Мир сегодня больше, чем когда-либо прежде, связан с технологиями и зависит от них. В 2021 году насчитывалось более 10 миллиардов активных устройств, подключенных к интернету, а в 2030 году это число превысит 25,4 миллиарда. В нынешних реалиях ни одному государству не обойтись без комплексной системы защиты своей информационной безопасности. Информационная сфера становится ареной межгосударственного противостояния. В результате культурно-идеологической экспансии, в основном ориентированной на потребление, целенаправленно искажается историческая правда, осуществляется фальсификация истории, разрушаются культурное наследие человечества, традиционные духовно-нравственные ценности народов, их национальная идентичность, институт семьи и пространство межкультурного взаимодействия. Электронные средства массовой коммуникации оказывают всеобъемлющее влияние на общественно-политические и социально-экономические процессы, используются для провоцирования внутренних конфликтов и разрушения государств.
В проекте Концепции национальной безопасности Беларуси обозначено, что сфера информационной безопасности подразумевает состояние защищенности информационного пространства, информационной инфраструктуры и информационных ресурсов от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. От чего и как будем защищаться?
Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:
— Вы знаете, что вызовы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, абсолютно не новая история. Почти треть века мы строим свое государство и постоянно подвергаемся идеологическим, информационным, военным и психологическим угрозам. Мы находимся фактически под этим прессом со стороны коллективного Запада — Вашингтона и его союзников. Намерения известны: дестабилизировать общество, сменить конституционный строй, привести к власти нужных людей, послушных Западу. Уровень технологий, брошенных на реализацию этих целей, очень высок.
На совещании по вопросу совершенствования информационной политики, 31 мая 2022 года.
Основными национальными интересами в информационной сфере являются:
♦ реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации;♦ сохранение национальной идентичности и памяти о героическом прошлом белорусского народа;
♦ дальнейшее развитие безопасной информационной среды и информационного общества;
♦ защита общества от деструктивного информационного воздействия;
♦ преобразование информационной индустрии в экспортно ориентированный сектор экономики;
♦ эффективное информационное обеспечение и сопровождение государственной политики;
♦ надежное и устойчивое функционирование национальных информационных систем и инфраструктуры, ресурсов субъектов информационных отношений;
♦ развитие международного информационного сотрудничества на основе национальных интересов Республики Беларусь;
♦ обеспечение сохранности государственных секретов и иной информации, распространение и (или) представление которой ограничено.
В информационной сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:
♦ распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, способной причинить вред национальным интересам Республики Беларусь;♦ зависимость Республики Беларусь от импорта информационных технологий, средств информатизации и защиты информации, неконтролируемое их использование в системах, отказ или разрушение которых может причинить вред национальной безопасности;
♦ несоответствие качества национального контента мировому уровню;
♦ активное использование информационно-коммуникационных технологий для совершения правонарушений;
♦ расширение возможностей для неправомерных действий в отношении персональных данных;
♦ недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики;
♦ низкий уровень правосознания и безопасного поведения пользователей информационно-коммуникационных технологий;
♦ нарушение установленного порядка обращения с государственными секретами.
В информационной сфере внешними источниками угроз национальной безопасности являются:
♦ доминирование ведущих зарубежных государств в мировом информационном пространстве, монополизация ключевых сегментов информационных рынков зарубежными информационными структурами;♦ целенаправленная деятельность зарубежных государств, международных и иных организаций, отдельных лиц, наносящая вред национальным интересам Республики Беларусь в информационной сфере, в первую очередь по формированию негативного образа государства в мире;
♦ нарастание информационного противоборства между ведущими мировыми центрами силы, подготовка и ведение зарубежными государствами борьбы в информационном пространстве;
♦ препятствование распространению национального контента Республики Беларусь за рубежом;
♦ широкое распространение в мировом информационном пространстве образцов массовой культуры, противоречащих общечеловеческим и национальным духовно-нравственным ценностям;
♦ несовершенство механизмов международного сотрудничества в противодействии преступности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Сергей Клишевич, депутат Палаты представителей Национального собрания:
— В современных условиях ни одна война не обходится без информационно-психологического сопровождения. Перед тем как подвергнуть страну или определенные территории агрессии, население этих территорий подвергается массированной информационно-психологической атаке с целью запугать общество и мобилизовать иуд на содействие агрессору. Кроме того, атакам информационно-психологического оружия подвергается само население страны агрессора с целью получения общественного одобрения совершаемых действий.
События, разворачивающиеся в Украине, подтверждают такую методику применения этого оружия в конфликтах. Да и против Беларуси оно давно используется. Все эти угрозы нашли свое отражение в новом проекте нашей Концепции национальной безопасности. Необходимо отметить, что для применения информационно-психологического оружия характерно большое количество специфических деталей и нюансов, что требует подготовки высококвалифицированных специалистов, способных организовать противостояние ему. В нашем случае организации противодействия такому оружию помогает практический опыт, полученный в 2020 году, когда против Беларуси началась активная фаза применения такого оружия. Имея такой опыт, проще разрабатывать эффективные стратегии, способные обеспечивать отражение таких атак.