Недавно в центре Варшавы была показана вся суть белорусской эмигрантской тусовки. Причем ее же собственными руками. В физическом смысле руки принадлежали бывшему активисту «Молодого фронта» Филиппу Шаврову. Ими он надавал по лицу руководителю одного из скороспелых «фондов солидарности» Александру Малащуку. Кстати, теми же конечностями Шавров в прошлом году осквернил памятник Пушкину и мемориал погибшим милиционерам в Минске. На суде клятвенно обещал «стать порядочным гражданином». Поэтому и отделался легко — штрафом. Молодого человека опять пожалели, хотя до этого в его активе была и безумная выходка с памятником Ленину: неутомимый активист несколько часов рубил бетонный монумент топором. Так что Малащуку, можно сказать, повезло, что его оппонент явился на ристалище невооруженным.
Живущие в Польше белорусские оппозиционные активисты устроили безобразную драку за место для своих выступлений на варшавской площади Парадов. Панов из них не вышло, поэтому чубы трещали как у типичных холопов. Бывший молодофронтовец пробовал отбить себе площадку для «акции солидарности», а руководитель фонда пытался провести там же аналогичное мероприятие по рекламированию своей малоизвестной, но тоже жаждущей средств конторы. Вспыхнула жаркая баталия. Победила молодость: Малащук остался в крови и без шапки. Главный вопрос не в том, вышвырнут ли теперь Шаврова из Польши за хулиганство. Важнее другой: если два борца за права белорусских беженцев не смогли поделить несколько квадратных метров для выступлений, и это на одной из крупнейших площадей Европы, то как же они смогут поделить общественные деньги, направляемые разными доверчивыми гражданами и организациями на помощь этим самым беженцам? Пожалуй, в этом вопросе — и ответ об истинной причине конфликта.
А если глянуть шире, то драка на плаце Дефилад выглядит весьма символично. Не случайно она произошла у подножия самого высокого здания Польши — варшавского Дворца науки и культуры. Как этот аналог сталинских высоток виден издалека, так и нравы белорусской оппозиции оказались будто на ладони, едва политические маргиналы сбились в кучку за рубежом. И немедленно перегрызлись. Это дома их поступки терялись на фоне деятельности столь же «одаренных» соратников. А в Польше они скачут заметно, как вошь на гребешке. Каждый день аудиторию телеграм‑каналов сотрясают новые эмигрантские разборки, как громкие, так и мелочные. Кто разворовал десятки тысяч евро, собранных для помощи несостоявшимся белорусским забастовщикам? За чей счет устроители фондов живут в дорогущих отелях? Кто у кого украл мобильник в лагере беженцев? Кто с кем спит, кому недодали продуктов, кто кого откровеннее предал… Ничего нового, все предсказуемо и ожидаемо. Тот же Шавров еще на допросах в минской милиции (эти видеозаписи публиковались на сайте sb.by) так задорно втаптывал в грязь своих товарищей по «борьбе», что свежим мордобоем лишь подтвердил давнее реноме. Я даже теряюсь, какая из пословиц подходит для данного случая: «Черного кобеля не отмоешь добела» или «Свинья везде грязь найдет»? Пожалуй, обе.
Так что пусть хоть сожрут друг друга, не жалко. Меня волнуют другие молодые люди. Те, кто оболванен «революционными» чатами. Исполненные юношеского максимализма, они искренне верят, что политические неудачники, грызущиеся в лагерях беженцев за мешок картошки, — безусловные представители добра.
Романтизируя якобы гонимых борцов за правое дело, наивные парни и девчонки плохо осведомлены, что давшие драпака кумиры нынче живут как пауки в банке. Оказавшись в их среде, легко остаться без шапки, мобильника и будущего, но с разбитым носом.
Только для таких молодых людей, находящихся в шаге от омута эмигрантских страстей, я и рассказал эту некрасивую историю.
rud@sb.by