Высокие темпы роста экспорта, сотрудничество с Россией и спокойная обстановка на предприятиях: Пархомчик рассказал детали доклада Президенту

Разговор у Президента

В вечернем эфире телеканала «Беларусь 1» министр промышленности Петр Пархомчик рассказал о деталях состоявшегося у Президента разговора. Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

Петр Пархомчик общается с журналистами.
Фото  БЕЛТА

О том, кто стоит за цифрами роста промышленности

— Стоят наши трудовые коллективы. Наши заводы, которые изготавливают качественную продукцию. И потом, спрос на продукцию разнообразный. И скажу, то, что сделала пандемия — определенную нехватку товаров на рынке, — очень существенно помогает нам сегодня продавать свою продукцию. Приведу пример совместного белорусско-китайского предприятия «­БЕЛДЖИ». В этом году в декабре мы точно произведем стотысячный легковой автомобиль. А всего в этом году произведем и продадим чуть больше 30 тысяч. При этом 78 процентов идет на экспорт. 
Если это перевести в денежный эквивалент, то получится около 400 миллионов долларов от экспорта легковых автомобилей. 
Это ответ тем пессимистам, которые когда-то заявляли, что в Беларуси не будет предприятия, производящего легковые автомобили. Оно есть. Оно работает и продолжает развиваться.

Об уроках

— Мы видим нечестную борьбу в том, что происходит сейчас с отдельными предприятиями, которые попали под санкции. Я не стал бы говорить, что здесь много политики. Здесь именно борьба идет субъектов хозяйствования. Борьба за рынки. Они бьют по тем, кто успел провести вовремя модернизацию, по тем, кто конкурентоспособен. Такие удары были сначала нанесены по предприятиям «­АМКОДОР». Потом по ­БЕЛАЗу, МАЗу. Это чистая конкуренция за рынки. И очень важно в этой ситуации найти решения тех проблем, которые возникают в результате разрушения определенных кооперационных отношений с европейскими странами.

Да, мы что-то потеряли на данном моменте. Но нас жизнь заставляет находить новые технические, творческие, научные решения. Мы понимаем, например, что ­БЕЛАЗ очень сильно завязан на двигателях внутреннего сгорания, которые производятся в США. Сегодня есть ограничения по поставкам этих двигателей. Но ­БЕЛАЗ уже обкатывает карьерные самосвалы, работающие на других энергетических средствах. Это и газовые двигатели, которые производятся в Российской Федерации, это использование аккумуляторных батарей, которые производятся не в Европе, а в Азии: в Китае, Корее. И очень важно, чтобы эти элементы в ближайшее время выпускались в нашей стране. Мы такую задачу перед собой ставим. Чтобы эта зависимость от западных стран была как можно меньшей. Идет замена комплектующих. Переходим с европейской продукции на Китай, Турцию, другие страны. В общем, кто-то потерял, кто-то найдет. И нет сомнения, что ни одно предприятие не остановится, все будут выполнять свои задачи. 

О локализации белорусской техники

— Уровень локализации, допустим, по тракторам очень высокий — в пределах 75 процентов. Конечно, не на всех тракторах. Есть модели, в которых часть — зарубежные комплектующие. Но задача поставлена, чтобы этот уровень сохранить.
Очень яркий пример — по комбайнам: когда-то доля (белорусских комплектующих. — Прим. ред.) составляла 20—30 процентов. Сегодня мы говорим о том, что комбайн состоит из наших комплектующих. 
Я думаю, что не нужно пытаться доходить до 100 процентов локализации, это невозможно. Все-таки честная международная кооперация — это плюс, это возможность увидеть отдельные элементы, отдельные комплектующие более высокого уровня. Очень важно основные элементы производить у себя, те элементы, которые позволяют в последующем на вторичном рынке тоже зарабатывать на этом деньги. Ведь все имеет износ, все нужно восстанавливать, и очень важно такие основные узлы производить в своей республике. 

На предприятии «Белджи».
фото Виталия Пивоварчика.

Об импортозамещении микроэлектроники

— Это больной вопрос, очень актуальный. Он сегодня обсуждается в рамках Союзного государства, есть определенные договоренности, что этот вопрос мы будем решать вместе. Сама жизнь подтвердила, что мы сегодня зависим от маленького микроэлемента, полупровод­ника, чипа, который не позволяет производить продукцию. Любое транспортное средство напичкано большим количеством этих чипов, а все это производится в азиатских странах — Тайване, Корее, Китае. 

У нас есть два предприятия — «Планар» и «Интеграл». Будем решать этот вопрос, потому что время сегодня требует этого. Президент этот вопрос взял на жесткий контроль.

О призывах к забастовкам

— Были брошены просто сумасшедшие внешние силы, которые пытались «завести» наши коллективы. И, как всегда, нашлись отдельные люди, которые выполняли эту функцию. Обстановка сейчас абсолютно спокойная. Есть еще предатели, которые, работая в трудовом коллективе, получают зарплату, улыбаются, говорят приятные вещи, но в то же время где-то в темноте пытаются нанести вред данному предприятию. Это предатели, по-другому я их не могу оценить. Таких людей нужно привлекать в обязательном порядке к ответственности.

О диверсификации 

— Очень важно сейчас посмотреть на рынки Африки и на рынки Азии. Африка — это новые рынки. И понятно, что спрос на продукцию сельхозмашиностроения, автомобилестроения очень высокий. Притом туда устремилась Китайская Народная Республика, и она понимает, что эти страны будут развиваться, что их экспортный потенциал очень высокий. И то, что мы сегодня имеем сборочные производства в Египте, что начались поставки в Судан, Анголу, ЮАР, Зимбабве, обсуждается сейчас крупная поставка тракторов в Нигерию, — это говорит о том, что мы выбрали правильное направление. Очень интересна Азия. Опять же, это Индия, Пакистан. Мы пытаемся зарекомендовать себя в КНР, для нас это тяжелый рынок: промышленность в Китае очень бурно развивается.

О планах 

— Один из главных планов — это, конечно же, инвестиционная политика Министерства промышленности, модернизация наших заводов. Есть заводы, которые успели провести модернизацию и находятся на очень высоком техническом уровне. Но успели это сделать не все. 
Большая плановая работа предстоит на Минском тракторном заводе, причем она затронет длительный период (первая часть рассчитана на пять лет, вторая — до 2030 года). Нам надо перевооружить МТЗ, поставить его на современные технические рельсы, обеспечить высокий уровень автоматизации, роботизации. Революционные шаги на МТЗ затрагивают объем инвестиций в пределах 1,5 млрд долларов.
В похожий процесс вовлечены почти все предприятия. На ­БЕЛАЗе промышленная революция в завершающей стадии, есть еще более 30 предприятий.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter