Религиозная толерантность — одна из самых сложных проблем, которые человечество обсуждает многие десятилетия. Веротерпимость, уважение к религиозным взглядам формировались в тяжелейших условиях. Религиозные войны, которые проходили в Европе, опустошали целые государства. То, что сегодня преподносится нашими соседями как естественное состояние европейцев, на самом деле является замалчиванием той страшной нетерпимости, жестокости, ограниченности мышления, которые в конечном итоге привели к двум большим мировым войнам в XX столетии.
Фото из архива «СБ»
Древнейшей конфессией на белорусских землях стало православие. С конца X века духовная культура белорусов получила новый импульс для развития. Спустя четыре столетия распространение получило католичество. Орден иезуитов сосредоточил свои усилия на образовательной сфере.
С конца XIV века в ВКЛ по приглашению великого князя Витовта пришли татары, что способствовало проникновению ислама. К концу XVI века было построено около 400 мечетей, татары пользовались всеми правами гражданства и жили со своей верой, языком и обычаями. В Лидском замке родился первый крымский хан Хаджи Гирей.
А в 1568 году, в то время как в сердце Европы — Франции бушевали религиозные войны, кульминацией которых стала Варфоломеевская ночь, великий князь Сигизмунд Август подтвердил все права татар, включая свободу выбора вероисповедания.
В это же время на земли Беларуси пришел иудаизм. В 1388 году великий князь Витовт выдал первый в истории страны привилей брестским евреям. Иудеям гарантировалась неприкосновенность личности и свобода богослужения, было разрешено приобретать имущество. Сегодня историки говорят о том, что привилеи Витовта относятся к числу самых прогрессивных юридических документов Европы.
Общественное сознание белорусов на протяжении многих столетий формировалось в сложнейших условиях. Ни для кого в нашей стране не секрет, что мы могли только мечтать о милосердии и терпимости по отношению к нам самим. Но мировоззренческая глубина белорусского народа сложилась, в том числе и на признании права на множественность религиозных традиций.
Сегодня принцип веротерпимости является ключевым для белорусского государства, поддерживается и укрепляется на всех уровнях. В 1992 году, на заре независимости Беларуси, был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». Основной задачей его заявлено «обеспечение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, защиту их прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу объединения в религиозные организации».
Согласно исследованиям, которые проводит Белорусский институт стратегических исследований, белорусы видят в религии возможность сохранить наследие предков, традиции, национальную культуру. На повседневном уровне — получить утешение в трудную минуту.
Президент Беларуси А. Г. Лукашенко в рамках встречи с Синодом Белорусской православной церкви максимально актуализировал эти тенденции. Он отметил, что «церковь ждет, что люди сами придут к Богу. Но, мне кажется, это процесс встречный, и церковь должна сделать шаг навстречу простому человеку».
Прослеживается четкий запрос на расширение социальной функции церквей. Вместе с тем белорусы полагают, что политика и идеология не должны быть включены в ее сферу интересов.
Для Беларуси тема внешнего влияния на самые разные государственные процессы является животрепещущей. Наша страна всегда находилась на перекрестке всех дорог, в том числе и идеологических.
Как отметил Президент, «все самые кровопролитные войны на земле начинались на почве религиозных разногласий. Эту карту и сегодня разыгрывают идеологи цветных революций и мятежей». Поэтому сохранение межконфессионального мира — одна из ключевых задач даже для страны, которая может подать пример всем остальным.
Вызовы, перед которым стоит сегодня Беларусь, могут решаться только сообща. Роль государства по-прежнему остается огромной. Но насколько важно привлекать церковь к решению таких остро чувствительных вопросов, как рождаемость например. На фоне жесткой пропаганды со стороны Запада таких идей, как бездетность и ЛГБТ, кто, как не церковь, может выступить наиболее эффективным инструментом противодействия.
Влияние религий на современный мир совершенно отчетливо снижается. Но одновременно растет запрос на возвращение религиозных учений и заповедей, позволяющих сохранить людям человечность, милосердие, любовь к ближнему, избежать эскалации между государствами и способствовать установлению мира и согласия на земле.
У каждого народа всегда есть миссия, которую он должен так или иначе реализовать. Белорусы, пожалуй, единственный народ в регионе, кто своими практиками, причем многовековыми, не просто подает пример, а скорее предлагает универсальную платформу для выстраивания образа будущего любой страны.
Ольга ЛАЗОРКИНА, аналитик Белорусского института стратегических исследований