Игорь Колб — персона, которую дополнительно представлять не требуется: четверть века в труппе Мариинского театра, непревзойденная пластика и виртуозное мастерство, мировая слава и выходы на сцену с самыми звездными балеринами. А затем педагогическая деятельность и работа в качестве постановщика — не в Вене, не в Париже, не в Лондоне, а здесь, у нас в Минске, в качестве главного балетмейстера Большого театра Беларуси. И хотя кажется, что такой человек должен числиться где-то среди небожителей и легкими шагами ступать по облаку, Игорь признается: детство провел в деревне под Пинском, не чурается никакого труда и до сих пор может и покосить, и нарубить дров, сделать любую другую работу. Как будто уравновешивает свое парение над сценой прикосновением к щедрой земле…
![](https://storage01.sb.by/iblock/fd8/fd818adc7ffb74be9f39654d23cd5b22/454be1437efb0be2646c8c9a3b031b6d.jpg)
— Игорь, вы как-то обмолвились, что не любите Новый год. Почему?
— На самом деле это любимый мой праздник, поскольку почти все в мире его отмечают, для меня это такое общее единение всех в один момент. Поэтому Новый год я очень люблю. Но я столько лет подряд его организовывал для других! И в последнее время хочется, чтобы и мне кто-то тоже устраивал праздник. Только лишь из-за этих своих побуждений, корыстных и эгоистичных, я стремлюсь к тишине даже в Новый год. А так… Буквально с первого дня рождения сына я шесть лет был Дедом Морозом. Дело в том, что в детстве мне очень хотелось на Новый год какого-то чуда, а оно не всегда свершалось. Поэтому, когда появился мой сын Нестор, я делал все возможное для того, чтобы он понимал, насколько этот праздник имеет большое значение в смысле семьи. Потому я исчезал в какой-то момент из квартиры или из отельного номера, чтобы сотворить чудо своему сыну. Возил с собой костюм Деда Мороза, мешок, подарки, появлялся с балкона... У ребенка был дневной или вечерний сон, и я будил его, щекоча накладной бородой. Потом, уже в его школьные годы, просил знакомого артиста из Мариинского театра — чтобы не казалось подозрительным, что я постоянно куда-то пропадаю перед приходом Деда Мороза.
— Мы назвали его в честь отца моей супруги, она, кстати, тоже связана с балетом. У меня не возникало никаких сомнений, что нам нужно назвать ребенка в честь кого-то из рода — моего или супруги.— Вижу, для вас тема семьи, тема рода очень много значит.
— Для меня это всегда было важно, потому что с детства я знал свои корни, как со стороны отца, так и со стороны мамы. Сейчас не так много родственников, к сожалению, уже осталось, и нет тех домов, где я провел детство. Это деревня Колбы в 20 км от Пинска и в 10 км в другую сторону от города деревня Ставок. И когда я ощущаю, что в моей жизни возникает какой-то ступор или тупик, я еду туда. Это для меня момент очищения: когда ты приходишь на кладбище, а там фактически только одна фамилия — та, которую я несу по жизни и которую унаследовал мой сын. И это дает силу. До сих пор для меня это очень важный момент — где я родился, на какой земле. С детства знаю, что такое работа, что такое косить и собирать сено, утрамбовывать его в телегу и потом ехать на самом верху. Потому, какими бы ни были мои успехи в том или ином направлении, всегда возвращаюсь к тому, откуда я.
![](https://storage01.sb.by/iblock/e84/e844bba02365a98283717cd148b3e849/adeb53f83ca47a89e0e9468594d703c9.jpg)
— С детства знаете, что такое физический труд, — и выбрали профессию, которая связана с чудовищным физическим напряжением. Как это получилось?
— В школе я учился во вторую смену, родителям надо было нас с сестрой развести по времени, чтобы письменный стол был в доступе. И в один из дней я оказался в хореографической школе. В Минске я узнал, что такое балет. За неделю моя жизнь изменилась. Мне 12 лет, я домашний ребенок — мне было плохо. Но Юрию Антоновичу Трояну удалось уговорить моих родителей, подобрать какие-то нужные слова, чтобы они меня не забирали домой. И я ему благодарен по сей день по многим моментам. Спустя время мне уже так нравилось в училище, что я даже не уезжал на каникулы. Потому что сама система обучения и проживания ребенка были идеальными: когда с тобой делали уроки, когда ты воспитывался с возможностью приходить в театр и видеть спектакли и четко понимал, что о тебе заботятся.
Не могу вспомнить ни одного негативного момента из детства, чтобы кто-то нас как-то обидел, или не помог, или не обнял, или не уберег от чего-то. Всегда вспоминаю эти годы с большой благодарностью к людям, которые нас сопровождали и воспитывали.
![](https://storage01.sb.by/iblock/32f/32f10c49517b90fdd4fc523a2f2e6232/02d64fd450ae845b0206030e2ac1c68a.jpg)
— Вам приходилось голодать, чтобы соблюдать форму?
— Это удивительно, но я всегда ел много, и мне всегда не хватало. Наверное, такая конституция досталась мне от родителей — они были достаточно спортивного телосложения, потому что всегда трудились, никто никогда не сидел без дела. Потому и в моей жизни ключевым моментом всегда была работа. Помню, в Петербурге в момент уныния пришел к батюшке в Свято-Исидоровскую церковь и пытался жаловаться, как мне тяжело. А отец Федор отвечает: «Сын мой, а что поделаешь, работать надо…»
Так что проблем с диетой у меня никогда не было. Это при том, что я нормально питаюсь: не могу без супа, без мяса, мне нужно поддерживать состояние бодрости, а это удается благодаря кофе и хорошей еде. Я кофеман, не могу без этого напитка.
![](https://storage01.sb.by/iblock/8e9/8e9839de8ef40b2a8d079be8692ec715/1159f9b44e486f06c2d240186863961c.jpg)
— Сейчас вы уже в команде тренеров. Это понятно: в балете физический износ, неизбежный ранний выход на пенсию. Вот этот уход со сцены, переход в педагогику, в постановку (и дальше выход, по сути, уже только на поклоны) — он тяжело вам дался?
— С 30 лет я думал о том, что же дальше. Поэтому для меня этот переход не стал стрессовой ситуацией, скорее дал очень много возможностей. Таким образом в моей жизни появилась Санкт-Петербургская консерватория, где я преподавал шесть лет, а также продюсерский центр «Открытое искусство», в котором являюсь художественным руководителем. Мы уже четвертый год с моим коллегой Сергеем Величкиным, директором этого центра, организуем фестиваль для детей в Великом Новгороде — он проводится на гранты Президентского фонда культурных инициатив (РФ). Организация и проведение фестиваля — достаточно трудоемкий процесс: мы привозим детей, они живут в Великом Новгороде на протяжении недели абсолютно бесплатно, для них готовится большое количество мастер-классов, а если ты выигрываешь первые места, то это еще и сопровождение таких личностей, как ректор Санкт-Петербургской консерватории, оперные дивы Большого театра, многие известные артисты.
То есть это шанс и возможность движения вперед. И я сегодня, в преддверии четвертого фестиваля, вижу, как растут дети, которые из года в год, даже если побеждают, все равно вновь подают заявки к нам.
![]() |
![]() |
![]() |
— Педагогика для меня очень много значит. Шесть лет в консерватории, два с половиной года в Академии танца Бориса Эйфмана — это тот путь, в который я окунулся с головой. Люблю детей, мне нравится быть с ними на одной волне. Я понимаю, что такое мотивировать, поддерживать. Вижу результат по своим ученикам, которые работают в театрах. Один из них артист Большого театра Беларуси Андрей Барьев, который уже год успешно выходит в сольных партиях. Это прекрасный Альберт в «Жизели» и бесподобный Эспада в «Дон Кихоте». Поэтому смена деятельности для меня не была трагедией.
Скорее, был выбор между двумя направлениями: фактически одновременно мне пришло два предложения — от руководителя балетной труппы Большого театра России Махара Хасановича Вазиева и от художественного руководителя Большого театра Беларуси Валентина Николаевича Елизарьева. Таким образом я оказался в Минске, хотя мучился сомнениями.— И в первой же своей работе — в вашей редакции классической постановки «Жизели» вы отыскали абсолютно новый для публики музыкальный фрагмент.
— Не знаю, почему этот шанс пришел ко мне, ведь «Жизель» — это, скажем так, не тот рай, в котором бы я хотел оказаться в качестве главного балетмейстера Большого театра. Но я использовал эту возможность и благодарен, поскольку считаю, что мне удалось сделать довольно много. Во-первых, изменить рисунок танца, вернуть историческую составляющую, в том числе животных на сцене. Это естественная практика для мировых театров. Все мы знаем, что так было принято: козочка у Кшесинской в «Эсмеральде», крестьянские лошади и собаки в бытовой сцене в «Жизели» или в «Дон Кихоте»… Считаю, это прекрасное дополнение к спектаклю. Зная историю, могу обосновать каждый шаг. Впервые в жизни столкнулся в клавире с новым фрагментом музыки Адана — композитора, который создал этот спектакль. И если в нем присутствует па-де-де Альберта и Жизели в первом акте, то почему оно было вычеркнуто или купировано, мне непонятно. Эти ноты оказались для меня подарком судьбы, и потому в «Жизели» удалось сделать премьеру в премьере. Получилась красивая история.
— Когда ты приходишь в театр в качестве главного балетмейстера, то начинаешь анализировать репертуарную политику: когда и сколько премьерных спектаклей и на чем воспитывались артист и зритель. За последние 30 лет в Большом театре Беларуси было несколько спектаклей, которые вызвали бы интерес не только внутри нашей страны, но и за ее пределами. Например, вечер одноактных балетов Иржи Килиана и «Анна Каренина». Основной акцент делался на классическом репертуаре, который является фундаментом.
![](https://storage01.sb.by/iblock/9cd/9cd7ce8aeea36eb3619931ca2f8d9e0c/7333b97415a5e4196c745d8572b8e77a.jpg)
Но когда ты понимаешь, что репертуар не менялся веками, странно не попробовать выйти за рамки. «Иллюзии» создавались исходя из возможностей труппы. Реакции на спектакль оказались диаметрально противоположными. Результат меня удивил: к этой истории никто не остался равнодушным.— Можете поделиться ближайшими планами?
— Конечно, в апреле 2024 года намечена премьера «Золушки» Сергея Прокофьева в хореографии Валентина Елизарьева. Мною предложен спектакль «Золотая рыбка».
![](https://storage01.sb.by/iblock/c40/c403637fbe0cdbe7d01c42cd1199a3b3/e463456acd5b3012eaf0965b4c98f9e6.jpg)
— Для людей поход в театр — это отдых, для вас — работа. А как вы отдыхаете?
— Дом в Великом Новгороде на берегу реки Волхов для меня — место тишины и спокойствия. Река, цветы и деревья… В сложные моменты, бывает, рисую, но очень мало, к сожалению, — просто не хватает на это времени. У меня есть хобби — реставрирую мебель. Так что ничто не чуждо ни рукам, ни сознанию. Так в нашей петербургской квартире появились старинный буфет, самоварный столик, ломберный столик… И когда приехал в Минск, купил небольшой деревенский стол — у нас в Колбах похожий стоял между плитой и печью. Очистил его, покрыл восковой пропиткой, и сейчас он здесь у меня дома. Меня это вдохновляет.
— Подводя итоги: что нового и важного принес вам уходящий год?
— Я по-прежнему восхищаюсь людьми.
Сюрпризы на елке
26 декабря в Большом театре подведут итоги традиционного конкурса «Новогодняя игрушка»
![](https://storage01.sb.by/iblock/86d/86d0fd783e87691b6421753fbe4ac2ce/fc086a3c8fe48cebb406b4f829adcbb2.jpg)
Фото Кирилла СТАСЬКО, из архива Большого театра Беларуси, из личного архива Игоря КОЛБА.