Рассказываем о необычных обстоятельствах формирования «Нормандия — Неман» и судьбах летчиков

В нашем небе асы-аристократы...

В субботу, 25 мая, исполняется 80 лет с момента, когда знаменитый полк «Нормандия — Неман» под командованием майора Пуйяда направили на 3‑й Белорусский фронт. Летчики участвовали в освобождении Витебска, Орши, Минска, но особенно отличились в боях при Борисове. В Минском областном краеведческом музее в эти дни проходит выставка «Через все прошли и победили», в которой особое место занимает история совместной борьбы советских и французских летчиков с нацистами. О необычных обстоятельствах формирования «Нормандия — Неман» и судьбах летчиков мы побеседовали с одним из кураторов выставки, старшим научным сотрудником Минского областного краеведческого музея Натальей ПОЛТАВЕЦ.

Французский летчик полка «Нормандия — Неман» и советские техники готовят истребитель Як-3 к вылету.

С чего все начиналось и каким образом уроженцы Западной Европы оказались на советской стороне? В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу летчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 25 ноября 1942‑го подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Личный состав новой войсковой части предложил назвать ее «Нормандия» в честь французской провинции.

— Первоначально эскадрилья состояла из 72 французских добровольцев (14 летчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников, — поясняет Наталья Ивановна. — Некоторые из них прибыли из частей ВВС Великобритании, другие — с севера Африки.

Возникло немало трудностей, прежде всего из-за другого языка и климатических особенностей. Советские самолеты имели хорошую скорость и вооружение, но большого комфорта в них не было, летать было достаточно сложно. Документация на самолеты Як давалась не на французском, поэтому постепенно в формировании русские механики заменили французов. С представителями «Нормандии» много общался военный корреспондент Илья Эренбург, хорошо владевший французским языком:
«Мы отчаянно сражались, зная, что дальше отступать нельзя. В ту темную осень наши друзья, французские летчики, приехали к нам. Французские патриоты поняли, что наша битва — это также битва Франции, что можно в нашем небе сражаться за французскую землю. Этого мы не забудем».
Ролан де ла Пуап.
Интересен состав участников эскадрильи, которая постепенно выросла в полк. В Беларуси одно из наиболее известных имен — Жак Гастон, имя летчика, погибшего при освобождении Борисова. Были среди героев также настоящие французские аристократы. В качестве примера Наталья Полтавец приводит имя Ролана де ла Пуапа. Он стал первым французом, удостоенным звания Героя Советского Союза вместе с товарищем Марселем Альбертом, еще одним асом «Нормандии — Немана», имеющим двадцать четыре победы и вторым по их количеству французским асом Второй мировой войны. Ролан де ла Пуап одержал пятнадцать (по некоторым сведениям, шестнадцать) воздушных побед за штурвалом истребителя Як.

Мы также узнали, что в детстве виконт мечтал стать… агрономом. Но во время учебы увлекся небом. Его отец участвовал в Первой мировой войне и погиб в одном из первых сражений с Германией, когда началась Вторая мировая. Вот юноша и рвался в бой. 14 и 16 октября 1944 года он сбил четыре немецких самолета. В одном из источников нашла информацию, как Ролан посадил боевую машину лишь на одном колесе... Причем командир требовал ее покинуть, однако Пуап справился и спас жизнь также своему технику. Ведь парашют был только у пилота…

Полюбопытствовала, что пишут о его судьбе после войны французские источники. Большинство публикаций относится к 2012‑му, дате его смерти: французский ас прожил 92 года! Армию покинул в 1947‑м, чтобы посвятить себя… сельскому хозяйству в качестве владельца образцовых ферм и селекционера. Занимался исследованиями, изобрел упаковку для шампуней. Кроме того, Ролан стал основателем парка животных и развлечений на Антибе в 1970 году. В 2007‑м увидели свет его мемуары «Эпопея «Нормандии-Неман» (на русском впервые опубликованы в 2018 году). В них немало интересных сведений и воспоминаний.


Не единожды Герой Советского Союза подчеркивает уникальность полка: такого подразделения, где летный состав представляли бы французы, а механиков — русские, больше не было по всему фронту. «Я ни секунды не жалею о том, что выбрал службу в «Нормандии», — писал де ла Пуап. — Комфортные условия британских авиабаз меня не прельщают. Душевная теплота советских людей, с которой они нас приняли и взяли под крыло, помогает забыть обо всех неудобствах, лишениях и одиночестве».

Французский летчик приводит множество боевых эпизодов, как трагических, так и веселых. К примеру, его товарищ Александр Лоран очень хорошо пел, был всеобщим любимцем. Однажды француз не вернулся с задания. Однако спустя несколько дней примерно в трехстах километрах летчика нашли! Ему пришлось совершить посадку в поле, где его подобрали сельчане и окружили заботой. Толпа женщин и детей вышла провожать гостя…

Командир 303-й истребительной авиадивизии генерал-майор Георгий Захаров, лейтенант Жозеф Риссо из авиаполка «Нормандия —Неман» и советские офицеры у истребителя Як-3.

Оставил также де ла Пуап интересное свидетельство о том, что «Нормандию-Неман» заметили даже «ночные ведьмы». Речь идет о девушках из 46‑го ночного легкобомбардировочного авиаполка, сформированного исключительно из пилотов женского пола. «Однажды вечером, пролетая над аэродромом, они сбросили шерстяную куклу в цветах нашего флага, которую специально связали для французов из «Нормандии». Летчики были растроганы. Француз также подробно описывает тактику, благодаря которой полк получил свое прозвище: бесшумно планируя на легких По-2, они были незаметны для немцев. А когда слышался свист в воздухе — это означало лишь одно: бомбы сброшены.

— В составе «ночных ведьм», которым в среднем было от 17 до 22 лет, находилась и белоруска из Гомеля Галина Докутович, — делится любопытными сведениями Наталья Полтавец. — Сбить их кукурузники было непросто: у «мессершмитта» скорость до 800 километров в час, а у По-2 — всего 120 — 130. Но если этот самолет попал в перекрестье зенитки, он погиб. Основа в нем деревянная, на нее натягивали перкаль — холст со специальной пропиткой. Причем на каждую девчонку приходилось около 300 боевых вылетов, среди них 22 Героя Советского Союза.

Упомянув имя Галины Докутович, нельзя не рассказать, как завершился ее боевой путь. Ведь возможно, что куколка, подаренная французами, — ее рук дело. Как отметила Наталья Ивановна, у летчицы был любимый талисман — кукла, которую та всегда брала с собой на задания. Между вылетами девушки, как правило, старались на аэродроме подскока поспать хотя бы полчаса. Во время одного из таких перерывов на Галю (она лежала на траве) наехал бензозаправщик и переломал ей позвоночник… После долгого лечения в госпитале ей выдали справку на полугодовой отпуск. Вместо него штурман Докутович вернулась в подразделение. В свой последний вылет над Таманью она забыла взять с собой любимую куклу…

Марсель Лефевр и его Як 9.

Но вернемся в май 1944 года. Французских летчиков в «Нормандии-Неман» стало почти 60, они пересели на Як-9. В бой рвались четыре эскадрильи, носившие названия четырех главных нормандских городов: «Руан», «Кан», «Гавр» и «Шербур». За время службы они освоили советскую тактику боя — коллективную, круговую, с ведомым и ведущим, хотя на родине французов обучали индивидуальной. В период Великой Отечественной войны пилоты соединения совершили свыше 5 тысяч боевых вылетов, провели более 800 воздушных боев и сбили около 300 самолетов противника. 28 ноября 1944‑го за боевые заслуги и проявленное мужество при освобождении Литвы и форсировании реки Неман полку присвоено почетное наименование «Неманский», с тех пор он стал «Нормандия — Неман». В наши дни так названа улица Борисова.

В ТЕМУ

В СШ № 9 Борисова более 50 лет работает единственный в стране народный музей истории авиаполка «Нормандия — Неман».

yasko@sb.by

Фото из интернет-источников и с выставки «Через все прошли и победили»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter