Цена хайпа: в блогерской среде становится модным резвиться на тему стоимости различных товаров

Зеленые «аналитики»

При всем своем многообразии блогосфера работает по весьма стандартным и зачастую даже упрощенным канонам. Тематика стопроцентно обеспеченного хайпа известна: как похудеть, «все мужики сволочи» и как дорого стало жить. Затронь любой этот сюжет самым незамысловатым образом — и глупый пост вполне может стать вирусным. Читателям — переживания, блогерам — слава. Точнее, количество просмотров и монетизация их по рекламным каналам. Видимо, отношение полов, диеты для улучшения пропорций тела уже поднадоели. Особенно подмочили репутацию этих историй уголовные дела в отношении небезызвестной российской звезды социальных сетей Елены Блиновской и сотоварищей. Поэтому взялись аналитики социального (или антисоциального, как на ситуацию посмотреть) контента за цены. И резвятся самым примитивным образом. 

Фото из архива «СБ»

Кстати, чтобы уважаемые читатели понимали: цены и ценообразование — одно из самых сложных направлений в экономике. Это только в либеральных теориях (в экспортном разливе) все просто: вот товар — вот купец. Сошлись во взглядах — ударили по рукам. Нет — разбежались. А на деле-то все очень и очень непросто. У цены существует множество (почти бесконечное) различных факторов: объективные, субъективные, сезонные, случайные, умышленные (спекуляция и ценовой сговор)… И поэтому ценовыми расследованиями занимаются в антимонопольных органах специалисты высочайшей квалификации. И, можно сказать, уникальной специализации. 

А тут неизвестные Васи, Пети, Феди вдруг становятся великими специалистами. И с космической глупостью начинают открывать глаза людям. Мол, некоторые полуэкзотические виды зелени (с экзотическими вообще отдельный разговор) у нас могут стоить несколько десятков рублей за килограмм! Какой ужас! Базилик аж 60 рублей за кило! А розмарин… Дороже мяса! 

Так оно всегда и было. Кто присматривался, это отлично понимал. И дешевле эти культуры быть по объективным причинам не могут. Очень нежные и затратные в выращивании. Хуже, если было бы наоборот. Не знаю про кулинарные пристрастия блогеров, но как потомок плотоядной ветви млекопитающих значительную часть рациона у меня занимает животный белок. А разные травки являются приправой к главным блюдам. И расходуются буквально в граммах. 

Упомянутая приправочная зелень далеко не самый дорогой продукт. Сколько стоит пакетик перца? Или лаврового листа? Рубль-два в зависимости от производителя и фасовки. А сколько полезного продукта в этом пакетике? Граммов 10—20! Цена за килограмм — 100—200 рублей. А если брать более сложные приправы, то и выше получается. И еще есть множество историй. Возможно, неожиданных, но вполне банальных на тему цен. Кстати, на Кавказе лавровый веник стоит копейки. Там это растение по распространенности, как у нас яблоки и груши. 

Зачем тривиальные по сути истории преподносить в сенсационном контексте? Да с намеком на социальную составляющую: мол, как жить тяжело. Возможно, просто хайп. Его полно в интернете. Не исключена какая-то продуманная информационная политика из разряда психологических атак. Мол, не действует у нас ценовое регулирование. Кто-то наживается на золотой продукции, а властям и дела мало. Вот, сало лежит по 30—40 рублей за килограмм. Безобразие. И такое, кстати, сало есть, выращенное по органическим технологиям. Элитное по сути. И базовых продуктов множество по доступным ценам. И за ними следят в нашей стране пристально и по всем позициям. Конечно, всегда бывают нарушения. Иной раз весьма грубые. Но их выявляют, пресекают, штрафуют, а порой и уголовные дела заводят. Причем создана система и общественного контроля. Каналов коммуникации, по которым можно высказать подозрение по ценовым проблемам, масса. И по каждому случаю разбираются, проводят анализ, принимают решения. Прямо скажем: ценовое регулирование многим не очень нравится. Оно не дает разгуляться спекулятивным фантазиям. Возможно, они поэтому и выплескиваются в социальные сети? По нынешним временам ничего нельзя исключать. 

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ 

Почему на рынке есть дорогое сало? И может ли стоить килограмм зелени несколько десятков рублей? Как это согласуется с политикой ценового регулирования? Об этом спросили у первого заместителя министра антимонопольного регулирования и торговли Ивана Вежновца. 


По его словам, сало (и не только) на рынке может встречаться по любой цене. И это полностью согласуется с ценовым регулированием, действующим в стране. Иван Вежновец объяснил: цены у промышленных производителей, надбавки посредников, торгующих их продукцией, ограничены действующим законодательством. Но есть продукция личных подсобных хозяйств, когда житель сельской местности содержит домашних животных, производит мясную продукцию и сам ее продает. В этом случае он имеет право устанавливать цену исходя из своего понимания понесенных затрат и качества своей продукции. А у покупателя есть выбор: приобретать этот товар или купить у другого производителя. 

— Говоря по-простому, домашняя продукция всегда была дороже, — отметил Иван Вежновец. — Есть сегмент органической продукции, которая исходя из объективных затрат не может быть очень дешевой. Ключевая цель ценового регулирования — обеспечить граждан доступными базовыми продуктами питания. И регуляторика охватывает около 80 процентов потребительской корзины. Однако есть возможность развиваться производителям, предлагать новые виды товаров. 

Это касается и зелени. Торговля предложила новый формат услуги: приобретение зелени на вес, а не в фасовке. Цена товара не изменилась. Но некоторые потребители удивились, поскольку, приобретая пучок укропа или петрушки весом 50—100 граммов за один-два рубля, не задумывались, сколько же стоит килограмм. А он сколько стоил, столько и стоит. Но торговля дала возможность взять тот вес, который необходим в хозяйстве. Кстати, на развес зелень стоит несколько дешевле, так как отсутствуют расходы на упаковку. 

В целом, по словам Ивана Вежновца, цены находятся под контролем. В том числе и местных органов власти, которые получили, согласно законодательству, мандант на мониторинг ситуации. В свою очередь, Министерство антимонопольного регулирования и торговли проводит постоянные выездные проверки. У граждан есть возможность сообщить волнующую их информацию по линии обращения. Налажено взаимодействие МАРТ с проф­союзами и местным депутатским корпусом. Полученные от них данные отрабатываются, и, если есть нарушения, применяются санкции. В частности, штрафы, которые в несколько раз превышают размер завышения цен. Действует принцип неотвратимости наказания. Поэтому нарушения встречаются, но они не носят массового характера. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter