Россия, Китай, Казахстан, Монголия: как производители кондитерских изделий осваивают рынки за пределами страны

Сладкие маршруты

Белорусские производители кондитерских изделий продолжают наращивать поставки готовой продукции за рубеж, главные статьи экспорта — шоколад, вафли, жевательный мармелад и зефир. Наиболее востребованы наши сладости в России, Китае, Монголии и Казахстане.

Шоколадные реки, вафельные берега

На предприятиях не скрывают: меры поддержки со стороны государства позволяют расширять присутствие не только на отечественном, но и на зарубежном рынках. География поставок растет, часть производителей присматривается в том числе к странам Африки и Персидского залива. Вырос экспорт сладостей в Китай. Сейчас это один из ключевых партнеров, в частности для ОАО «Спартак», обращает внимание генеральный директор предприятия Татьяна Лисицина: 

— Интерес китайских потребителей к нашему шоколаду укрепляется. Ведется работа по подготовке нескольких проектов по выпуску шоколада под собственной торговой маркой для рынка КНР. Кроме того, подписан новый договор поставки туда наших сладостей. Также мы заключили по два новых договора поставок на рынки России и Казахстана. 


В прошлом году больше всего продукции «Спартака» ушло в соседнюю Россию (65 процентов), Китай (18) и Монголию (6,5) — тройка главных импортеров осталась пока без изменений. Общая отгрузка на экспорт составила 6142 тонны, из них 3280 тонн — на российский рынок. Высокий экспортный потенциал кондитерских изделий фабрика имеет в том числе благодаря близости к основному покупателю гомельских сладостей — России, дополняет начальник экспортной группы предприятия Олег Кривенков:

— Самая популярная позиция — безусловно, шоколад. Это связано с логистикой и его высокой маржинальностью. Так, скажем, группа мучных кондитерских изделий — продукт не дальнего логистического направления, а шоколад с учетом его срока годности можно легко реализовать. 


А вот барьером при экспорте сладостей могут стать не только специфичность рынка или необходимость адаптации продукта под вкусовые предпочтения местных потребителей. 

— Перед нами поставлена задача о рассмотрении Африки в качестве перспективного направления. Мы начали искать новые рынки сбыта в этих странах, но не все пока получается, есть нюансы, — не скрывает Олег Кривенков. — Часть из них связана с тем, что африканские партнеры хотят работать по CIF, а не по 100-процентной предоплате. Для нас это означает отсутствие необходимых гарантий. Поэтому пока ведем переговоры. Со странами Персидского залива история другая. Гарантии есть, но там сейчас нестабильная политическая ситуация... Мы уже провели переговоры, дошли до точки общего взаимного интереса, но из-за военных действий сделку пришлось отложить. Был открыт для сотрудничества и Судан. Нашли возможность работать с ним, но в стране начался конфликт, поэтому пока находимся в выжидательной позиции. 


Сейчас продукция гомельской кондитерской фабрики доступна в 22 государствах. Что касается внутреннего рынка, то отгрузка за январь — апрель выросла на 2,9 процента, а удельный вес экспорта в общем объеме отгрузки составил более 20 процентов. Татьяна Лисицина отмечает: 

— В 2024-м мы нарастили производство вафель (темп роста 103,6 процента), тортов и пирожных (136,1). Это связано с возросшим спросом на товары данной группы и расширением фирменной сети. Всего за январь — апрель выпущено 8567 тонн кондитерских изделий. Выручка от реализации за этот период выросла на 13,9 процента, а рентабельность продаж составила 7 процентов. 


Рост реализации на внутреннем рынке и увеличение доли кондитерских изделий отечественного производства, обращают внимание на фабрике, наблюдается в том числе за счет выпуска импортозамещающей продукции и уменьшения доли продукции импортной.

— Мы видим, что с полок магазинов постепенно исчезают зарубежные конфеты и шоколад, и предлагаем покупателям альтернативу. Так, в январе — апреле было выпущено 4068 тонн импортозамещающей продукции. В прошлом году запустили новую импортозамещающую линию по производству шоколада — это аналог известной швейцарской «плитки». Производительность линии — 1,5 тонны в час, так что мы можем полностью обеспечить внутренний рынок. Линия по производству нуги тоже импортозамещающая, — акцентировала Татьяна Юрьевна. 

Оставили на сладкое 

«Красный пищевик» также активно ведет международную торговлю. Продукцию в основном поставляют в Россию и страны постсоветского пространства. Заместитель директора по производству и снабжению Елена Жлоба вспоминает:

— В 2000-х, когда я только пришла на предприятие, экспорт на российский рынок составлял 85 процентов, и только 15 процентов продукции оставалось в стране. Чуть позже мы взяли ориентацию на внутренний рынок, и последние два года стали для нас лучшими: обеспечиваем сладостями как белорусов, так и зарубежных потребителей. При этом у каждого рынка своя специфика. Самый ходовой товар — классический ванильный зефир, его идет на экспорт больше всего. У россиян пользуется спросом зефир со вкусом черной смородины. Если в Беларуси реализуем его только 3—4 тонны в месяц, то на российский рынок порой доходило до 100 тонн.

Увидели на бобруйской фабрике и перспективу развития на китайском рынке. 

— При этом наш зефир в Китай не идет. Там предпочитают жевательный мармелад. Кроме того, мы поставляли им конфеты на агаре в шоколаде. Страны Африки и Персидского залива пока не рассматриваем — нашему нежному продукту жара не идет, и у него, к тому же, небольшой срок годности. Для поставок на дальнее зарубежье нужен срок годности минимум год, — объясняет Елена Жлоба.


Из Китая в нашу страну, в свою очередь, идет пектин — загуститель, выступающий в роли гелеобразователя, стабилизатора и влагоудерживающего агента. 

— Это единственное, что мы закупаем за рубежом, — не скрывает Елена Николаевна. — К сожалению, на постсоветском пространстве пектин не производят. А у китайцев стабильное качество пектина, мощнейшие заводы. 

Совсем скоро на «Красном пищевике» появится и китайское оборудование по производству драже. До этого успешно показали себя в деле китайские фасовочные автоматы. Также на предприятии есть российские линии по выпуску зефира. Что касается импортозамещающей продукции, она составляет около 50 процентов, резюмирует Елена Жлоба:

— Производим много мармелада на желатине, по программе импортозамещения создан также жевательный зефир. 


leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter