Самый известный BELARUS – Минский тракторный завод

Минский тракторный завод — постоянный участник Белорусской агропромышленной недели, а его экспозиция, на которой традиционно демонстрируются последние достижения «МТЗ-ХОЛДИНГА», — центр притяжения внимания гостей главного сельскохозяйственного форума. В этом году МТЗ представит на «Белагро-2024», пожалуй, самую внушительную в истории выставки «коллекцию» — более 30 моделей, причем вся заявленная техника новая либо обновленная. В каком направлении движется конструкторская мысль предприятия, какие новинки Минский тракторный завод продемонстрирует на «Белагро-2024» и что планируется представить потребителю в обозримой перспективе, мы узнали у генерального конструктора ОАО «МТЗ» Сергея Ковальчука.


— Один из самых серьезных проектов — создание пятисотсильного трактора, рассказывает Сергей Викторович. — Машина уже спроектирована, разработана конструкторская документация, ведется подготовка к сборке опытного образца с двигателем Weichai. Планируем, что в этом году соберем и отправим на стендовые испытания, а уже в следующую посевную он окажется в поле, где пройдет испытания эксплуатационные.

— Внимание к энергонасыщенной технике сейчас особое. Серийная модель BELARUS 3522 нарасхват. Ждать ли новаций?

— Как раз на «Белагро» мы показываем обновленный дизайн этого трактора. Кроме того, с апреля в серийную комплектацию таких машин включена система дистанционного мониторинга и контроля расхода топлива. Прямо сейчас я могу зайти в специальную программу и посмотреть, где какой трактор работает, какие задачи выполняет, увидеть код ошибки, если она возникла. С помощью системы можно анализировать и обрабатывать данные с последующим прогнозированием и планированием проведения регламентных работ по обслуживанию техники, определять необходимое количество топлива, распределять работы по парку техники. Пока эти опции доступны нашим специалистам, но конечный потребитель также может получить доступ за дополнительную плату.

В соавторстве с белорусской компанией «Точное земледелие» мы создали собственную систему автоматического управления BELARUS|TTZ, проверили ее на тракторе, подтвердили работоспособность и точность. В течение года ее включат в основную комплектацию BELARUS 3522, на тракторы меньшей мощности установят по заказу.


Есть у нас еще одно направление, новое для нас. Работаем над созданием линейки энергонасыщенных тракторов с трансмиссией CVT. В высокой степени готовности трактор BELARUS 3322 мощностью 330 лошадиных сил. Трансмиссия CVT не ступенчатая — своего рода автомат со всеми вытекающими из этого эксплуатационными свойствами и удобствами для оператора. Если все пойдет по плану, то уже в нынешнем году проведем стендовые и эксплуатационные испытания.

— Это перспективное направление?

— Такие тракторы находятся в более высоком ценовом диапазоне по сравнению с теми, которые выпускаем сейчас. Но спрос на них будет благодаря преимуществам, в числе которых комфорт оператора. Кроме того, создавая новую технику, Минский тракторный завод расширяет ассортимент продукции, что само по себе плюс.

— Не так давно в интернете появился ролик: МТЗ представил трактор с электромеханической трансмиссией — обновленную версию машины, которая в свое время произвела фурор в Ганновере...

— В 2007 году Минский тракторный завод, представив этот трактор, скажем так, опередил время. За что и получил высокую оценку. Тогда мы были первыми, а сегодня данная тема активно
развивается и в Европе, и в Америке. Массовое производство пока не налажено, но это не значит, что направление неперспективное.


— Этот трактор будет выставлен на «Бел-агро-2024»?

— Да, как и еще одна новинка: модель BELARUS 2023 — следующая версия нашей флагманской «двадцатки». Передний мост повышенной грузоподъемности, переднее навесное устройство в базовой комплектации, новый дизайн с современной светотехникой, светодиодные рабочие фары, увеличенные колеса — все, чтобы энергосредство выдерживало большие нагрузки и могло агрегатироваться более тяжелыми навесными и прицепными устройствами. Дизайн новый, в интерьере тоже изменения: установлена комплексная система управления задними и передними валами отбора мощности, блокировкой дифференциала заднего моста и полным приводом. Чтобы оператору было комфортнее.

— Давайте перейдем к флагманским моделям средней мощности: BELARUS 82.3,BELARUS 1222.3, BELARUS 1523.3…

— Эти тракторы в представлениях особо не нуждаются. На «Белагро-2024» показываем обновленную модель 80.1 — тот самый синий трактор, который уже не синий, а красный. Да и вообще, по внешнему виду вы никогда не скажете, что это та самая «легенда». Кроме того, демонстрируем уже известный BELARUS 82.3 с новой кабиной, модели 923.7 и 1523.7 с системой автоматического вождения.


— Раз уж заговорили о технике меньшей мощности: будут ли новации в линейке мини-тракторов?

— На BELARUS 320 планируем установку кабины повышенной комфортности, фактически она будет аналогом кабины трактора модели 622. Также обновим дизайн, поменяем светотехнику. Уже проведены работы по адаптации моторной установки: если раньше у нас были двигатели европейского производства, то сейчас будем устанавливать моторы бренда BELARCO.

— «МТЗ-ХОЛДИНГ» в 2023‑м на «Белагро» показывал дровокол, который вызвал ажиотажный интерес. Чем удивите в этом году?

— Интересный экспонат — отечественная газонокосилка. Импортозамещающий проект, который ждут во всех городских жилищно-коммунальных хозяйствах. На «Белагро» покажем ее в действии. В скором времени будет собрана установочная серия, которая отправится в Минск и Минскую область для получения обратной связи относительно ее эксплуатации в реальных условиях.

— Беспилотная техника. Будет ли продолжение у этого направления?


— Сейчас наш первый беспилотный BELARUS 3523i в Брестском государственном техническом университете. Центр компетенций «Промышленная робототехника и цифровой инжиниринг» занимается разработкой программного обеспечения, предназначенного для распознавания трактором движимых и недвижимых объектов при выполнении сельскохозяйственных работ. В университете уверены, что научные исследования поспособствуют повышению качества и эффективности подготовки кадров для АПК в рамках реализации концепции «Индустрия 4.0».

Скажу, что этот трактор тоже в некотором роде опередил время. Пока есть вопросы, которые не позволяют запустить его в производство. Но это не значит, что нам не нужно заниматься данной темой. Всему свое время. И когда оно придет, мы должны быть готовы.

— Минский тракторный завод известен не только колесными пропашными тракторами, но и гусеничной техникой, специальными машинами. Будут ли развиваться эти направления?

— Да, мы видим перспективу в расширении модельного ряда и за счет такой техники. На «Белагро-2024», к примеру, представляем BELARUS 2103 с обновленным дизайном и двигателем Минского моторного завода. В перспективе в тракторе планируем повысить тепловой режим, чтобы расширить карту применения данной техники. В плане у нас изготовление 20 таких агрегатов в месяц на Мозырском машиностроительном заводе. Кроме того, мы собрали «гусеницу» с двигателем Ярославского моторного завода, до конца года проведем испытания и дадим документацию для подготовки к производству.
Работаем и над менее мощным трактором на гусеничном ходу. Его можно будет использовать как с сельскохозяйственными, так и садовыми агрегатами. Разработка ведется в системе сквозного проектирования по безбумажной технологии. Стадию проектирования завершим к концу 2024-го и перейдем к изготовлению опытного образца.


НАША СПРАВКА

Минский тракторный завод — это производство полного цикла, собственный научно‑технический центр, более сотни различных видов техники с множеством комплектаций. Высокое качество, широкий ассортимент и доступные цены сделали МТЗ одним из ведущих поставщиков сельскохозяйственной техники в мире, а бренд BELARUS TRACTORS — «белорусский трактор» — национальной гордостью.

В корпусе сборки тракторов работают две линии: на первой собираются модели мощностью свыше 100 лошадиных сил, на второй — до 100. Сборка происходит узловым способом. Энергонасыщенную технику изготавливают на площадях механосборочного производства.

Город в городе — именно так называют Минский тракторный завод и работники предприятия, и его гости. На территории несколько проспектов и около 30 улиц, организованное дорожное движение и железнодорожное сообщение, производственные и вспомогательные цехи, столовые и буфеты, ресторан и кофейня, медпункты и стоматологические кабинеты, швейная мастерская и салон‑магазин, типография и музей.

КСТАТИ

Качество превыше всего

В современных экономических реалиях качество продукции становится важнейшим фактором эффективности. Главная цель МТЗ — создание конкурентоспособной продукции и сервиса, удовлетворяющих требованиям и ожиданиям потребителей и обеспечивающих заводу стабильное финансовое положение.

На МТЗ действует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 и требованиям СТБ ISO 9001:2015 в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь. Она охватывает все сферы деятельности завода, начиная от исследования рынка и сбора информации о желаниях и требованиях потребителя до их полной реализации. Система позволяет управлять процессами жизненного цикла изготовления продукции, совершенствовать их и обеспечивать постоянный мониторинг.

В 2000 году МТЗ получил сертификат соответствия системе качества по ISO 9001:2015 на проектирование и производство тракторов, подтвердивший, что на Минском тракторном заводе создана система, соответствующая требованиям международных стандартов. Об этом говорят и результаты сертификационного аудита, проведенного фирмой «ТЮФ‑Тюрингия» (Германия). В том же году предприятие получило сертификат соответствия требованиям стандарта СТБ 16949 -2018, аналога международного стандарта IATF 16949:2016, который распространяется и на предприятия тракторно‑сельскохозяйственной и другой специальной техники.

Конкуренция на рынке сельскохозяйственной техники, растущие запросы покупателей требуют от производителя постоянного совершенствования выпускаемой продукции, поэтому получение сертификатов лишь этап серьезной работы по управлению качеством.

В цехах активно внедряются методы бережливого производства. Предусмотрена мотивация персонала, участвующего в этом процессе.

Реализация данных мероприятий снижает потери от брака и сокращает количество отказов тракторов в эксплуатации. Высокое качество продукции и услуг обеспечивает предприятию рост прибыли и расширение рынков сбыта, а потребителю — снижение издержек, удобство эксплуатации, чувство удовлетворенности и в конечном итоге рост доверия к заводу и производимой им продукции. Все это в совокупности приводит к повышению конкурентоспособности МТЗ на отечественном и мировом рынках.

ТЕХНИКА BELARUS

Модельный ряд сформирован с учетом требований и специфики различных рынков и экологических стандартов (от Stage‑0 до Stage‑5). В ассортименте широкая номенклатура изделий: малогабаритные на 35–60, универсально‑пропашные на 55–130 и тракторы общего назначения на 150–365 лошадиных сил; специализированные модели различной мощности: садоводческие, рисовые, хлопковые, гусеничные, модификации для коммунального хозяйства; лесные машины; техника для зимних видов спорта.

Линейка продукции построена на унифицированных узлах и технических решениях, что позволяет оптимизировать стоимость изделий, запасных частей и ремонта, снизить номенклатуру ремонтных материалов и сменных расходных элементов, упростить подготовку кадров для работы с техникой и в части сервисного обслуживания.

Юлия ХРАМЦОВА — специально для «СГ».

Фото из архива предприятия.

УНП 100316761
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter