В условиях новых геополитических вызовов и угроз наша страна прилагает все усилия, чтобы сохранить свой суверенитет и независимость. Всебелорусское народное собрание является уникальнейшим опытом правового регулирования общественных процессов. Об исторической эволюции форм белорусского народовластия и функциях ВНС на современном этапе рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке доктор исторических наук Вячеслав Данилович.
Александр Лукашенко:
— Усилиями предков, а также нашим с вами трудом за последнюю четверть века мы создали прочные технологические производственно-образовательные и интеллектуальные основы нашего государства. Это позволяет нам смотреть в будущее. Тем самым мы заложили национальную традицию широкого обсуждения эпохальных для страны решений: Всебелорусское народное собрание — референдум — выборы. История подтвердила, что мы были правы, сделав ставку на сильную власть в 1996 году.
11 февраля 2021 года, из доклада на VI Всебелорусском народном собрании.
Лимит потрясений исчерпан
— Многовековой опыт наших предков оказался полезным и на современном этапе. Вячеслав Викторович, как наши древние традиции привели к созданию конституционного института власти — Всебелорусского народного собрания?
— Несмотря на то что наше государство относительно молодое по историческим меркам, его традиции имеют тысячелетние корни. Особенно ярко это видно на примере Всебелорусского народного собрания. Являясь, по сути, органом принятия коллективных решений, оно своими корнями восходит к древнеславянскому вечу.
Осознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны, начало мирных переговоров, заключение договоров с другими государствами, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и др. Предтечами Всебелорусского народного собрания можно считать и Всебелорусский съезд, который состоялся в декабре 1917 года и признал необходимым строить белорусскую национальную государственность на советской основе, а также Народное собрание Западной Белоруссии, которое установило советскую власть на территории края.
Беларусь успешно развивает механизмы демократического управления государством
— Думаю, что такие сравнения проводить можно, но лишь в определенной степени. Все названные структуры являются в первую очередь аналогами парламента. Но Всебелорусское народное собрание гораздо шире по своему статусу и значению. Оно объединяет не только депутатов, но и руководство исполнительной власти, а также представителей общественных организаций, что улучшает взаимодействие между властью и обществом и позволяет максимально учитывать баланс интересов различных социальных групп, а значит, обеспечивать спокойное, поступательное развитие государства. Важный момент: ВНС является гарантом эволюционного характера изменений. В этой связи как историк отмечу, что лимит войн, вооруженных конфликтов и революций для Беларуси уже давно исчерпан, ведь мы живем на геополитическом перекрестке и в нашей истории их были тысячи.
На пути созидания
— Почему первое Всебелорусское народное собрание стало успешным прологом для экономических, политических и социальных преобразований в Беларуси, которые продолжаются до сих пор?
— Первое Всебелорусское народное собрание было созвано еще в 1996 году по инициативе Президента Александра Лукашенко. Этим шагом национальный лидер спас страну от гражданского противостояния в то драматичное для нашего общества время. После обретения Беларусью независимости первая половина 1990-х была временем экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц и поиска собственной модели развития. В тот период Верховный Совет обладал практически неограниченной властью в стране, а слабость государственного аппарата и правовой нигилизм порождали разгул коррупции и организованной преступности. Президент принял решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и всем гражданам сообща решить назревшие проблемы в обществе. Именно на первом ВНС была сформулирована парадигма белорусской модели развития как сочетание сильных сторон рыночной экономики с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан. Само название президентского доклада «Только народ вправе решать свою судьбу» предопределило тогда не только суть возникшего нового политического института независимой Беларуси, но и магистральный смысл всей ее общественно-политической жизни. В дальнейшем на форумах, которые проходили в 2001, 2006, 2010, 2016 и 2021 годах, намечались ориентиры и приоритеты развития страны во всех областях экономики и социально-культурной сферы.
— Создание ВНС является одним из проявлений социально ориентированной политики государства. Каковы его возможности в части оперативного реагирования на системные проблемы и запросы граждан?
— Всебелорусское народное собрание обладает широкими возможностями для своевременного реагирования на проблемы людей прежде всего потому, что объединяет различные слои общества и является прекрасной площадкой для диалога. Такой механизм необходим для успешного развития общества и государства, построения сильной и процветающей страны. Напомню, что основными задачами взаимодействия государственных структур и гражданского общества являются обеспечение гражданского единства, независимости и суверенитета Беларуси, а также ее развитие как демократического, социального и правового государства. Срок полномочий ВНС составит 5 лет, а заседания будут проходить ежегодно. В период между ними оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Собрания, будет обеспечиваться постоянно действующим Президиумом.
Первое Всебелорусское народное собрание было созвано еще в 1996 году по инициативе Президента Александра Лукашенко.
Широкие полномочия
— Какие вопросы рассматриваются на ВНС? Что придает ему особый статус?
— На Всебелорусское народное собрание возложены самые широкие полномочия. Оно утверждает основные направления внутренней и внешней политики, Военную доктрину и Концепцию национальной безопасности, а также программы социально-экономического развития. ВНС обладает правом большой законодательной инициативы: может предлагать изменения и дополнения в Конституцию страны, инициировать проведение республиканских референдумов, а также рассматривать вопрос о легитимности выборов. Рассмотрение вопросов о смещении со своих должностей высших государственных лиц в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции или тяжкого преступления тоже в компетенции ВНС. Введение чрезвычайного или военного положения, установление государственных праздников и памятных дат и другое — все эти и иные решения будут обязательными для исполнения государственными органами и должностными лицами. Особый статус обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. ВНС фактически представляет собой надстройку над всеми органами власти, это политически оформленный голос белорусского народа. При таком подходе исключается риск разбалансировки государственного аппарата. Именно ВНС способно гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.
— В число делегатов вошли представители самых различных сфер нашего общества. О чем говорит тот факт, что в государственное управление вовлекается все больше граждан страны?
— Это свидетельствует о реальной демократии, которая есть у нас. А в так называемых демократических странах коллективного Запада, где она, по сути, выродилась в парадоксальный либеральный тоталитаризм, альтернативные взгляды подавляются. Придание конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию является свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия. Несомненная ценность Собрания как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества.
— Какими профессиональными и личными качествами должны обладать делегаты ВНС?
— Это должны быть прежде всего патриоты и государственники, настоящие профессионалы в своей деятельности, умеющие вести диалог и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Важно четко осознавать важность обеспечения суверенитета страны, сохранения духовно-нравственных ценностей и единства в нашем обществе. Нельзя забывать, что развитие белорусского государства возможно лишь на основе многовековых традиций и опыта. Если сказать просто, это должны быть люди, живущие по совести, которые могут ставить интересы других выше личных желаний и амбиций.
На повестке дня
Председатель Центральной избирательной комиссии Игорь Карпенко рассказал о повестке Всебелорусского народного собрания седьмого созыва, которое будет проходить 24 и 25 апреля. На первом заседании избираются Председатель, его заместитель и члены Президиума. На обсуждение будут также вынесены вопросы утверждения Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. При этом повестка Всебелорусского народного собрания может уточняться и дополняться, а делегаты имеют право вносить в нее изменения и дополнения.
Говорят делегаты ВНС
Они профессионалы своего дела, которые знают о проблемах в своих регионах и имеют там большой авторитет. Их объединяет одно: стремление сделать нашу страну еще лучше.— Быть делегатом ВНС, с одной стороны, — почетная миссия, а с другой — гражданский долг каждого, кому выпала такая честь. В авиации работа экипажа в воздухе сориентирована на выполнение задач, поставленных командиром корабля. Ведь именно он в конечном счете отвечает за всех пассажиров, их комфорт и безопасность. В обществе так же. ВНС представляется мне командой, работа которой должна отвечать целям и задачам, поставленным Президентом. Нам есть над чем работать вместе, есть что улучшать. При этом не забывать, что для хорошего результата важно грамотно сочетать новые подходы с многолетними наработками.
— Я чувствую очень большую ответственность, так как делегат ВНС — это тот, кому доверяют люди. Очень важно не только непосредственно участвовать в работе форума, но и после его завершения продолжить работу с теми, кто уполномочил меня представлять их интересы на самом высоком уровне. На местах все должны понимать, как действует механизм принятия важнейших государственных решений и на чем основывается политика страны в различных сферах. Сегодня главное — обеспечить стабильность развития во всем. Счастливые и здоровые семьи, сохранение национальных и семейных ценностей, воспитание подрастающего поколения как настоящих патриотов — это составляющие общего успеха государства. Мы нация с богатейшим культурным прошлым и настоящим, что является одной из основ суверенитета. Весь свой профессиональный потенциал буду стараться использовать не только на ВНС, но и в ежедневной работе с трудовыми коллективами. Необходимо, чтобы все понимали, что цель у нас общая — независимая и процветающая Беларусь.
— Своей целью считаю представление на предстоящем ВНС интересов не только своего коллектива, региона и народа в целом, но и, в частности, молодежи. Ей нужно создать все возможные условия для плодотворной работы. Одним из вариантов для реализации этой задачи может стать введение дополнительных стимулирующих выплат. Это все активно обсуждается, и законодательство уже предусматривает некоторые преференции для молодых специалистов. Например, выплаты в размере стипендии, назначаемой им в последнем семестре перед выпуском. Как делегат от профсоюза полагаю важным продвигать на уровне законодательства льготы, предусмотренные некоторыми коллективными договорами. Например, возмещение расходов по найму жилья для молодых специалистов. Все эти меры продемонстрируют заинтересованность нанимателя в сотруднике.
shamko@sb.by