Андрей говорит, что сразу же связался с представителем компании, с которой он якобы не рассчитался: «Попросил предоставить мне соответствующие документы, на основании которых меня записали в «должники», либо разъяснить ответственным лицам, чтобы они нас больше не беспокоили. По предоставленным мною личным данным в организации провели проверку и не обнаружили никаких долгов. Что неудивительно, поскольку ни я, ни моя жена никогда ничего не приобретали у данной компании. После этого специалист пообещал передать информацию коллекторам, чтобы те удалили наш домашний номер из своей базы. И еще немного позже мне пришло сообщение с извинениями и уведомлением, что звонки прекратятся». Звонить на самом деле перестали. Но только на некоторое время. В конце августа после 6 часов вечера поступило еще 4 звонка от надоедливого робота. Андрей снова написал представителю компании о произошедшем. В ответ сказали то же самое, что и два месяца назад. Поинтересовался причиной — внятного ответа не услышал.
Вероятно, речь идет о каком–то сбое, над исправлением которого так никто и не потрудился. «Что со всем этим делать? Может, уже в милицию или в суд обращаться? У меня дома жена с тремя несовершеннолетними детьми. Не хватает еще, чтобы коллекторы, как в России, начали ездить по домам и долги выбивать...» — недоумевает и возмущается Андрей. Кстати, он пообщался со своими знакомыми и выяснил, что некоторые из них тоже столкнулись с похожей проблемой.
Мы обратились в Минюст, чтобы там помогли разобраться в ситуации. В ведомстве сказали, что граждане, пострадавшие от подобных действий, могут обращаться в министерство: ведь на первый взгляд в этой истории усматривается нарушение профессиональной этики со стороны фирмы, оказывающей юридические услуги. Но для каких–то конкретных выводов, разумеется, необходимо изучить имеющиеся факты, которые представлены посредством письменного обращения гражданина. Кстати, в министерстве обратили внимание, что в действующем законодательстве отсутствуют такие понятия, как «коллектор», «коллекторская деятельность» или «коллекторское агентство»: «Сегодня так называемая «коллекторская деятельность» не имеет нормативного определения в Беларуси. Оказание правовой помощи по взысканию с должников задолженности относится к деятельности адвокатов, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги в установленном законодательном порядке. Лица, оказывающие такие услуги, обязаны руководствоваться общепринятыми нормами морали, заботиться о престиже профессии и повышении ее общественного статуса».
В ведомстве добавили, что в настоящее время законом регламентирована деятельность системы органов принудительного исполнения. Они наделены компетенцией по принуждению должников к исполнению требований соответствующих документов. «В то же время существует Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, которое утверждено Указом Президента № 450. Согласно ему юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлена возможность получения специального разрешения (лицензии) на оказание юруслуг, в том числе по проведению работы по взысканию задолженности, включая досудебную работу, сопровождение исполнения решений судов и иных юрисдикционных органов», — говорят в Минюсте.
Заметим, что даже органы принудительного исполнения приступают к работе по получению задолженности только после обращения взыскателя и при наличии постановления суда или иного исполнительного документа государственного органа либо должностного лица. Становится понятно, насколько безосновательны грозные требования о возврате долгов со стороны фирм, получивших лицензию на оказание юридических услуг. Кстати, их деятельность по взысканию задолженности, осуществляющаяся строго в рамках закона, в большинстве случаев носит консультативный характер. Лицензионные условия в таких случаях — это соблюдение Правил профессиональной этики и Правил осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утверждаемых Министерством юстиции.
Есть ли другие ситуации, когда подобные фирмы досаждали гражданам? В Минюсте говорят, что сегодня в ведомстве располагают единичными фактами: «По результатам проведенных проверок по жалобам в отношении юридических лиц, занимающихся деятельностью по оказанию юридических услуг, Министерством юстиции были установлены факты нарушений законодательства со стороны лицензиатов, в связи с чем вынесены предписания об устранении нарушений».
Возможно, многие люди просто не обращаются с такими проблемами, пока они не приобретут угрожающий характер. Между тем напомним, что «СБ» уже писала о ситуациях, когда граждане сталкиваются с неэтичным поведением собирателей долгов. Так, минчанину, взявшему в рассрочку телефон и планшет, тоже всячески докучали из частной фирмы, которой поручили напомнить о небольшой задолженности. Тогда дело дошло до Генпрокуратуры. Выяснилось, что на коллекторскую контору было немало жалоб — за агрессивное и хамское поведение. В письмах должникам содержались угрозы. К ним даже прилагали якобы готовый приговор суда, в котором оставалось поставить только фамилию задолжавшего человека.
Безусловно, нужно ставить на место зарвавшиеся фирмы, занимающиеся возвратом чужих долгов. Не только чтобы обезопасить граждан, но и для того, чтобы они не бросали тень на своих коллег. Не стоит из–за отдельных компаний относиться ко всей сфере деятельности по взысканию долгов как к чему–то негативному. У добросовестных представителей в этой области есть своя ниша — работа в досудебном порядке. Когда выбираются корректные методы, то она вполне уместна. Что же касается ситуации нашего читателя, то, надеемся, он последует совету Министерства юстиции и письменно туда обратится со своей проблемой. Мы будет следить за продолжением этой истории.
zhur@sb.by