. Как раз накануне случившегося, будто предвидя эту чемпионскую матерщину, президент FIA обратил внимание всех гонщиков на неприемлемость использования грубых выражений в переговорах по радио с командами, а также во время пресс-конференций. Понятно, что со стороны Макса это было сродни вызову, брошенному в адрес международной федерации.



Подобное наказание Ферстаппен уже получал и ранее за свои нелестные характеристики в адрес стюардов. Теперь вот опять. На мой взгляд, если уж наказывать Макса в этот раз, то надо было со штрафными баллами в копилку гонщика, где достижение 12 баллов за год грозит дисквалификацией на гонку. А вышло, что опять просто пожурили «любимчика-чемпиона» и попросили пару дней бесплатно поработать на благо спортивного общества. 

Но даже это наказание обидело Ферстаппена настолько, что он позволил себе откровенно игнорировать вопросы ведущего пресс-конференцию журналиста в субботу вечером, отделываясь короткими малозначащим фразами. Таким был своеобразный протест лидера чемпионата против принятого FIA решения. 

Но это все закулисье. Что же касается конкретной ситуации во время квалификации, то она развивалась не совсем так, как многие то предсказывали. После откровенных неудач в последних нескольких гонках мало кто ставил ставки на то, что Ферстаппену удастся побороться за поул. Лучшее для него, судя по ставкам и прогнозам, планировалось место в конце первой «шестерки». Поэтому когда финальная версия итогового протокола квалификации показала, что Макс будет стартовать с первого ряда, это удивило даже самого голландского чемпиона. Ведь его напарник на точно такой же машине был лишь 13-м. Как же так получилось?


Высокая плотность результатов 

В первом сегменте Ландо Норрис проехал лучше всех. Но результаты были настолько близки, что в пятерке выбывших оказались лишь те, кто проехал медленнее лидера более, чем на секунду. 

Во втором сегменте вновь интервалы между временами, показанными пилотами на своем самом быстром единственном круге, тоже были незначительными. Лишь последние два пилота из 15 соревновавшихся превысили условный сравнительный габарит, который мы зачастую формально определяем для себя как 1 секунда, соответственно на незначительные 0,15 сек и 0,01 сек. Неожиданным оказалось присутствие в группе выбывших из игры Серхио Переса. После ошеломляющей вспышки успеха в Баку, к сожалению завершившейся бессмысленной аварией на предпоследнем круге и инфарктом отца гонщика, мексиканский пилот «Ред Булл так и не нашел подход к своей машине. То ли опять утратил уверенность в своих силах, то ли прессинг от аварии на предыдущем Гран-при сильно давил на сознание Серхио были тому виной. А может и восстановленный наспех болид имел не оптимальную версию своей конструкции. Ответов на эти предположения найти не удалось. 



Примечательным во втором сегменте было то, что оба пилота «Уильямс» ехали с удивительно схожим временем. И условная победа Александра Элбона над аргентинским дебютантом, пришедшим в Формулу-1 несколько недель назад не с лидирующих позиций Формулы-2, не выглядит столь большим успехом для тайского гонщика. В первой попытке Франко Колапинто уступил своему очень опытному напарнику всего 0,025 сек, а во втором сегменте, где гонщики легендарной британской «конюшни» заняли соответственно 11-е и 12-е места, их результаты отличались всего на 0,007 сек. Для сравнения скажу, что во время трансляции только в командах и в пресс-центре имеются табло, где результаты прохождения круга даются с точностью до тысячных долей секунды. Остальные обычно дают данные с точностью до сотых. И для зрителей зачастую минимальная разница в тысячных долях выглядит, как совершенно одинаковое время. 

Пример с командой «Уильямс» весьма показателен. Довольно неожиданная замена американского гонщика Логана Сэрджента на не очень блещущего своими результатами аргентинца Франко Колапинто вдруг оказалась в центре внимания. До сей поры все напарники Элбона были повержены им с убедительным преимуществом. С аргентинским новичком так не получилось. И тут справедливо встает вопрос: а так ли уж хорош сам Александр, про которого говорили, что даже на таком тихоходе как «Уильямс» он способен пробиваться в финал квалификации и в гонке регулярно зарабатывать очки? А может нынешняя машина британской «конюшни» с мотором «Мерседес» действительно уже едет быстро и способна на хорошие результаты? Тогда понятно, почему даже дебютант Формулы-1, впервые севший за ее руль, способен выходить в финальный сегмент квалификации и даже при случае зарабатывать очки. Хотя еще совсем недавно «Уильямс» имела твердую прописку в группе аутсайдеров. 


Красные флаги и сюрпризы квалификации

Своей аварией в финале квалификации Карлос Сайнс удивил всех. Не потому, что он был единственным, кто разбил машину в субботу после обеда. А потому, как он это сделал. Дело в том, что испанец находился в тот момент на круге выезда из боксов. И он только собирался начать свой быстрый круг черед несколько поворотов. Пропустив вперед себя одного из соперников, завершающих быстрый круг, Карлос на всех парах устремился за ним и не рассчитал, что холодные шины при большом крутящем моменте способны предательски скользнуть с правильной траектории. Нажав резко на педаль газа, Сайнс сам спровоцировал занос своей машины из-за пробуксовки. А дальше уже он ничего не смог сделать. Отловить болид, чтобы вернуть его на траекторию, ему уже не удалось. Из водителя гонщик Скудерии превратился в пассажира. Машина улетела в отбойники и сильно ударилась кормой, полностью сломав заднюю подвеску. Результат — красные флаги и старт в воскресенье с 10-го места. И то, если механики сумеют собрать болид за оставшееся до гонки время. Невеселое занятие, откровенно говоря. 

Как единичный случай — это могло случиться с любым гонщиком. Но все же не будем забывать, что это был медленный круг выезда из боксов. Отсюда и вина полностью на Карлосе Сайнсе. Его оправдание, типа «я не мог себе и представить, что непрогретые шины так себя поведут и не будут держать трассу», выглядит малоубедительным. Ошибка дебютанта — иначе и не назовешь. Если сюда припомнить еще и то, что случилось в Баку меньше недели назад, то можно себе представить в каком сейчас состоянии пребывает испанский гонщик, доезжающий свой последний сезон за команду «Феррари». 



Самое обидное для Скудерии было и то, что красные флаги, вызванные этой аварией, испортили первую попытку напарнику Сайнса. Шарлю Леклеру оставалось надеяться лишь на счастливое стечение обстоятельств и удачную последнюю попытку показать лучшее время на быстром круге. Но активно атакуя поребрики в одном из поворотов, лидер итальянской скудерии допустил небольшую помарку, выехав всеми четырьмя колесами за пределы трассы. Всего на каких-то несколько сантиметров, но это не ускользнуло от пристального и строгого внимания камер слежения. Попытка была аннулирована, а поскольку она была единственной, то Шарль Леклер в протоколе остался на 9-м месте. Не лучшая, прямо скажем, стартовая позиция для сингапурского автодрома. 

Ландо Норрис закономерно выиграл поул. На втором ряду неожиданно оказались пилоты «Мерседес». Льюис Хэмилтон, опередивший на 0,026 сек своего напарника Джорджа Рассела, с оптимизмом заметил, что после нервного поведения на свободных заездах в финале квалификации машина неожиданно быстро поехала. Настройки, выбранные инженерами, оптимально совпали с ожиданиями гонщика. 


5-е место пилота «Макларен» Оскара Пиастри в квалификации трудно назвать успехом. Австралийский гонщик совершил не менее трех небольших ошибок на своем быстром круге. Не будь их, он вполне мог посоперничать со своим напарником, взявшим поул. 

А вот 6-й результат Нико Хюлькенберга был приятной неожиданностью. Он вовремя сумел собрать воедино в своей единственной попытке времена на всем протяжении дистанции, оказавшись не просто лучшим среди остальных, не считая лидеров. Ведь позади него на стартовой решетке в воскресенье должны были готовить свои машины оба пилота «Феррари» и Серхио Перес на «Ред Булл». Следом за немецким гонщиком с 4-го ряда получили право стартовать Фернандо Алонсо на «Астон Мартин» и Юкки Цунода на «РБ Виза». 



Гонка обещает быть интересной. И фактически она будет представлять собой противостояние двух претендентов на чемпионский титул. Скептики уже поспешили отдать преимущество на старте Максу Ферстаппену, отмечая, что Ландо Норрис еще ни разу успешно не стартовал, начиная в этом сезоне 4 гонки с поула. Но мне кажется, что в этот раз у лидера команды «МакЛарен» должно все получиться. А дальше уж как сложится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter