Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

Ответственность одна на всех — сохранить страну и сберечь мир

— Не будем же мы все время «лапти плести». Надо производить и серьезную продукцию. То, что вы здесь делаете, это нам в государстве и за рубежом нужно всегда. Концепция и доктрина (Концепция национальной безопасности и Военная доктрина. — Прим. ред.) — это хорошо. Это законы, направления, по которым мы будем действовать. Но важна конкретика. Если мы говорим о том, что будем обороняться, встает вопрос: чем? Этому уделяем большое внимание, в том числе создавая новые производства. Мы должны иметь максимум своего. Если этого не будет, ни доктрина, ни концепция работать не будут.

29 мая 2024 года, Александр Лукашенко при посещении ОАО «Завод «Легмаш» в Орше.

Фото БЕЛТА
 
Можно бесконечно долго удивляться тому, как в тот или иной момент свой выбор делает время: конкретных людей, коллективов и целых поколений. Оршанское ОАО «Легмаш» можно записывать в хрестоматийные примеры востребованности в разном качестве в определенные периоды.

Сегодня уже не каждый вспомнит, что свою историю «Легмаш» ведет с далекого победного 1945 года. Планы послевоенного восстановления только осмысливались, но одна из насущных задач обозначилась вполне отчетливо: стране были нужны отопительные котлы. Такое производство и решено было наладить в Орше.

Прошло относительно немного лет, начался период мирного обустройства. Красиво одеться — естественное желание человека. Массовый легпром в то время объективно не мог удовлетворить в этом плане все потребительские запросы. Очень популярным был тренд на самообеспечение. Каждая уважающая себя хозяйка умела сшить себе юбку, платье, сарафан. Костюм для спутника — задачка посложнее, но подогнать по фигуре такое изделие проблемой не было. Загвоздка в одном: нужно было соответствующее оборудование. Простое для использования в домашних условиях и в то же время функциональное. В итоге в 1952 году оршанцам было поручено освоить выпуск бытовых швейных машин.

С этого момента начинается триумфальное шествие «Легмаша» по просторам бывшего СССР. Машинки, не уступающие по качеству иностранному «Зингеру», быстро завоевали предпочтения потребителей. Чуть больше 10 лет понадобилось на полное удовлетворение в Советском Союзе спроса на такого рода технику, после чего в Орше стали производить промышленное швейное и трикотажное оборудование для легкой промышленности, а «Легмаш» стал головным предприятием союзного производственного объединения «Промшвеймаш».

Не потерялся завод и в суверенные годы. Вот, на первый взгляд, незатейливая продукция: чугунные сковороды и казаны, а ведь востребованная рынком. Причем не только внутренним, но и зарубежными. Стабилен спрос и на производимое оршанцами оборудование для нефтегазовой промышленности, металлургии, различные металлоконструкции, спецодежду, рукавные фильтры, стропы и прочую освоенную здесь номенклатуру. Но тут время снова сделало свой неожиданный выбор в пользу «Легмаша».

Этот период впору назвать конверсией с обратным знаком. Многие еще помнят распиаренную в начале 1990-х совершенно идиотскую моду на низвержение высокотехнологичных оборонных производств до уровня кустарных ремесленных мастерских. Когда на предприятиях, занятых вчера ракетостроением, стали выпускать титановые лопаты под одобрительные улыбки и аплодисменты новых западных «партнеров». Они же, к слову, аналогичными глупостями заниматься даже и не думали. И правильно делали.

В Орше мы наблюдаем обратный процесс. Здесь на базе отлаженных технологических процессов при соответствующем дооснащении современным оборудованием создано абсолютно новое производство продукции оборонного назначения. Есть коллектив, умеющий работать, имеющий необходимые компетенции, и теперь реализация его потенциала выводится на новый уровень. С учетом таких условий историческая эволюция предприятия от производства котлов и швейных машин до высокотехнологичных изделий военного назначения уже не видится удивительной.

Президент не единожды ранее говорил, повторил и при нынешнем посещении ОАО «Завод «Легмаш»: производство оборонной продукции, насколько это возможно, необходимо иметь свое. По максимуму.

Справедливость этого тезиса легко проверяется при взгляде на юг. Какими бы ни были запасы техники, вооружений, военного имущества, при ведении активных боевых действий они имеют свойство заканчиваться. Украина сейчас воюет исключительно за счет финансирования и поставок западных стран. Около 50 государств ей оказывают поддержку, но, судя по ситуации на фронте, и этого недостаточно. Однако западники умеют считать деньги. В какой-то момент они прикинут, что инвестиции в войну в Украине не дают нужного выхлопа, и перенесут центр приложения усилий в какой-нибудь другой регион. Так, как это уже не раз случалось в новейшей истории. И с чем останется Украина, фактически не имеющая собственного ВПК? Он давно безвозвратно разворован. Она будет воевать долгами? Ведь сегодня ей помощь оказывается не бескорыстно, а в кредит, счет оплаты которых идет уже, пожалуй, на три поколения вперед.

Это еще один очень поучительный урок современности. Тот случай, когда надо пристально всматриваться в чужие ошибки, чтобы не наделать собственных, каждая из которых может стать фатальной. И тут надо понимать, что «Легмаш» — это важная, но лишь одна из точек масштабной программы укрепления и развития военно-промышленного комплекса страны. Мы многое уже научились делать — от модернизации техники до производства новых образцов вооружений. Что-то осваиваем на марше. Чему-то еще предстоит научиться. Но главное, этот процесс идет. Он организован, логичен, контролируем и реализуется в высокой степени профессионально.

О льготных кредитах

Некоторое время назад в практику было внедрено льготное кредитование покупки товаров белорусского производства. Сегодня эта система позволяет приобретать отечественные товары на сумму до 12 тысяч рублей под 4 % годовых на три года. Какие перспективы у этой практики?

Президент:

— Поручено Правительству, думаю, до конца года мы рассмотрим и увеличим эти кредиты для вас. Видимо, эти проценты останутся, может быть, полпроцента кто-то из банков добавит, но очень-очень льготные для того, чтобы вы покупали то, что производят белорусское.

Кроме того, Глава государства сообщил, что, скорее всего, будет расширена и номенклатура товаров, которые можно приобрести за льготные кредитные ресурсы.

Об освоении космоса

Каковы перспективы белорусской космической программы? Александр Лукашенко напомнил, что еще с советских времен Беларусь имеет свою нишу в космической отрасли:

— Мы производим много для космоса, особенно сейчас. Начиная от микроэлектроники, чипов, помогая нашей космонавтике, которая осталась в России… Это наша ниша. В этом направлении работаем и будем работать.

Глава государства также упомянул о планах России построить свою орбитальную станцию и рассказал о возможном участии в проекте белорусских специалистов:

— Россияне начинают строить, мне Путин об этом сказал, свою космическую станцию. Сейчас она международная, куда летала наша космонавт. А они будут строить свою. Президент России сказал: если хочешь, присоединяйся, будем вместе делать. Подумаем. Если наши умные люди решатся на это, будем участвовать. Но и это для нас не главное. Нам надо свой сектор сохранить.

Что касается продолжения полетов белорусских космонавтов, есть договоренность о том, что российская сторона при необходимости может включить представителей Беларуси в число космонавтов, сказал Александр Лукашенко:

— Мы с Путиным договорились: пожалуйста, он говорит, в число космонавтов мы готовы включить. Вот две девушки: одна летала, вторая дублером была, мы готовы их завтра включить в число космонавтов.

Президент пояснил: это значит, что белорусские космонавты будут проходить постоянную подготовку и полетят они через некоторое время под конкретную программу.

О президентском отпуске

В преддверии лета Президента спросили, как он проводит отпуск и где предпочитает отдыхать. Александр Лукашенко ответил, что в общепринятом понимании он не может уйти в отпуск, как все:

— Белорусский Президент не может отдохнуть, потому что у него нет вице-президента, то есть нет заместителя. Где бы ни находился Президент Беларуси, он свои полномочия по Конституции передать не может. Поэтому отпуска в общепринятом понимании нет. Я воспринимаю отпуск как смену ситуации, обстоятельств каких-то. Смену вообще режима жизни.

Что касается любимых мест для отдыха, то здесь без вариантов — малая родина. 

Полевой выход

Вчера Президент проинспектировал экспериментальные поля в Могилевской и Витебской областях. В народе эти поля называют еще президентскими. Каждый год на них, на стыке двух областей, аграрии проводят важные для всей страны эксперименты. Высевают различные культуры, сравнивают отечественные и импортные сорта. И все это при строгом соблюдении технологий и принципов севооборота. Далее лучший опыт распространяется на всю страну. Telegram-канал «Пул Первого» сообщил:

— В нынешнем году на этих полях посеяны кукуруза на зерно (разных сортов) и травы — клевер, люцерна, смесь «клевер — тимофеевка». Осмотрев все посевы, Президент оценил их как очень хорошие и даже близкие к идеальным.

Глава государства поблагодарил работников Национальной академии наук и всех, кто участвовал в этой работе, в том числе и фермеров, которые трудятся на этой земле.

— Знаю, что нерв эпохи информационного противоборства, или так называемой войны смыслов, вы чувствуете как никто другой. Вы этим живете. В данной реальности вы — и бойцы, и защитники, и стратеги, и тактики, а информация — это и ресурс, и товар, и оружие… Ответственность у нас одна на всех — сохранить страну и сберечь мир. Мы знаем, за что сражаемся. За суверенитет Беларуси, наше национальное достоинство, будущее наших детей. Штиля, тихой погоды на этом информационном фронте, где мы с вами воюем, не будет. Тем интереснее в этом плане. Мы — наследники победителей, поэтому мы должны побеждать. Другого пути у нас нет. Потому что время выбрало нас!

28 мая 2024 года, Александр Лукашенко в ходе Форума медийного сообщества Беларуси в Могилеве.

Могилевский медиафорум оставил немало поводов для серьезных размышлений. Один из главных вопросов, пожалуй, вот в чем: тождественны ли понятия «информационное противостояние» и «война смыслов»? Лично для себя я пока определил так: инфовойны — это тактический уровень. Окопы. Если проводить параллели с современностью, то стоит оглянуться на рубежный 2020 год. Вот был персонаж, который бродил по стране и выискивал на фоне относительного общего благополучия локальные неурядицы. Где-то сельская дорога в ухабах, где-то заброшенная ферма, где-то еще какое бельмо в глазу. Мелкое, не влияющее на общее качество жизни, но если целенаправленно растить из таких мух слонов, то это вполне может сработать на разрушение реального виденья и понимания действительности. Разогреть нерв общественных настроений и направить эту энергию в деструктивное русло. Вот здесь классический пример тактических задач, которые решают информационные атаки.

Война смыслов, или как еще говорят, ментальные войны, — это нечто более глубокое, бьющее по подсознанию. Это уже уровень стратегический, сродни информационному ядерному оружию, то, что мы пускаем в себя сами, позволяя разрушать привычный уклад изнутри. Здесь в качестве исторического примера имеет смысл обратиться к проигрышу СССР в холодной войне. В тучные годы Союз позволил себе самоуспокоиться, забронзоветь в уверенности своей незыблемости, а враг тем временем проникал в сознание людей через какие-то, казалось бы, ничтожные и абсолютно мелочные вещи. Система же не могла или не хотела ничего этому противопоставлять. В итоге получилось, что Союз развалили вдруг ставшие символами западных свобод жвачка, джинсы, кола, бургеры и даже полиэтиленовые пакеты с символами западных брендов — фирмА.

В наше время инструментами ментальной войны стали «независимые» якобы СМИ, которые тихой сапой подводили аудиторию к нерву 2020-го. Через пропаганду чуждых ценностей, через дискредитацию государственных институтов — и все это на деньги западных спонсоров. Это те мифы, стеклянные бусы, о которых на форуме говорил Президент. Один из главных — его величество свободный рынок. Нигде его, как оказалось, нет, а нам его навязывали, и многие на эту дешевую наживку клюнули. Хорошо, что вовремя остановились. Отсюда и ключевой посыл Главы государства для СМИ: уметь распознавать фальшивки и нести это понимание в массы. Работать по простой формуле: на вранье отвечать правдой. Методично, спокойно, целенаправленно.

Здесь еще немного личных ощущений. Проработав больше двух десятков лет в президентском пуле, могу ответственно утверждать, что никогда не ставится задача нарисовать информационную картинку, отличную от действительности. Требование одно: писать, снимать, рассказывать только о том, что реально видишь.

Если где-то открыта новая больница, Лукашенко ее после посещения региона с собой не увезет. Не свернет в трубочку и не заберет проложенную дорогу, не смотает в катушку газопровод, чтобы размотать его в соседнем районе для картинки. Все это, когда-то построенное, и ныне работает на людей и будет работать еще много лет. Ну а если уж звучит критика, а порой очень жесткая и для кого-то болезненная, тоже без купюр — на всю аудиторию.

Это базовые основы честной политики, ответственной журналистики и наш адекватный ответ на медийные и ментальные атаки извне. Впрочем, идеальных систем не бывает. Останавливаться в развитии опасно. О чем и говорят уроки ментальных войн. Поэтому Глава государства ставит перед медиасообществом новые задачи.

Формировать национальный информационный стиль вещания

— Я не призываю отказаться от зарубежного контента, но все, что мы покупаем, должно соответствовать нашему образу жизни, традициям, культуре, менталитету. Как минимум мы не должны засорять свой эфир кровавыми, аморальными и пошлыми сюжетами. Говорил уже об этом. Нужен идеологический фильтр.

Расширять пул экспертов

— Иначе потеряем интерес зрителя, который подсажен на постоянную смену картинок и эмоций. Вы это знаете. Нужны новые лица. Причем искать таких экспертов необходимо и в регионах, и в отраслях. Мы зациклились на Минске, на геополитике. А где лидеры мнений среди врачей, педагогов, ученых, предпринимателей — профессионалов в своей сфере? Ведь они есть. Их сотни, если не тысячи. Их знают люди, и их мнению доверяют в коллективах. Пусть их голоса зазвучат сильнее.

Усиливать пропаганду, контрпропаганду и идеологическую работу

— Или на Западе их нет? Есть. Просто назвали другим словом — «пиар». То есть работа с общественным мнением. Суть одна. Вот пусть и работают с общественным мнением на своей территории. Нас не надо кормить болтовней о якобы независимых СМИ, демократических ценностях. Мы же видим, как они бросают в тюрьмы своих журналистов, закрывая медиа и преследуя каждого, кто посмел не согласиться с политикой и действиями властей. Примеров масса — от Соединенных Штатов и Евросоюза до Молдовы, Прибалтики, Украины и Грузии.

Делать мирную повестку яркой

— Надо и мирную повестку делать яркой, запоминающейся. Сегодня особенность такая, что люди уже хотят видеть мирную повестку… Должен быть баланс воинствующих и созидательных материалов — одинаково ярких. Нужно гораздо чаще выходить с такими историями, сюжетами на популярные цифровые платформы, переводя и озвучивая фактуру на другие языки.

Не создавать в СМИ «параллельные миры»

— Я никогда не требовал фильтровать информацию, создавая в СМИ «параллельные миры» всеобщего благоденствия и замалчивая острые темы. Вы знаете мой подход. Люди должны видеть и знать правду. А кому-то полезно делать выводы… Не надо прятать проблемы, ретушировать. Они есть в каждой стране. Но освещать их нужно объективно, не сгущая краски… Никто не отменял мое решение, что на каждое замечание и критику в СМИ адресат, против кого это направлено, должен отвечать. Всегда ли это происходит?.. Еще раз подчеркиваю: не надо ничего крошить-ломать. Перо и слово, которым вы владеете сегодня, — вещь очень опасная во все времена была. Поэтому надо уметь этим пользоваться. Пользуйтесь. Где надо — критикуйте, но где надо — и похвалите.

Ниша печатных медиа — умная аналитика и хлесткая публицистика

— Бумажные издания, как и театр, — это высокое искусство, говорят все чаще. Лестный статус, но его необходимо оправдывать. Не надо пытаться конкурировать в оперативности с интернет-ресурсами. Это бесполезно. Ниша печатных медиа — умная аналитика и хлесткая публицистика. В каждом издании должны быть свои герои.

Быть активнее в цифровой среде

— Особенно беспокоит отсутствие границ моральных и этических. Как бы ни было сложно, но на этот вызов надо отвечать, никуда не денемся. Наши журналисты и эксперты должны быть активнее в цифровой среде. Важно учиться противостоять искусственному интеллекту в вопросах распознавания созданных им фейков. Это сложно. Но необходимо. Мы пока глубоко не думали в данном направлении, но, видим, время настало… 

kryat@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter