В тренировочном зале клуба «Цмокi» слышен стук мячей и зычный тренерский голос Ростислава Вергуна. Флагман белорусского баскетбола, миновав все рифы межсезонных трудностей, связанных со всемирной пандемией и карантином, готовится взять скорый старт в грядущем сезоне, который обещает быть необычайно насыщенным и интересным. Здесь и матчи на первенство Беларуси, и поединки Лиги чемпионов, а также игры в Единой лиге ВТБ. Но для начала «драконам» предстоит отдать долги — доиграть чемпионат страны, который был прерван весной: с 4 по 6 сентября в столичном спорткомплексе РГУОР за золотые награды сразятся «Цмокі», «ЦОР-Борисфен», «Рубон» и «Гродно-93». Дальше — больше: практически на носу открытие международного календаря — 15 сентября минчанам предстоит испытать себя в матчах Лиги чемпионов.
Вергун — тренер новой генерации. Он из баскетбольной семьи, и мяч стал его любимой игрушкой с раннего детства. Работая со многими именитыми тренерами, сначала как игрок, а после в качестве помощника, Ростислав словно губка впитывал знания и умения своих наставников, зная, чего хочет, шел к своей цели, не оглядываясь и не отвлекаясь. Широкой публике он стал известен сравнительно недавно: сперва возглавил «Цмокi», затем стал главным тренером сборной Беларуси.
Обе команды с его приходом заметно помолодели и поменяли стиль, взяв курс на более современный, быстрый баскетбол.
В одном из своих прошлых материалов я как-то назвал Ростислава Вергуна нашим баскетбольным Виктором Гончаренко, имея в виду его молодость, пытливость и в хорошем смысле слова фанатизм — он живет своим делом, не устает узнавать новое, учиться и двигаться вперед. Баскетбольный матч, как известно, состоит из четырех четвертей. И наш разговор с тренером мы построили по этим же лекалам.
Первая четверть. «Цмокi»
— С каким настроением входите в новый игровой год?— С боевым. Очень благодарен Белорусской федерации баскетбола за возможность плодотворно работать в непростых условиях пандемии. В целом могу сказать так: более полугода ребята не имели соревновательной практики, только тренировались, а потому очень соскучились по игре.
— Пока спортивный мир, застегнувшись на все пуговицы, прятался от пандемии, вы ударно трудились со сборной Беларуси, «Цмокамi», занимались теорией и самообразованием, проводили летние баскетбольные лагеря для молодежи… Неужели совсем не хотелось отдохнуть?
— Отпуск надо заслужить. А возраст позволяет мне находиться в постоянном рабочем режиме. Есть огромное желание расти, для меня это большой шанс проявить себя.
— «Цмокi» нынешние и прошлогодние. Какая основная и принципиальная разница?
— Мы однозначно стали моложе.
— Целенаправленно или вынужденно?
— Есть желание играть быстро, агрессивно, а такая тактика и философия подразумевают молодые ноги. Прежнее поколение белорусских баскетболистов полностью реализовать себя на европейской арене не сумело. Пришел момент дать дорогу молодым. Но процесс омоложения не резкий и хаотичный, а плавный — мне кажется, у нас нет большого провала в результатах, смена поколений проходит поэтапно. Еще два года назад средний возраст команды был 32 года, а сегодня он сократился до 25,9. Задача клуба — создание четкой дорожки между детской школой, резервной командой и основным составом. Приятно отметить, что это не какая-то далекая и нереальная перспектива, а реальная вещь. Возьмите хотя бы Андрея Рогозенко, который проделал путь от игрока молодежного состава до основной обоймы, является призером II Европейских игр в баскетболе 3х3 и игроком национальной сборной. При работе и правильном отношении к себе и тренировкам все возможно. Хотя не спорю, хочется, чтобы уровень конкуренции рос и был выше.
— Последним в стан «драконов» не так давно прибыл колоритный американский легионер Роберт Лоури. Теперь все в сборе!
— Легионеры в этом году по возрасту и опыту будут сопоставимы с белорусскими игроками. Таким образом, мы создаем конкурентную среду и отвергаем сложившийся в головах у многих постулат: легионеры получают высокие зарплаты, значит, будут играть при любом раскладе. У нас философия другая: никто заранее никаких ролей не расписывает. Шанс есть у всех: кто сильнее на данный момент, тот и в обойме. Каждый баскетболист должен уметь брать на себя ответственность за результат. Отсидеться за спинами легионеров или более опытных игроков не получится.
— Одним из главных стартов для команды станет полюбившаяся болельщикам Лига ВТБ. Какие здесь виды на урожай?
— Бояться никого не стоит. Конечно, равняться сейчас на топ-5 российских команд бессмысленно. Они укомплектованы мастерами самого высокого уровня, в том числе с опытом выступлений в НБА, и утверждать, что «Цмокi» навяжут борьбу, скажем, ЦСКА и «Химкам», было бы с моей стороны глупо. Однако с прямыми конкурентами мы готовы сражаться. И прошлый сезон это доказал. Так что задача — попасть в плей-офф. Мы стали опытнее на год, и если стабильно будем брать свои очки, а иногда пощипывать лидеров, то все должно получится.
Вторая четверть. Мамин сын
— Ваш первый тренер — Алла Георгиевна Вергун. Это мама?— Да. Она играла в чемпионате СССР за киевское «Динамо», ереванский «Буревестник», заслуженный тренер Союза. Я появился на свет в 1982 году в Чернигове, где мама в ту пору работала детским наставником. Кстати, это именно она приметила во дворе и стала заниматься с Александром Волковым — олимпийским чемпионом, игроком НБА и одним из лучших баскетболистов СССР и Украины. А в 1988 году мы переехали в Могилев. Мама, конечно, стала моим первым наставником, и с самого детства я все свободное время проводил в зале. Должен сказать, что мне вообще на педагогов очень везло: всем, с кем пришлось поработать, я очень благодарен. Это и Александр Гуляев, и Михаил Фейман, и Игорь Грищук… Они привили любовь к баскетболу и помогли понять суть игры.
— Мама после матчей «Цмокaў» и сборной Беларуси вам звонит?
— Обязательно. Она мой самый большой критик, и любое поражение всегда изначально рассматривается сквозь призму моих тренерских решений. Любая похвала из ее уст весит очень много, потому что слышать ее доводится не часто.
— А как вы вообще относитесь к критике?
— С удовольствием готов выслушать, если она конструктивная. И ребят всегда учу искать причины неудач только в себе. В спортсмене должны присутствовать дух соперничества и желание не уступить. На площадку нужно выходить только с желанием победы или не выходить вообще.
— Как воспитанник могилевской школы баскетбола скажите, кто ее самый крутой представитель?
— Свой голос я, пожалуй, отдам за Александра Родионова. Саши уже нет с нами, но это был большой человек и настоящий лидер.
— А я думал, вспомните Андрея Свиридова…
— Если бы отвечал на вопрос о самом неординарном воспитаннике, то, пожалуй. Никто не ожидал, что из баскетбола Свиридов уйдет в актеры и добьется на этой стезе немалых успехов.
Третья четверть. Америка
— Будучи студентом, вы учились и играли в США, в университете «Бирмингем-Саутерн». Какой главный опыт вынесли для себя из этого жизненного периода?
— Работа 24/7. И колоссальная ответственность. Труд наставника — это не только тренировка и игра. Тренер — это прежде всего педагог. И лидер для молодых умов. Ты должен стать для кого-то отцом, для кого-то старшим братом, для кого-то лучшим другом. Тренер в Америке очень и очень уважаемый человек. Я был в Техасе, маленьком 20-тысячном городке. Наставника мужской баскетбольной команды почитали там вторым человеком после шерифа. Авторитет огромный. А в Беларуси образ учителя и педагога в тренере подорван, и нам, считаю, этого очень не хватает.
Жара под кольцом: Максим Салаш — один из самых ярких белорусских игроков новой волны.
— Кстати, в былые времена белорусских баскетболистов, которые штурмовали американские университеты, было не в пример больше, чем нынче. О чем это говорит?
— О слабой работе системы детского спорта. Никого не хочу обидеть и критиковать, но могу легко перечислить как минимум 10—12 тренеров, которые в период моего детства и юношества работали на очень серьезном уровне. Качественно готовили ребят. И сегодня я говорю: только работа поможет преодолеть кризис. Оправдание всегда можно найти: маленькая зарплата, недостаточные условия… Но это все отговорки. Жаловаться — удел слабых. А сильный должен засучить рукава и исправлять ситуацию.
— В НБА сейчас команды доигрывают прерванный из-за пандемии сезон. За кого болеете?
— За «Даллас Маверикс». Лука Дончич, Кристапс Порзингис… Хорошая команда.
— А какой тренер импонирует?
— Знаете, НБА — это не тренерская лига, а лига игроков. В Европе роль наставника гораздо выше, и здесь у меня длинный список. Прежде всего это Георгиос Барцокас. Его манера поведения, взгляд на игру… А как не отметить Шарунаса Ясикявичюса? Он проявил себя с самой лучшей стороны, доказав, что далеко не с самым высоким бюджетом можно стабильно попадать в плей-офф Евролиги. Это и есть показатель тренерского гения.
— Какова же роль тренера в НБА?
— НБА — это прежде всего большой бизнес. Возьмем, к примеру, Стива Керра из «Голден Стэйт». Суперхаризматичный, мегапопулярный человек. Наполовину тамада, наполовину конферансье, но с отличным баскетбольным бэкграундом — целым набором чемпионских перстней. Его антипод — Грег Попович из «Сан-Антонио». Строгий с виду дядька, но в каждом интервью он выкидывает такие перлы, которые обсуждают потом еще очень долго. При этом я знаю много классных специалистов из университетских команд, которые никогда не попадут в НБА. Потому что не обладают нужной оболочкой — они непродаваемый продукт.
— А если бы у вас была возможность взять в «Цмокi» или сборную Беларуси кого-то из великих баскетбольных кудесников? Скажем, Коби Брайант, Джеймс Леброн, Стефен Карри и Лука Дончич. На ком вы остановили бы свой выбор?
— Дончич.
— Он круче, чем Карри?
— Универсализм. Важно понимать, какие функции игрок способен выполнять на площадке. Дончич может классно обороняться и создать атаку против любого защитника. Карри — звезда, но для того чтобы он блистал, возле него должны бегать четыре суперсолдата. Они призваны таскать пианино, на котором маэстро играет. Дончич же из тех, кто способен сам и таскать, и играть.
— Из белорусских баскетболистов, которые пробовали сделать карьеру в Америке, у кого-нибудь, на ваш взгляд, был шанс зацепиться за НБА?
— У Александра Куля. Если бы в год, когда на рынке была крайне актуальна позиция игрока, способного минут 10—15 за матч сражаться против Шакила О’Нила, Куль попробовал бы прорваться, то вполне вероятно, все у него могло бы получиться. Еще Веремеенко. Будь у Вовы такая цель — стать игроком НБА, он тоже мог бы ее осуществить. Но у Веремеенко все было хорошо и в Европе.
Четвертая четверть. Сборная Беларуси
— Правильно ли будет сказать, что «Цмокi» — базовая команда национальной сборной?— Мне не нравится такая формулировка. Ее многие неправильно трактуют. Дескать, если ты попал в «Цмокі», то и путь в сборную открыт. Это не так. Равно как если ты выступаешь в сборной, это совсем не значит, что тебе гарантировано рабочее место в клубе. «Цмокi» ставят задачу развивать белорусский баскетбол и достойно представлять страну на международной арене. У клуба свои амбиции и задачи, у сборной — свои. Искусственно место на площадке никто никому давать не будет, его нужно завоевать. Если же говорить о количественном факторе, то в заявке «Цмокi» на сезон 16 человек. Из них 12 являются кандидатами в национальную и молодежную сборные Беларуси.
— Два матча предквалификации чемпионата мира — 2023, в которых наша команда уверенно обыграла сборные Кипра и Португалии, оставили очень хорошее впечатление. Можно ли говорить, что мы наблюдаем сейчас рождение новой, интересной и современной сборной, которая в скором времени нас всех сильно удивит?
— Я не стал бы торопиться с громкими заявлениями. Скажу иначе: предпосылки имеются. Не люблю обещать того, чего не могу сделать. Принимая руководство сборной, я обозначил планы: команда станет моложе и заиграет быстрее, агрессивнее. К этому идем. Действуем пока не так ярко, как хотелось бы, но волнение — сегодня наш главный соперник. Особенно это касается домашнего матча против португальцев. Но все равно «плюс 16» без натурализованного игрока в поединке против довольно серьезного соперника — это неплохой результат. По европейским меркам ребята показали суперкачественный баскетбол в защите. Однако вся работа еще впереди.
— Есть в баскетболе у вас любимая команда без привязки ко времени? В футболе многие, например, называют таковой команду Бразилии образца 1962 или 1970 года, в хоккее — могучую «Красную машину» времен Харламова, Петрова и Михайлова, в гандболе — легендарный минский СКА.
— В футболе я могу точно сказать — это «Спартак» Олега Романцева конца ХХ века. А в баскетболе… Наверное, ЦСКА того же периода. С Пановым, Куделиным, Карасевым… Я за них болел искренне и всей душой.
Беларусь — Португалия. С мячом один из лидеров обновленной сборной Беларуси Артем Параховский
— А если собрать сборную Беларуси всех времен? Как выглядела бы эта команда?
— Мой вариант стартовой пятерки был бы такой: Игорь Грищук, Андрей Кривонос, Руслан Бойдаков, Валерий Дайнеко и Александр Куль. Но есть множество и других достойных кандидатов: Владимир Веремеенко, Егор Мещеряков, Андрей Клемезь…
— Ваша жизнь — это сплошной баскетбол?
— Да. У меня нет хобби в привычном понимании этого слова. Баскетбол всегда был и остается для меня не просто на первом месте, а на единственном.