25.by: Как в Минске появился «нулевой километр»

Точка отсчета

Что общего между белорусскими дорожниками и приезжающими к нам туристами? Традиция и у тех и у других — фотографироваться у «нулевого километра». Достопримечательности, без которой вот уже 21 год трудно представить Минск и его Октябрьскую площадь. Настоящего центра всех дорог страны. Вместе с архитектором Арменом Сардаровым и скульптором Александром Финским вспомним историю его создания.

Архитектор Армен Сардаров и скульптор Александр Финский: в своем произведении мы бы ничего не поменяли.

Для минчан «нулевой километр» нынче — популярное место встреч. Для туристов — обязательная точка для фото. О туристическом пиаре, впрочем, в конце 1990-х никто и не думал. Будущий знак «Начало всех дорог», вспоминают авторы, воспринимался исключительно как обязательный признак государственности.

— Километраж в советские годы отсчитывался от Кремля, а мы же стали независимой страной, — рассуждает декан архитектурного факультета БНТУ Армен Сардаров, в то время возглавлявший архитектурную службу Белдорцентра. — Но своей официальной отправной точки у нас нет... Создать ее предложил тогдашний председатель комитета по автомобильным дорогам Александр Васильевич Минин. Мне же было предложено сделать эскизы.
Строительные работы на Октябрьской площади нужно было завершить за неделю.

Альтернативы было три. «Нулевой километр» мог представлять собой вмонтированную в тротуар бронзовую плиту с надписью: «Точка ноль» аккурат напротив Октябрьской площади по другую сторону проспекта Независимости. Как в Париже у Нотр-Дама или в Москве у Кремля. Мог — каплицу-часовенку у Главпочтамта. Ведь именно от этой точки горожане отсчитывали километраж, и именно почтовые станции в Российской империи считались центром всех дорог, этакими перевалочными пунктами, где за проезд и смену лошадей нужно было платить так называемые прогонные деньги. Однако остановились на пирамиде. 

— Символе вечности, у которой ко всему прочему есть точка схода, устремленность к небу, — вспоминает Армен Сардаров. — Я собрал архитекторов, отличные ребята. Бригаду возглавил ныне покойный Георгий Федоров. Из фанеры сделали макеты. Ставить решили в центре площади.

Любопытный факт: по первоначальным задумкам пирамида была раза в полтора выше сегодняшней. Замечания и предложения последовали после визита на Октябрьскую площадь Александра Лукашенко.

Армен Сардаров:

— В один прекрасный день мне звонит Александр Минин и говорит: «В 12 часов ты должен быть на площади». Смотрю: идут Александр Григорьевич, Премьер-министр, Глава Администрации Президента, мэр города и наш Минин. Стоят минут 5 — 7, что-то обсуждают. Потом позвали меня, представили — рассказывай, мол. Я начал объяснять: такие символы есть всюду — в Париже возле Нотр-Дама, у Белого дома в США… Единственное, показывая на строящийся Дворец Республики, заметил: знаете, знак будет немножко отвлекать от его фасада… И тогда Президент вынес вердикт: сделайте знак чуть-чуть меньше и сдвиньте ближе к проспекту.


В работу включились скульптор Александр Финский и художник по металлу Виктор Заведеев. Фишка от Финского — сделать картуши на «нулевом километре» объемными. И тем самым пирамиду подчеркнуть: 

— В эпоху барокко ведь все важнейшие документы Великого княжества Литовского были как раз с похожими завитушками. Форму взял именно из тех времен, насытил нашей сущностью и национальным колоритом, добавил образ дороги, подчеркнул «брукаванку». Вместе придумали тексты… Особый акцент: дорога для Беларуси, страны, которая находится на перекрестье многих маршрутов — это «наше всё». 


В это время Армен Сардаров решал непростую задачку: где заказать камень? «Белгран» — организация, которую создали, когда в столице строили метро, — готов был «слепить» памятный знак из четырех кусков камня. Соседи-украинцы — из двух.

— Однако Минин ни в какую: «Да вы что, смысл именно в единстве и неделимости!» — продолжает Армен Сергеевич. — Связались, с кем только возможно… На запрос откликнулась… португальская фирма. Обошелся камень нам, к слову, в 20 тысяч долларов. Сейчас бы стоил раз в пять дороже. Очередная загвоздка: как камень доставить? «Белтрансавто» — в отказ. А сроки поджимают: открытие нужно приурочить к Дню Независимости. Выходим на литовцев. Те согласились — привезем. Параллельно начинаем заливать фундамент. Нам сказали: загораживать площадь не дадим. На все про все отвели неделю. Всю эту неделю я тут вместе с бригадой рабочих и проночевал. А параллельно на площади Михаил Финберг со своим оркестром концерты давал. Еще одна деталь: каждый вечер по пути из Администрации Президента к нам заглядывал ее Глава Михаил Мясникович: «Ну как вы, ребята, справитесь?»

Справились. Успели. 30 июня 1998 года знак был готов. Торжественно открыт 2 июля. Дальше предстояла уже работа административно-хозяйственная: пересчитать расстояние от Минска до областных и районных центров, поменять все километровые столбы. За год и это было сделано.

— Вот вы сейчас смотрите на знак. Чувствуете особую гордость за то, что именно вы приложили руку к его созданию? — наблюдая за тем, как очередной иностранный турист делает селфи, интересуюсь у Сардарова и Финского. 

— Самое лучшее для нас — это когда твое произведение вписывается в пространство, становится логическим акцентом места, живет самостоятельной жизнью. Когда создается ощущение, что это возникло само по себе,
— считает Александр Финский. — Представляете, а как-то «нулевой километр» мы и вовсе чуть нашли. Встречали с друзьями миллениум. Договорились собраться на том самом памятном месте. Приехали и затерялись. Площадь — забита! Ведь многие встречу с друзьями назначили именно там.

— Что для меня еще важно, в этом своем произведении я бы ничего не поменял, — подводит итог Армен Сардаров.

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter