Зачем родителей вызывают в школу

Услышать ребенка

С какими проблемами подростки обращаются в Республиканский центр психологической помощи, который по поручению Министерства образования был открыт не так давно в структуре Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. 

Остановили в шаге от суицида

С утра в центре спокойно. Людей нет. Но уже спустя час специалистам не хватит кабинетов, чтобы разместить пришедших за помощью…

Так как здание находится среди студенческих общежитий, то частенько заходят и студенты.

— Если мы видим, что состояние человека критическое, наши специалисты сразу же принимают, — рассказывает начальник центра Ольга Матюхова. — Недавно у нас был случай: в конце рабочего дня пришел 18-летний парень, у которого разводятся родители. Причем их разрыв сопровождается серьезными конфликтами и требованием к сыну занять чью-то сторону. Ему нелегко выдерживать ситуацию, когда отец и мать «гнут каждый свою линию». Из-за происходящего юноша был в тяжелом психологическом состоянии. Несмотря на завершение рабочего дня, психолог центра осталась с ним работать и оказала необходимую помощь. 

Профилактика суицидального риска среди несовершеннолетних, сексуального насилия и травли — ведущие направления деятельности центра. В 2019 году помощь психологов здесь получили чуть больше 800 человек, в 2020-м — около 2 тысяч 600, в 2021-м — более 4 тысяч. 

Несколько месяцев назад на телефон центра позвонил 11-летний мальчик, который шел на высотку с желанием оттуда спрыгнуть. Его удалось остановить. Специалист с ним беседовала два часа. 

Мальчик не был услышан ни в школе, ни родителями. Нашему психологу удалось установить с ребенком доверительный контакт. Максим дал номер телефона родителей, разрешил позвонить им, назвал школу, в которой учится, и позволил нам приехать туда, — вспоминает Ольга Викторовна.

В таких сложных ситуациях, где есть высокий суицидальный риск, необходимо действовать оперативно: 

— В течение двух месяцев педагог-психолог центра сопровождал эту семью: стабилизировал психоэмоциональное состояние Максима, актуализировал его ресурсы, гармонизировал детско-родительские отношения и помогал отцу с матерью выработать новую стратегию коммуникации с ребенком. После разрешения кризисной ситуации с семьей продолжил работу педагог-психолог школы.


Дети разговаривают на языке поведения

В прошлом году Республиканский центр психологической помощи совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) реализовал проект «Психологическое благополучие школьников: профилактика суицидального поведения и помощь в кризисных ситуациях». Было проведено исследование и выявлены потребности учеников.

— Больше всего детей волнуют отношения с педагогами и одноклассниками, а также неудачи в учебе. Мы узнали, что ребенок, у которого проблемы, готов обратиться к классному руководителю. Именно поддержка с его стороны помогает ученикам чувствовать себя в школе безопасно. Дети ожидают, что педагог будет общаться с ними не только в рамках учебной программы, но и разговаривать на житейские темы, — говорит Ольга Викторовна.



Роль классного руководителя сложно переоценить. Он встречается с детьми каждый день, знает их родителей, осведомлен, чем живут его подопечные и какие у них отношения с домашними: 

— Если ребенок себя плохо ведет, в школу вызывают его отца или мать. Учитель может понять по их реакции, что происходит внутри семьи, есть ли проблемы. Не бывает плохих детей, есть дети, которым плохо. Из-за отсутствия опыта они дают понять взрослым об имеющихся проблемах через свое поведение. По-другому они не умеют. То есть поведение — это язык ребенка, с помощью которого он разговаривает со взрослыми. Важно это понимать.

Специалист уверяет, что ни один ребенок, нарушая правила в школе, не хочет себе сделать плохо, навредить своему имиджу. Наоборот, он таким образом просит о помощи. 

— Взрослые сами часто не справляются со сложными ситуациями и ведут себя агрессивно, конфликтуют. А как же тогда быть детям? Зачастую родители перекладывают ответственность на ребенка за то, что у них что-то не получается в воспитании, не хватает времени на общение. Дети слышат: «Я для тебя стараюсь, работаю на двух работах, деньги зарабатываю, а ты не ценишь этого». А кто спросил ребенка, что необходимо ему? Часто слышишь на консультациях от детей: «Мама и папа все время заняты, у них работа». А ребенку нужны поддержка, принятие, теплые взаимоотношения, доверие, защита. Нередко бывает так, что в семье отсутствует понимание того, что ребенку необходимо внимание и забота. И тогда он оказывается с трудностями один на один, не имея взрослого, к которому можно обратиться за помощью, — объясняет Ольга Матюхова.


Помощь через мессенджер

Сегодня несовершеннолетние могут обращаться к психологам центра не только очно и по телефону.

— Мы понимаем, что наше молодое поколение родилось с кнопкой на пальце. Поэтому у нас начала работать дистанционная платформа для оказания информационной и психологической помощи подросткам и их родителям. Платформа разработана в рамках совместного проекта БГПУ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Сейчас мы ее тестируем, — поясняет Ольга Матюхова. — Мы обучили «равных» консультантов — это студенты Института психологии. Именно они будут работать на этой платформе с детьми. Называем мы их так, потому что в силу возраста «равные» лучше могут понять подростков. Равный равному — это хорошо зарекомендовавший себя метод. Детям легче делиться наболевшим с кем-то, кто им ближе по возрасту, нежели с тем, кто далек от подростковой проблемы. Также обучены региональные педагоги-психологи, которые тоже будут консультантами на этой платформе. Оказание информационной и психологической помощи не должно ограничиваться Минском. 


Ролик в ТikТоk буквально взорвал телефонную линию

У каждого школьника на дневнике реклама, где есть телефон Республиканского центра психологической помощи. Как только стали выпускать такую продукцию, в центре начался шквал звонков. Но еще больший бум обращений пошел после того, как кто-то из ребят выложил видео с рекламой центра из дневника в ТikТоk.

— Мы сначала не поняли, что произошло. Было огромное количество звонков. У нас работает всего шесть педагогов-психологов, и обычно на телефонные обращения отвечает тот, кто не консультирует в данный момент в очном формате. После видео в ТikТоk появилась необходимость расширения штата психологов. Здесь нам помогли студенты Института психологии БГПУ, которые проходят у нас практику, — вспоминает Ольга Матюхова. 

«Как варить пельмени, готовить сырники?» — шуточного рода звонки тоже были. И специалисты давали рецепты. 

— Даже к таким звонкам мы относимся с предельным вниманием. Потому что дети будут знать, что если на шуточный запрос дают ответ, то серьезная проблема точно не останется без внимания. Таким образом у детей появляется уверенность, что их слушают. 

yankovich@sb.by







Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter