Системе образования следует подстраиваться под демографию и ожидания реального сектора

Знания для всех возрастов

Беларуси необходим технологический прорыв. Бесспорный тезис. И его по мере возможностей стараемся перевести в практическую плоскость в реальном секторе. Но при всех выгодах макро- и микроэкономических показателей от глубокой модернизации технологический прорыв несет в себе и немало рисков. Прежде всего социальных. Технологии развиваются стремительно и нередко обгоняют если не сознание людей, то квалификацию специалистов. Автоматизация, роботизация, цифровизация и другие современные процессы как таковые не приводят к безработице структурной. Рабочих мест хватает, но всегда есть опасность дисбаланса и разрыва между потребностями и ожиданиями работодателей и квалификацией работников. Предприятиям нужны промышленные программисты, а на рынке труда много чернорабочих и слесарей первого разряда. Образование через всю жизнь является уже не фигурой речи и штампом, а насущной необходимостью развития по всей вертикали — от личности до страны. Но как полноценно реализовать эту идею? По какому треку должна совершенствоваться система образования? Ключевая забота повышения квалификации кадров лежит на предприятиях или учреждениях образования? Или же необходима централизованная государственная политика, обеспечивающая синергию всех заинтересованных и причастных сторон? Об этом говорили во время круглого стола в рамках разработки Национальной стратегии устойчивого развития в Научно-исследовательском экономическом институте Министерства экономики. 

Мода или практицизм

Белорусы — очень даже образованная нация. И высшее образование в последние годы если не становится всеобщим, то превалирует. В 2023/2024 учебном году учреждения профессионально-технического образования выпустили 21,1 тысячи квалифицированных рабочих, а среднего специального — 29,6 тысячи. Дипломы высших учебных заведений (коих в стране 52) получили 50,3 тысячи выпускников. Прекрасный результат. И он вполне отвечает прицелу на технологический прорыв. Но у экспертов вызывает вопросы структура выпускников в разрезе специальностей. Все ли выпускники и в моменте, и в среднесрочной перспективе будут востребованы в экономике? 
Татьяна Бранцевич.
Заместитель министра экономики Татьяна Бранцевич уверена: между высшими учебными заведениями в силу объективных причин сформировалась чрезмерная конкуренция. И университеты начинают не только ориентироваться на свою историческую специализацию, но и осваивать востребованные направления. Когда молодежь стремилась в экономисты, финансисты и юристы, то многие учреждения образования открывали эти специальности. Хотя, объективно говоря, далеко не все из них обладали соответствующими компетенциями. Несомненно, в свое время сыграло роль и развитие платного направления в сфере высшего образования. И в силу этой коммерческой составляющей педагогика в какой-то степени стала зависимой от маркетинга. В 2010-х акцент молодежной популярности сместился в сторону IT-технологий. И если не все, то многие учебные заведения стали изобретать специальности с цифровым префиксом. 

В какой-то степени образование, по мнению Татьяны Бранцевич, превратилось в рынок услуг обучения. Причем даже если речь идет о бюджетных местах. Весной в школах начинается паломничество представителей различных учебных заведений, которые заманивают к себе завтрашних выпускников. У учреждений высшей школы стоит задача заполнить студентами места в аудиториях. А каков будет эффект? К сожалению, приходится констатировать: далеко не все выпускники работают по специальности изначально или меняют профессию после обязательных отработок. Получается, что значительные ресурсы на образование тратятся не совсем эффективно. 

Татьяна Бранцевич отметила, что сейчас количество вузов в Беларуси даже в какой-то степени избыточно. По ее мнению, необходимо провести ревизию и выработать некие принципы трансформации. Например, подготовку специалистов для реального сектора в большей степени сместить в региональные образовательные учреждения. А в столице сконцентрироваться на подготовке преподавательских и научных кадров. «Но этот вопрос требует серьезной проработки, важно все изучить, проанализировать и просчитать», — подчеркнула она. 


В какой-то степени с этим тезисом согласен заведующий кафедрой агробизнеса Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Виктор Васильев. Он отметил, что в областных центрах создали в свое время вузы с аграрной специализацией, но должного эффекта не достигли. «Нельзя специалиста в сельском хозяйстве подготовить «на асфальте», — убежден он. Городские студенты в конечном итоге с большой неохотой едут в деревню. В результате ветеринаров готовят вроде бы и много, а в хозяйствах их недостаточно. Все готовы лечить милых кошечек и собачек (хотя, по моему мнению, они тоже достойны внимания и заботы), а заниматься буренками и поросятами желающих меньше. 

По велению души

Сергей Пищов.
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов убежден: необходимо создавать институциональную среду, чтобы ребята выбирали профессию не за несколько дней до поступления, а определялись со своим будущим еще в школе. Там следует начинать работать с подростками. «Молодого специалиста надо привлекать в ту или иную отрасль или предприятие не на распределении, а на школьной скамье», — утверждает эксперт. Хорошо себя зарекомендовали специализированные классы: педагогические, инженерные и по другим направлениям. Также Сергей Пищов видит возможности в развитии целевых наборов как инструмента индивидуализации обучения. Предприятие, которое «заказывает» выпускника, способно сформулировать более четкие требования к его знаниям и навыкам, с первого курса активно участвовать в формировании будущего специалиста во время практики. «Даже если после обязательной отработки молодой специалист уйдет с этого предприятия, то велика вероятность, что он останется в отрасли», — отметил Сергей Пищов. 

Первый проректор Белорусского национального технического университета Андрей Сафонов также подчеркнул необходимость формировать представление о профессии еще в школе. И привел пример инженерных классов, которые очень популярны у подростков. «Многие школьники ничего толком не знают об инженерных науках», — объясняет Андрей Сафонов. — Не представляют, насколько интересной является инженерная специальность. Насколько она тесно и глубоко связана с высокими технологиями, в том числе цифровыми. Но не отвлеченными, а привязанными к определенным оборудованию и продукции». Андрей Сафонов убежден, что дефицит кадров в некоторых отраслях экономики является не только демографической, но и социальной проблемой, результатом иногда чрезмерной опеки. «Говоря метафорически, дети верят, что булки растут на деревьях, колеса сами по себе крутятся…» — говорит эксперт. В результате слишком беззаботного детства и отрочества (что в целом-то и неплохо) у молодежи формируются завышенные жизненные ожидания. Возвращение в реальность во взрослой жизни иногда приводит к глубокому разочарованию. На деле-то оказывается, что материальные блага создаются вовсе не новомодными профессиями. 

Андрей Сафонов.
 
Татьяна Мельникова.
По мнению ректора ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Татьяны Мельниковой, учреждения образования стали слишком клиентоориентированными. Количество абитуриентов в силу демографических обстоятельств сокращается. И каждый вуз старается всеми силами заманить к себе школьников. «Мы начинаем сачком ловить абитуриентов, — утверждает Татьяна Мельникова. — И предлагаем не столько востребованные, сколько модные специальности: компьютерный веб-дизайн, цифровые коммуникации и так далее. А позволит ли эта профессия обеспечить благосостояние в долгосрочной перспективе?» — задается вопросом эксперт. 

Андрей Сафонов констатировал, что предприятиям тоже не мешало бы объективно смотреть на реальность. В том числе на свои потребности и возможности.
Заявки от предприятий в 2—2,5 раза превышают количество выпускников. Причем некоторые предприятия хотят прописать в договоре пять и даже семь лет отработки по целевому набору, но претендующая на молодого специалиста компания толком не может объяснить свои перспективы.
Иной раз в цеха не очень приятно зайти, а заявка на 20 выпускников оформляется. Говоря проще, работодателям надо внимательно посмотреть на условия своего труда и оценить реально: а может ли кого-нибудь из молодых людей заинтересовать их предложение?

Знания или корочка

Познание профессии однозначно не заканчивается получением диплома в университете. Хотим мы этого или нет, но приходится повышать квалификацию всю свою трудовую жизнь. Эксперты высказывали мнение, что базовое образование необходимо формировать таким образом, чтобы оно не являлось закрытым процессом, а позволяло человеку перепрофилироваться. По убеждению Виктора Васильева, «мы слишком увлеклись компетентностными подходами: есть учебные планы, программы и так далее». Эксперт отметил, что было бы логично делать упор на общеакадемическое образование. И готовить не узких специалистов, а давать глубокое и качественное образование, чтобы у выпускника была развилка по выбору дальнейшей специализации. Скажем, готовить не конструктора бытовой техники, а инженера. Обладая широтой взглядов, они смогут найти свое место на рынке труда. 

Часть экспертов не исключала, что необходимо развивать дуальную систему образования, когда студенты технических вузов владеют 2—3 рабочими специальностями. В результате они знают и теорию, и практику. Сегодня обладатель диплома о высшем техническом образовании не имеет права трудиться на рабочих специальностях без соответствующей переподготовки. У такого подхода были и противники. Для подготовки современного работника нужна материально-техническая база. В профессионально-технических учебных заведениях она создана. А есть ли средства у университетов? И из каких источников взять средства на соответствующее техническое оснащение вузов станками и оборудованием? Другой вопрос, что предприятия могут участвовать в этом процессе более активно и предоставлять для подготовки свою базу. 


В целом, как уверены участники круглого стола, необходимо развивать систему последипломного образования, повышения квалификации. Исходя из потребностей и графика жизни зрелого человека. А учитывая нехватку трудовых ресурсов, не следует исключать из образовательного процесса и людей старших возрастных категорий. Необходимо создавать учебные курсы с использованием различных современных технологий удаленного образования. И четко осознавать: взрослые люди понимают, какие им знания необходимы, какие у них есть пробелы. И они не будут откликаться на программы, насыщенные предметами, далекими от практического применения. А тем более не будут за такое образование платить. Людям состоявшимся нужна не корочка, а конкретные знания. 

По мнению Татьяны Бранцевич, конкурентоспособных программ для взрослых в Беларуси не хватает. Кроме того, не всегда последипломные программы учитывают занятость зрелых людей и их нежелание загружать голову общими теориями и предметами. 


Несомненно, у нашего образования есть и значимые достижения. Но в стратегическом разрезе необходимо использовать все возможные резервы. В рамках экономики знаний (которая не придет, а мы фактически в ней уже живем) сфера образования в широком ее понимании приобретает фундаментальное значение. В частности, экспорт образовательных услуг может (а возможно, и должен) являться инструментом привлечения не только финансовых потоков, но и квалифицированных кадров в страну. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter