До главного кинособытия осени — XXIX Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» — осталось меньше месяца. Кинофорум пройдет в столице с 17 по 24 ноября. Неделю назад завершился прием заявок, и у членов жюри началась горячая пора: из тысяч претендентов предстоит выбрать самые достойные и интересные проекты.
Во время открытия кинофестиваля «Лiстапад» в 2022 году.
Всего для участия в конкурсе подано 2087 заявок от кинематографистов из 107 стран. География участников охватывает практически все континенты и страны: Европу и Азию, Латинскую Америку и Африку. Наибольшее количество проектов отправлено на белорусский кинофестиваль из Ирана, Индии, Российской Федерации, Бразилии и Китая.
«Лiстапад» в этом году традиционно будет проходить в пяти номинациях: конкурс фильмов «Кино молодых», анимационных картин, игрового и неигрового кино, кинофильмы для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк». По словам генерального директора киностудии «Беларусьфильм» Юрия Алексея, на фестивале защищать честь отечественного кинематографа будет дебютная картина молодого белорусского режиссера Кирилла Халецкого, работа над которой завершилась буквально недавно. Фильм рассказывает о выпускнике творческого вуза и превратностях профессии киношников.
В этом году лидером по количеству заявок стала номинация «Кино молодых» — было подано 747 из более чем 45 стран.
— Тренды задает молодежь, — уверена директор конкурса «Кино молодых» Международного кинофестиваля «Лiстапад» Ксения Миля. — В основном в моем конкурсе фильмы дебютантов. Что хочет показать режиссер в своем дебюте?
На мой взгляд, чаще всего первый фильм — это возможность рассказать какую-то личную историю, поделиться сокровенными переживаниями и чувствами. Ведь молодым интересно снимать про молодых, про их проблемы и трудности, способы решения различных жизненных ситуаций и конфликтов.Но встречаются и фильмы, в которых рассматриваются глобальные вопросы, идут глубокие размышления о любви, прощении и поиске смыслов.
На анимационный конкурс кинофестиваля подано более 600 заявок из 71 страны. На этапе первичного отбора принимали заявки от всех желающих. Разумеется, качество проектов совершенно разное, но, по словам директора конкурса анимационных фильмов Константина Андрюшечкина, более 200 картин, поданных на селекцию, выполнено на очень высоком уровне:
— Если говорить о темах и проблемах, волнующих современных авторов анимационных фильмов, то их спектр очень широк.
Молодых режиссеров волнуют самоидентификация, личностные проблемы, нахождение своего места в жизни. Очень часто поднимается тема экологии. Много снимается социальных драм. Общественно-политические проблемы также затрагиваются нередко.На третьем месте по количеству претендентов на участие — конкурс игрового кино: 429 заявок из 68 стран.
— Сегодня, когда киноиндустрия крайне разнообразна, невозможно выделить один или несколько трендов, одинаково работающих в разных уголках мира.
Но интересно как раз такое кино, которое, напротив, разрушает наше знание об этих самых трендах,— рассуждает директор конкурса игрового кино Международного кинофестиваля «Лiстапад» Татьяна Комонова. — И, например, интересно посмотреть индийское кино без песен и танцев, анализирующее социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Или увидеть фильм из Намибии, который выставлен на «Оскар-2024» в номинации «иностранный фильм», где режиссер обращается к осмыслению геноцида племени гереро 100 лет назад. Очень много работ было заявлено из Ирана, Индии, Пакистана, стран Африки — тех стран, про кинематограф которых мы знаем в основном по фильмам, «принятым» в Европе и США. Но как развивается кино в этих регионах (а не только трендовые картины, отвечающие определенным европейским запросам и шаблонам), посмотреть очень любопытно.
На конкурсы неигрового, так называемого документального кино было подано 292 заявки. Немного больше проектов пришло на конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк» — 317 заявок. Из поступивших заявок эксперты выберут самые яркие киноленты, они будут показаны в рамках кинофестиваля как в кинотеатрах Минска, так и в регионах.
На вопрос, каким должен быть фильм, чтобы он победил на ММКФ, директора конкурсов ответили по-разному.
— На этот вопрос нет ответа. Во-первых, все фильмы оценивает жюри. И любая оценка субъективна. Если бы оценивала я, то мне бы хотелось, чтобы побеждали фильмы, которые было интересно смотреть в моменте. Чтобы во время просмотра нужно было думать, а после — на душе стало бы светло, — считает Ксения Миля.
— Критерии есть технические: не менее 52 минут и чтобы фильм был снят в 2022 — 2023 годах. А есть творческие — и здесь самый главный: чтобы было интересно, — улыбается Татьяна Комонова.
— Победителем «Лiстапада», по моему мнению, должен быть фильм высокохудожественный, высокодуховный, с сильной драматургией, полифоничный и современный,— уверен Константин Андрюшечкин.
poloyko@sb.by