Вячеславу Тихонову не давали здесь прохода... А влюбившийся в Дисну режиссер купил себе дачу в этих местах
В 70—80-е годы Дисна была одной из самых любимых съемочных площадок не только белорусских режиссеров, но и кинематографистов всего Советского Союза. В ее окрестностях снимались фильмы «Черная береза», «Государственная граница», «Затишье», «Люди на болоте», «Свидетель», «Нетерпение души» и т.д. Каждый второй житель маленького города может часами рассказывать о встречах с Ириной Алферовой, Вячеславом Тихоновым, Вией Артмоне, Ниной Усатовой и другими известными актерами.
Председатель горсовета Ольга Мороз переехала на постоянное место жительство в Дисну как раз в то время, когда здесь снимали «Нетерпение души». Только молодая мама, вышедшая на прогулку с годовалой дочкой, об этом не знала. И увидев мчавшуюся навстречу конницу с вооруженными людьми, испугалась до смерти. Работницы больницы, куда забежала женщина с каменным лицом, прижимая к груди ребенка, потом долго смеялись над ней. Местные жители уже давно привыкли к тому, что в городе постоянно происходят боевые события с перестрелками и убийствами. Хотя первое время сами очень пугались, увидев на улицах танки и бронетранспортеры. Люди, бывшие участниками и очевидцами Великой Отечественной, держались спокойно, а вот молодежь между собой перешептывалась: «Война началась!» А как, скажите, можно было реагировать на расхаживавших по городу вооруженных мужчин в военной форме? Это уже потом в рядовых и офицерах они узнавали своих соседей, игравших в массовке.
Первым эти места открыл режиссер Виталий Четвериков. В 1977-м он первым привез сюда Ирину Алферову, Евгения Карельских и других актеров. Ближе всех к кинозвездам тогда была Александра Григорьевна Стома. Именно у нее квартировала молодая актриса. Алферова тогда делала первые шаги в кино, а потому ее мало кто знал. Но после приезда в Дисну о ней шептались не только покоренные ее красотой мужчины, но и искренне завидовавшие женщины. Александра Григорьевна вспоминает, что из-за огромного скопления машин тогда у ее дома яблоку негде было упасть. За Алферовой ухаживали не только практически все коллеги по актерскому цеху, но и видные мужчины со всей округи. На деревянной террасе, обвитой диким виноградом, с плетеными креслами она смотрелась настоящей королевой. Но с хозяйкой общалась мало. Больше контактов Стома имела с поселившейся здесь же помощницей режиссера. Она позже сделала ее своей правой рукой, доверив Александре Григорьевне подбор людей для массовки. Коренной жительнице Дисны, раньше работавшей директором Дома культуры, это было сделать несложно, ведь она знала всех людей с актерскими задатками.
Доводилось ей и самой играть. Своим главным фильмом она считает «Государственную границу». В одном из эпизодов ее показывают крупным планом. Как оказалось, из огромной толпы народа ей лучше всех удалось изобразить ненависть к белогвардейцам. Были у Стомы и роли со словами. Режиссер как-то попросил ее просто пробежать по улице с криком «Пожар! Пожар!». Но Александра Григорьевна, вошедшая в роль, вдруг стала на ходу срывать с головы платок. За это она была удостоена особой похвалы. Снималась она и в фильме «Затишье». У нее была роль прихожанки. Женщина, беседующая со священником (он тоже, кстати, из местных), и есть Стома.
Об этом фильме любит вспоминать и Михаил Михайлович Бичанин. Он там фотографом подрядился. Больше других снимал свою дочь Валентину. Ее выбрали из множества юных особ, приходивших понаблюдать за известными актерами. Только один эпизод, когда девушка с молодыми людьми (тоже местными) едет по городу в карете, снимали около десяти раз, вспоминает Бичанин. То непрофессиональные актеры не туда посмотрят, то лошадь с пути собьется.
Позже удивление у всех вызывал и тот факт, что даже у Вячеслава Тихонова не все с первого раза получалось. Этот актер был в те времена особо почитаем: на экраны только вышли «Семнадцать мгновений весны». Все отмечают, что Штирлиц был очень замкнутым человеком. Мало с кем общался. На роли настраивался, любуясь местными красотами. Но дисненцы не давали ему прохода. Тихонову даже срочно пришлось организовать творческую встречу. Только после этого он смог спокойно прогуливаться по городу.
Большой честью для жителей Дисны было сниматься и рядом с Владимиром Конкиным, проявившим себя в фильме «Как закалялась сталь». В «Нетерпении души» он играл заядлого революционера. Кстати, его сподвижники, участвовавшие в массовке, получали по пять рублей.
Хорошо подзаработал на съемочной площадке и Николай Владимирович Чернов. Режиссерская группа фильма «Свидетель» с ходу определила, что именно он должен исполнять роль воспитателя детского дома. Скромный работник местной школы-интерната долго не соглашался и даже съехал со своими воспитанниками в лагерь, но его и там отыскали. Николай Владимирович вспоминает, что когда в первый раз увидел себя на экране, то даже не узнал: его коротко постригли, загримировали. Те съемочные дни он считает одним из самых ярких моментов в своей жизни. Запомнились те времена и его юным воспитанникам, нынче уже взрослым людям.
Кстати, не только Чернов отказывался от съемок в этом фильме. По замыслу режиссера пожилые женщины и дети, которых расстреливали немцы, должны были быть обнаженными. Такая слава мало кого прельщала. Но необходимое количество людей все же отыскали. Говорят, что им за тот короткий эпизод заплатили крупные суммы.
Но не из-за денег многие дисненцы стремились попасть в кадр, единодушны мои собеседники. Им было очень лестно, что режиссеры выбрали именно их край. Чем же кинематографистов так привлекала Дисна? В те времена этот городок был одним из немногих, где повсеместно сохранилась брусчатка. Разрушенный старинный костел (на снимке) и другие здания также напоминали о военных временах. Чтобы воспроизвести военные действия, здесь был нужен минимум декораций. Да и речка, раскинувшаяся в окрестностях, с живописными берегами никого не оставляла равнодушным. Кстати, влюбившись в Дисну, режиссер Виталий Четвериков позже купил себе дачу в этих местах…