Что дает Беларуси вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества

Семья Большой Евразии

Наша страна на саммите 3–4 июля в Астане (Казахстан), как планируется, войдет в ряды авторитетной ШОС. Об этом беседа с директором Центра по проблемам европейской интеграции политологом Юрием Шевцовым.

Беларусь на саммите в Астане 3—4 июля станет полноправным государством-членом авторитетного международного объединения — Шанхайской организации сотрудничества.
unecon.ru

Дипломатия высшей пробы

— На саммите Шанхайской организации сотрудничества в Астане Беларусь станет десятой страной — членом ШОС. Какие перспективы это открывает перед нашим государством? 

— Первое и самое главное — возможность участия в дипломатических мероприятиях, проводящихся по линии ШОС (как минимум один раз в год). Поэтому участие нашей страны в саммитах организации одновременно с главами Китая, России, Индии, Ирана и другими — очень хорошая дипломатическая площадка для решения самых непростых и ключевых вопросов. Есть такое понятие, как работа на полях саммита, или конференции. Второе: ШОС не является военным или экономическим блоком, хотя там обсуждается широкий спектр тем. Примерно как в G7. Важно именно участие в процессе обмена мнений. 

— На страны ШОС приходится около 25 процентов мирового ВВП. За более чем 20 лет организация превратилась из региональной в большую семью из 26 стран, включая наблюдателей и партнеров по диалогу. Почему эта международная структура так популярна и притягательна в мире?

— Одним тезисом не ответить. ШОС появилась в то время, когда стали формироваться глубинные предпосылки к исчезновению американоцентричного мира. Сегодня мы живем в полицентричное время, поэтому международные организации, разного рода институты, ориентированные на поддержание доминирования Соединенных Штатов, постепенно отмирают. На смену им должны прийти другие глобальные элементы, которые не были бы аффилированными Америкой. Вот поэтому возникла необходимость в подобных организациях, одной из них и стала ШОС. Она объединила прежде всего Россию и Китай, а затем сюда подтянулись иные государства. Так стал формироваться центр силы, в котором многие видят образ альтернативы США и их союзникам. 

Драйверы развития

— Что лежит в основе создания и развития ШОС: вопросы политики, экономики или проблемы обеспечения стабильной региональной и глобальной безопасности?

— Прежде всего обеспечение региональной безопасности. Для этого в свое время была сформирована ШОС, в поле ее зрения находились крайне взрывоопасные темы. Конечно, это Афганистан. Но существуют и другие угрозы, которые следует минимизировать. 

По мере становления ШОС и ослабления американоцентричного мира внутри организации стали обращать особое внимание на экономические вопросы. Тут обсуждаются темы, которые затруднительно анализировать на других международных площадках. Например, создание внутренних экспортных коридоров между Ираном и Китаем. Речь идет о континентальных транспортных коридорах, они должны включить страны ШОС в более оформленную структуру. Между тем здесь стали возникать двухсторонние или трехсторонние мегапроекты, реализация которых была бы невозможна вне этой организации. Так можно сказать о транспортно-логистическом коридоре «Север — Юг»: он свяжет Санкт-Петербург (Россия) и Иран. Это обеспечит эффективную работу транспортного коридора вдоль границ Беларуси, далее до российской Астрахани, затем двумя рукавами по обоим побережьям Каспийского моря и по самому Каспию.


Есть и другие вопросы, активно обсуждаемые в ШОС: транзит через Афганистан, из Китая в Иран, между Ираном и Индией через Пакистан. Все это создало на базе ШОС массу точек роста. В итоге представленные проекты непременно дадут в будущем реальный результат для каждой из стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества. 

— Какова роль этой организации в становлении и формировании новых контуров и полюсов мироустройства?

— Большую активность тут проявляют Россия, Китай и Иран. При этом у Индии есть известные проблемы с Пакистаном и сложные отношения с США, которые пытаются перетянуть ее на свою сторону. Поэтому внутри Шанхайской организации сотрудничества сформировался костяк из нескольких влиятельнейших государств. Между ними расположен сложный Центрально-Азиатский регион со странами поменьше. Все они очень взаимосвязаны. Так, между Ираном и Китаем достигнуто пакетное соглашение из нескольких позиций. Одна из них: на протяжении более 20 лет КНР обязалась закупать у Ирана большие объемы нефти. Это позволяет Исламской республике гарантированно разрушить режим санкций и ограничений, которыми США и их союзники пытаются давить на страну. С другой стороны, Китай обязался направить в Иран солидные инвестиции: около 200 миллиардов долларов планируется поэтапно вложить в объекты энергетики, промышленности и инфраструктуры. Это означает, что Иран в итоге сможет преодолеть западную блокаду. Документом предусмотрено и создание сухопутного коридора между Ираном и Китаем. В то же время несколько позже в Тегеране было подписано аналогичное пакетное соглашение между Россией и Ираном, напоминающее ирано-китайское. Предусмотрено совершенствование транспортного коридора «Север — Юг»; большие российские ресурсы направят на строительство АЭС, в промышленность и энергетику Ирана, а также в военное взаимодействие стран. Так, в Шанхайской организации сотрудничества стало возможным формирование серьезного драйвера развития. 

Интеграция интеграций

— Инвестиции стран ЕАЭС, ШОС и БРИКС сконцентрированы в последнее время на инфраструктурных и транспортно-логистических проектах, упрощающих торговлю с Россией, Китаем, Ираном, Индией, в целом со странами Азии и Глобального Юга. Как это помогает союзникам вместе реагировать на возникающие вызовы и угрозы нашего времени?

— Без ШОС не было бы БРИКС, поскольку Шанхайская организация сотрудничества стала международным сообществом государств, объективно являющимся ядром противостояния американоцентричному миру. Возникновение этого ядра означало и появление его периферии, которой стала БРИКС. Например, ШОС не может создать (она так выстроена) систему единой валюты, альтернативной доллару США. А в рамках БРИКС это наиболее обсуждаемая тема, поскольку организация объединяет гораздо большее число стран. Но многие (скажем, ЮАР) не готовы к такой глубокой степени взаимодействия внутри ШОС. Поэтому БРИКС — это своеобразная оболочка для ядра в виде ШОС. А дальше и в ШОС, и в БРИКС, которые объективно противостоят неоколониальной системе экономики планеты, навязанной Западом, есть группа государств наиболее интегрированых между собой. К примеру, Евразийский экономический союз, Союзное государство Беларуси и России. Они напрямую не связаны с ШОС, но все это переплетается между собой. Сейчас на наших глазах формируется система военных стратегических союзов. Они помогают друг другу выживать лучше, чем государства американоцентричного мира.

savostenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter