Секрет долголетия
Мария Ивановна открывает дверь квартиры и, приветливо улыбаясь, приглашает в комнату. К беседе подготовилась — разложила на письменном столе фото и документы военных лет. В последние годы ее здоровье слабеет, но она по‑прежнему не теряет оптимизма и по‑доброму иронизирует над собой:— Меня часто спрашивают, в чем секрет долголетия (в этом году Марии Ивановне Патлатенко исполнится 100 лет. — Прим. ред.). Знаете, что думаю? Живу так долго, потому что спасла много жизней. Сейчас ноги подводят, по дому хожу, опираясь на ходунки. Еще несколько лет назад с удовольствием общалась с подрастающим поколением. Ребятишки спрашивали: а было ли страшно на войне? Хотелось бы слукавить, но не получается. Страшно. Пройдя через такие испытания, начинаешь по‑настоящему ценить жизнь, не обращать внимания на мелочи, бытовые и денежные затруднения. Уверена: такой разрушительной войны больше никогда не будет, ведь мы сделали для этого все возможное и невозможное.
Счастливая шапка
Судьба Марии Патлатенко по‑настоящему уникальна. Несмотря на контузию, сыпной тиф, жуткие стрессы, она вернулась домой целой и невредимой.— Вот эта карточка сделана в 1941 году — тогда еще петлицы были, а не погоны. Молодая была, красивая. Рядом — подруга Зина Воронина, которую на моих глазах убило осколком снаряда. А мне только шапку пробило. Так всю войну и прошла в дырявой, закрывая отверстие звездочкой.Звериное нутро гитлеровцев 18‑летняя Маша узнала по дороге в эвакуационный госпиталь. Повестку ей вручили в конце июня, определив в госпиталь 1‑го Украинского фронта.
— Помню, как наш санитарный поезд с медперсоналом мчался в предрассветной дымке на помощь раненым, и вдруг — фашистский десант. Прошло уже столько лет, а ужас первого боя и горечь от первых потерь не изгладились из памяти до сих пор. Кругом взрывы, трупы, стоны, дымовая завеса. Только к утру враг выдохся, и мы смогли собрать уцелевших и двинуться дальше к месту назначения.
Бесконечные фронтовые дороги юная медсестра прошла, как и подобает солдату, до самой победы.
— Взятие Берлина было тяжелым, больше двух недель шли ожесточенные бои. Работала и наша разведка, и немецкая. Когда неприятель узнавал, где находятся раненые, туда направляли отряд, чтобы зачистить территорию. Нас призывали быть осторожными — фашисты в своей безысходной ярости насиловали женщин. 8 мая 1945 года боев уже не было. Ночью раздались выстрелы — все испугались, что немцы вернулись. А здесь раненые. В голове пронеслось: вот и конец... И вдруг голос: «Победа! Победа! Победа!»
Долгих лет!
Вернувшись к мирной жизни, Мария Ивановна устроилась на работу в Гродненскую областную клиническую больницу, где добросовестно трудилась несколько десятков лет.— Очень любила свою работу, каждый день бегом бежала на свой пост. Посмотрите, сколько у меня благодарностей. До сих пор меня каждый год коллеги навещают, приносят цветы и подарки.
В настоящее время справляться по хозяйству Марии Ивановне помогают соцработник и соседи.
— Больше 50 лет живу в этом доме — столько же лет некоторым жильцам моего подъезда. Сами понимаете, они все меня знают от и до. Несут овощи с грядки, продукты из магазина, просто заходят поговорить о жизни. Стараюсь каждого подбодрить шуткой, сказать добрые слова.
На прощание я тоже сказала доброе слово своей удивительной собеседнице, пожелала ей здоровья и долгих лет.
vrublevskaya@sb.by