Viber: всегда на связи
![](/upload/iblock/787/7879647e9dd688f317b04c6cd7136d85.jpg)
Изначально Талмон Марко и Игорь Магазинник придумали привычный нам нынче мессенджер как платформу для бесплатных интернет-звонков. И когда пришло время собрать группу программистов, которые напишут код приложения, выбор пал на специалистов из Беларуси. Так к основателям присоединились наши разработчики. Как нам рассказали в компании, Viber запустили в 2010 году, а его первый офис расположился в Бресте:
![](/upload/iblock/fa3/fa30d9ae07fe2c357466d21c0d05b5e1.jpg)
— Viber сразу стал набирать популярность в первую очередь благодаря простоте и удобству, а также возможности совершать бесплатные звонки по всему миру. Возможность отправлять текстовые сообщения появилась немного позже. Но с момента создания приложения произошло много изменений и обновлений, добавились новые функции. Например, изначально наш продукт был создан только для использования на смартфонах, сейчас же есть и десктоп-версия. Приложение позволяет людям оставаться на связи, где бы они ни находились. Наши пользователи по всему миру не только отправляют друг другу бесплатные текстовые сообщения, совершают видеозвонки, но и общаются в групповых чатах, взаимодействуют с любимыми брендами и знаменитостями, а также следят за их обновлениями.
Сегодня офисы Viber расположены в Сан-Франциско, Лондоне, Люксембурге, Тель-Авиве, Москве, Софии, Мьянмаре, Минске, Бресте, Париже, Берлине и даже на Филиппинах. Статистика впечатляет: в приложении зарегистрированы более миллиарда человек, особенно популярно оно в Восточной и нескольких странах Центральной Европы, в СНГ и Азии. Кроме того, приложение выступает официальным коммуникационным каналом футбольного клуба «Барселона», а также официальным приложением для звонков и обмена мгновенными сообщениями американского баскетбольного клуба Golden State Warriors.В чем секрет такой популярности? Директор по коммуникациям компании Яна Рожкова говорит, что можно выделить несколько проектов, один из которых реализован с подачи разработчиков минского офиса. Это и функция создания собственных стикеров, и Viber Local Number — специальная возможность для экспатов и «долгосрочных» путешественников, и интеграция «мовы» в интерфейс приложения, и замена по желанию стандартного светлого оформления экрана на стильное темное. Причем последнее — не просто модная примочка: это позволяет защитить глаза от яркого света, снизить расход батареи и не мешать окружающим, если используешь приложение в темноте.
![](/upload/iblock/74a/74a53474dbe8d14b2327df8dead292fe.jpg)
— Кроме того, мы по-прежнему крайне трепетно относимся к вопросу приватности и продолжаем развивать соответствующие функции в дополнение к существующей с 2016 года технологии сквозного шифрования для всех чатов и звонков по умолчанию. Также в Viber существуют дополнительные опции для защиты информации. Например, скрытые чаты, доступ к которым можно получить только после ввода PIN-кода, секретные чаты и исчезающие сообщения, которые самоуничтожаться после установленного времени. А недавно Viber дополнил функционал возможностью установить пароль на экране десктоп-версии. Пользователи, к чьим компьютерам имеют доступ другие люди, могут заблокировать свои чаты Viber с помощью пароля на время своего отсутствия у экрана.
Родом из Беларуси и популярное мобильное приложение Maps.me — интерактивная карта, которая позволяет ориентироваться на местности, искать объекты и строить маршруты. В 2014 году компанию Юрия Мельничка, белорусского IТ-предпринимателя, инвестора и программиста, купил холдинг Mail.ru Group. Сам же Юрий не только активно трудится в сфере IТ, но и уже несколько лет является партнером конкурса социальных проектов Social Weekend.
Flo: с заботой о женщинах
![](/upload/iblock/165/165327839bdf7b219a413c4d101af68a.jpg)
Приложение Flo сегодня стало надежным помощником и советчиком для миллионов женщин. Оно помогает тщательно следить за своим здоровьем, быть в курсе полезной информации и получать ответы на неудобные вопросы. Авторы популярного приложения — тоже белорусы, офис компании расположен в Минске. Как рассказала Алена Козуб, специалист по коммуникации Flo, проект в 2015 году основали братья Юрий и Дмитрий Гурские, а также Максим Скробов и Андрей Ковзель:
— У них уже был опыт работы с приложениями в области здоровья. Более того, Flo — не первая попытка команды создать приложение для женщин, было два предшественника. На второй попытке проектом занялась команда Ideanomix Digital, которой руководил Дмитрий Гурский. Изначально планировали создать медицинское приложение OW (Only Women — «только женщины») с обширным функционалом. Но оно оказалось слишком сложным для пользователей, и его закрыли спустя год. А команда поняла, как важно, чтобы приложение было максимально простым, даже если цель — создавать очень сложный продукт.
Серьезных конкурентов у разработки на рынке не было, разве что очень простые так называемые «розовые» календарики. Почему? Одним предпринимателям, большинство которых — мужчины, эта тема была непонятна, а другие осознанно не хотели ей заниматься. В таких условиях авторы Flo и увидели возможность запустить продукт совершенно другого уровня и качества.
А поскольку основная аудитория, у которой востребованы проекты в сфере личного развития и здоровья, находится в США, название продукта придумали в первую очередь для американского рынка. В итоге Flo — часть выражения Aunt Flo is coming to town («Тетушка Фло приезжает в город»), эдакого эвфемизма, который используют для обозначения начала «женских» дней.
— Наше приложение построено по принципу айсберга: пользователь видит 20 процентов функционала, а остальные 80 процентов будто скрыты под водой, но они появляются по мере необходимости, — поясняет Алена Козуб. — Все сложное находится внутри, но пользователь им не перегружен, для него все просто, понятно и красиво.
Среди трех главных фишек приложения можно выделить, во-первых, персонализированный медицинский контент, который разрабатывают в сотрудничестве с медицинскими экспертами из ведущих мировых университетов вроде Гарварда, Оксфорда или Йеля, а также вместе с такими организациями, как Фонд ООН в области народонаселения и Европейская ассоциация акушеров-гинекологов. Проще говоря, у каждой пользовательницы — содержание приложения особенное, работающее именно под нее. Второе преимущество — интерактивные чат-боты, или виртуальные ассистенты, которые помогают больше узнать о своем здоровье. Причем есть как образовательные ассистенты, так и те, кто сигнализирует о повышенном риске некоторых заболеваний и рекомендует вовремя обратиться к врачу. И третья особенность изобретения — анонимное сообщество, где пользователи могут обсудить очень личные вопросы. Разработчики поясняют: во Flo в основе практически всех продуктовых решений лежит так называемое data-driven approach — это значит, что решения принимаются на основе тестов, исследований и анализа данных. Поэтому прежде чем внести какое-то изменение, все гипотезы и нововведения тестируют. И только если оказывается, что пользователям новый функционал по душе, его развивают и интегрируют.
Приложение MSQRD, которое в режиме реального времени позволяет накладывать на лицо человека различные маски-фильтры, принесло известность Евгению Невгеню, Сергею Гончару и Евгению Затепякину. Три года назад о белорусских разработчиках узнали во всем мире, когда их компанию купила популярная социальная сеть Facebook. К слову, на днях Евгений Невгень стал спонсором STEM-центра для учеников средней школы № 1 Дрогичина — технически оснащенного класса, где школьники будут бесплатно заниматься программированием, робототехникой, 3D-моделированием и развивать навыки инженерного творчества.
World of Tanks: от игры к онлайн-музею
Разве найдешь человека, который не слышал об этой массовой онлайн-игре? World of Tanks от компании Wargaming — яркий представитель жанра аркадного танкового симулятора в исторических декорациях Второй мировой войны. Концепция — командные танковые сражения. Днем рождения игры считают 12 августа 2010 года, на будущий год она отпразднует первый серьезный юбилей. Но еще до официального релиза на конференции разработчиков игр в Москве «Танки» получили звание лучшей игры года и приз зрительских симпатий. Сегодня у онлайн-игры 160 миллионов зарегистрированных пользователей по всему миру. Принадлежат ей и два мировых рекорда Гиннесса за наибольшее количество игроков, одновременно пребывающих на игровом сервере. Кроме того, в ее активе четыре награды игрового «Оскара» Golden Joystick: «Лучшая массовая многопользовательская онлайн-игра» (2012), «Лучшая онлайн-игра» (2013), «Продолжаем играть» (2017, 2018).
![](/upload/iblock/412/4126fc91537638e3530b729e86282138.jpg)
— Среди компьютерных игр очень редко встречаются продукты, которые существуют так же долго. В следующем году World of Tanks исполнится 10 лет, и к ней все также проявляют значительный интерес. Разработчики постоянно трудятся над улучшением. В игре появляются технические новинки, благодаря чему в ней есть современная графика и звуковое сопровождение, оптимизированные как для мощных, так и для слабых компьютеров. Постоянно добавляются новые экспериментальные режимы и обновляется набор танков, на которых можно сыграть, — говорит региональный паблишинг-директор Wargaming в СНГ Юрий Курявый.
![](/upload/iblock/7ce/7ce65ceaf4972fe3c24e458d9c577990.jpg)
Один из секретов успеха — историческая достоверность в деталях. Как пояснили представители компании-разработчика, игра охватывает историю танкостроения c 1930-х по 1960-е годы, и в ней представлено более 600 видов танков и самоходных орудий, которые применялись или разрабатывались в СССР, Чехословакии, Германии, США, Франции, Великобритании, Китае, Швеции, Японии, Италии, Польше.
Причем каждый танк должен в точности соответствовать своему реальному прототипу, поэтому в разработке принимают участие историки, специализирующиеся на военной технике, а при воссоздании внешнего вида машин применяют современные технологии 3D-сканирования. Исторические консультанты собирают сведения о боевых машинах в музеях и архивах по всему миру, в итоге некоторые модели танков, никогда не выходившие в массовое производство, воссоздают по чертежам и рисункам. И эта детальная проработка внешнего вида боевых машин делает игру больше чем игрой — крупнейшим онлайн-музеем военной техники, где можно увидеть как массовые модели, так и редкие экземпляры.
![](/upload/iblock/422/4220e2e78767db7670b4c1fe2aa6f003.jpg)
Сам игровой процесс в World of Tanks построен на противостоянии двух случайно подобранных команд по 15 игроков. При этом в одной команде может быть техника разных стран и годов выпуска, а также реальные танки и экспериментальные модели. Время от времени разработчики добавляют новые игровые режимы. Например, в августе — сентябре этого года в World of Tanks проходили сражения игрового события «Стальной охотник»: так создатели игры назвали новый игровой режим в формате «Королевская битва», когда «танкисты» ведут бой каждый сам за себя на постоянно сокращающейся карте.
![](/upload/iblock/801/8010b0508a34a1c2b7f5cebc6bb9e895.jpg)
Авторы «Танков» гордятся тем, что вокруг игры сплотилось внушительное сообщество фанатов. Для многих игра стала поводом найти новых друзей со схожими интересами.pasiyak@sb.by