Сильная власть дает возможность гражданам реализовывать их права максимально полно

Центр принятия решений

Избрание Президентом Александра Лукашенко позволило Беларуси выстоять и дать ответ на жесткие вызовы, которые нам были брошены как внешними, так и внутренними врагами.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Наши интересы реально волнуют только нас. И только такое сильное государство, как наше, в состоянии обеспечить их защиту и соблюдение. Я говорю сильное государство, потому что мы были и есть монолит, в этом наша сила.

Из выступления на VI Всебелорусском народном собрании, 11 февраля 2021 года.

Чувствовать вызовы времени

Консолидация общества вокруг Президента способствовала решению вопросов экономической модернизации, обеспечению безопасности, построению эффективной социальной системы.
С самого начала своей деятельности в должности Президента Александр Лукашенко не допустил распыления власти, понимая, что это путь к катастрофе, хаосу, анархии и в конечном счете к гражданской войне. В этой политической интуиции проявилось глубокое политическое чутье нашего Президента, самостоятельность его мышления, неподверженность «модным» учениям о необходимости слабого государства и т.п.
Сила политика состоит в умении чувствовать вызовы времени и быть укорененным в культуру, традиции своего народа. Построение Президентом сильной государственности в Беларуси отвечает обоим критериям. Глобальные тенденции развития института государства направлены в сторону его усиления, обретения им новых возможностей и функций. Свидетельством этого в большинстве стран является увеличение доли госдоходов и расходов. Также этот тренд обусловлен кардинальным изменением социальных систем, увеличением количества и возрастанием сложности общественных связей и отношений, появлением новых социальных акторов, стремительным фрагментированием социокультурного поля, что требует активного и компетентного управления из единого центра.

В новых условиях государство вынуждено брать на себя решение тех задач, которые ранее находились вне поля его внимания, — это различные сферы социального обеспечения, требующие перераспределения доходов, а также направление ресурсов в фундаментальную науку и человеческий потенциал. Важную роль играют инвестиции в инфраструктуру. Сегодня очевидно, что эти вложения являются необходимым условием для реализации позитивных направлений экономики. Системы транспорта и связи во многом определяют развитие и надлежащее функционирование рынков, а качественное образование призвано научить людей пользоваться теми возможностями, которые открываются в стране. Передоверить эти функции стихии нельзя.

Общественное согласие

Национальное государство предполагает не только экономическую независимость, но и политический суверенитет. Демократия означает, что функции власти осуществляют те, за кого проголосовал народ. Его избранники обязаны выполнять народную волю и всецело контролируются им. Ничего общего с этим не имеет глобализм. Его настоящие центры принятия решений не считаются с интересами и требованиями местного населения и выражают согласованные стратегии международных трестов. В той же мере агрессивному глобализму неугодно и социальное государство как средство поддержания общественного согласия и защитника тех социальных групп и слоев, которые по критериям рыночной пользы и рентабельности не могут себя оправдать. Мораль глобалистов подозрительно напоминает ницшеанского сверхчеловека: «Слабые и неудачники должны погибнуть… Первое положение нашей любви к человеку».

Однако мы, в отличие от таких «граждан мира», не имеем другого Отечества и истории, кроме, как писал классик, «истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Не менее важна политическая традиция народа. Ее также учитывал наш Президент при формировании политической системы в Беларуси. Наш опыт свидетельствует: восточнославянская культурная общность сохраняла свою государственную независимость и национальную самобытность только благодаря приверженности ценностям коллективного выживания. 
Этот опыт находит свое подтверждение в теоретических положениях современной науки, согласно которым общественная система, испытывающая мощное внешнее давление, может сохранить свою целостность только при крепкой централизованной власти, способной различными принудительными мерами сдерживать возникающие социальные противоречия.
Задача национально ориентированной элиты состоит в том, чтобы продумать направления и методы укрепления собственного государства. Именно эту задачу на протяжении всех лет управления страной решает Александр Лукашенко.

Не допустить анархии

Сильное государство у нас требуется также в силу специфики геополитических условий. Восточные славяне, в отличие от своих западных и южных собратьев, смогли создать мощную государственность, способную выживать в крайне жесткой геополитической среде, постоянно осаждаемой со всех сторон евразийского континента. Этатизм русского и белорусского народов является плодом выстраданного горького опыта: как только власть ослабевает, в тот же момент пробуждаются силы внутренней анархии и внешней агрессии, начинают бушевать амбиции местных «князьков», готовых бесконечно делить и резать по‑живому единое пространство.  
Те, кто призывает к минимизации государства в наших условиях, не ведают, что творят (если, конечно, исключить возможность сознательного злого умысла).
В тот самый момент, когда восточнославянская государственность как политический и культурный синтез рухнет, огромная часть ойкумены превратится в арену безудержного и беззастенчивого неоколониалистического гегемонизма и националистических диктатур. Тем, кому казалось неудобоносимым бремя традиционной власти, предстоит испытать такую тяжесть «нового порядка», что о прошлом придется лишь ностальгически вздыхать.

Народная интуиция

Народ в Беларуси и России всегда был заинтересован в мощной централизованной государственности, ибо хорошо осознавал, что наилучший путь отстоять свои законные права — это сильное государство, которое может урезонить внутренних и внешних хищников, способных лишить народ не только свободы, но и элементарных средств выживания.
Исторический опыт подтверждает эти народные интуиции — периоды смуты приносят дивиденды именно номенклатурным и мафиозным элементам, которые весьма профессионально пользуются ситуацией хаоса. Наши предки не хуже людей XXI века ощущали всю сложность централизованного государства, но ясно понимали, что альтернативой ему является жесточайшее своеволие элит, внутренние войны и в конечном итоге — иноземное завоевание.
Именно поэтому Президент Беларуси Александр Лукашенко, строя сильную вертикаль власти, в конечном счете сохраняет наш суверенитет, самостоятельность и право на существование и развитие в современном крайне жестком и опасном мире.

Олег РОМАНОВ, депутат Палаты представителей, доктор философских наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter