Стропальщица из Гомеля: «Сейчас мы возводим такие объекты, о которых раньше могли только мечтать»

Строит город

Без сомнения, Виктория Разуванова может гордиться тем, что современный облик Гомеля — это и ее заслуга. Единственная женщина-стропальщица ОАО «Строительный трест № 14» уже почти четверть века трудится на возведении домов, больниц, садов, школ — всего, что необходимо для жизни новых поколений белорусов.

Виктория Разуванова.

Не женская профессия?

В этом сезоне рабочее место стропальщицы Виктории Разувановой — будущий детский садик на окраине Гомеля. Интервью проводим на бегу: доставку и разгрузку стройматериалов никто ради нас не отменит. Работа здесь — постоянное движение.

Виктория Разуванова с радостью проводит нам экскурсию по стройке:
— Вот лестницу видите? Она ведет в будущую игровую комнату. По центру разместятся витражи. Подниматься можно будет на лифте. А еще здесь запроектирован бассейн и вентилируемый фасад. Будет свой пищеблок и собственная прачечная. Детский садик получится великолепный!
Детский сад, столь необходимый маленьким жителям 96‑го микрорайона, обещают доделать за лето. Его смогут посещать 270 детей, что для этой бурно строящейся части Гомеля хорошее подспорье. Виктория на таких объектах работает с огромным удовольствием, жалеет только, что таких роскошных садиков не было, когда ее сын был маленьким.

Сама она из семьи строителей: ее родители работали в этом же тресте каменщиками. Только изначально Виктория продолжать династию не собиралась, отучилась на монтажника радиоэлектроаппаратуры. А потом наступили 90‑е, зарплата появлялась с перебоями, а на руках был маленький сын, которого пришлось растить в одиночку. Вика не побоялась ни перемен, ни тяжелой работы, отправилась в трест, который предлагал стабильный заработок. Обучение на стропальщицу прошла тут же.

— Это сейчас я единственная женщина-стропальщица на весь трест, а раньше нас было много. Теперь не берут, говорят, что это тяжелые условия труда для женщин. А я за это время привыкла, мне уже невыносимо сложно просто сидеть!

С тяжелыми условиями Виктория успешно справляется уже 24 года. Мастер своего дела, она проводит для нас мини-занятие по введению в азы профессии. Главная задача стропальщика — обвязать и закрепить груз так, чтобы его безопасно и надежно можно было поднять на необходимую высоту.

— Работаю под любыми типами кранов: разгружаю, загружаю, подаю!

О кудрях и маникюре

Неуловимое движение рук Вики — и ярко-синяя рама, по проекту она должна занять почетное место на третьем этаже, надежно обвязана чалками. Это такой канат с петлями на концах. Вариант для рамы, которую ни в коем случае нельзя поцарапать, тряпичный, а есть еще цепи и тросики. Различаются чалки по грузоподъемности — двух-, трех-, пяти- и даже 20‑тонные. Для больших плит есть массивные механические захваты — огромные лапы, которые надежно фиксируют груз. Кстати, все параметры задокументированы, но опытная стропальщица на глаз может определить вес предмета!

Петли чалок, которыми плотно обмотана рама, надеваются на крюки тросов, прикрепленных к крану. На стройке сия конструкция именуется «пауком». Сходство есть: множество «лапок» надежно вцепляются в груз. Остается только скомандовать по рации:

— Вира!

И рама ласточкой взлетает вверх, изящно огибая арку на третьем этаже и приземляясь прямо в крепкие объятия ожидающих ее строителей. За выверенный до сантиметра полет отвечает крановщик. Вика машет рукой коллеге:

— Там, кстати, тоже женщины! На этом кране Аня, а вот на том Марина. Работать, как они, я бы не смогла: я высоты боюсь! Потому и креплю грузы на земле.

«Девочки» на стройке работают наравне с «мальчиками». Машины со стройматериалами идут одна за одной, Виктория наматывает множество километров по объекту и в дождь, и в холод, и, как сегодня, под палящим солнцем. Стропальщица на секунду снимает каску, чтобы утереть пот со лба:
— Вот потому я и стригусь коротко! Хотя больше по той причине, что волосы у меня кудрявые, а я кудряшки не люблю! Мои подруги с прямыми волосами, как водится, на­оборот, обожают кудри. А знаете, кто меня стрижет? Мой сын! Он у меня барбер. Так что красоту я навожу у профессионала, а вот с маникюром сложнее. Ни один гель-лак или просто длинные ногти не выдерживают работы на стройке.

Мой труд — моя гордость!

Виктория, кажется, работала на строительстве всех самых знаковых объектов Гомеля. Например, расположенной рядом прекрасной школы № 75, возведенной за рекордные 153 дня. Самая большая школа в регионе полностью инклюзивная — с пандусами, лифтами, тактильной плиткой и табличками для слабовидящих. Есть собственная стоматология, огромный стадион, два бассейна и новейшее оборудование.

Принимала стропальщица участие и в реконструкции областной детской клинической больницы, которая после обновления превратилась в передовой многопрофильный центр оказания помощи маленьким пациентам. Возводила новый корпус Гомельской городской клинической больницы скорой медицинской помощи, здание суда Новобелицкого района, современную школу в Волотове.

Есть у нее и своя профессиональная мечта: построить школу и садик в микрорайоне Шведская Горка. Там возвели много домов, а инфраструктура за растущими в новеньких квартирах детками не поспевает, говорит Вика:
— Безмерная радость — наблюдать, как строится город, да и вся страна. Сейчас мы возводим такие объекты, о которых раньше могли только мечтать. Все вокруг развивается, становится технологичнее, удобнее, появляется больше возможностей. И с гордостью понимаешь, что здесь и частичка твоего труда — труда ради будущего.
valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter