![](/upload/iblock/4bc/4bcd55d298af1883c671f874a3abc084.jpg)
Вызов системе образования
— На рынке труда сейчас происходят колоссальные изменения. В первую очередь это связано с информатизацией, интеллектуализацией всех видов деятельности. Ситуация такая, что не только пропадут многие специальности, которые есть сейчас, но и те, которые, как мы сейчас предполагаем, появятся
![](/upload/iblock/d30/d302484e2d5bd1a066ec53e2dc2f664b.jpg)
В БГУИР отслеживают тенденции в радиоэлектронике, информатике и предлагают абитуриентам новые специальности.
— Из последних, которые у нас открывались, — это «Экономика электронного бизнеса», «Электронный маркетинг» и «Информационные системы и технологии» по двум направлениям — в бизнес-менеджменте и в игровой индустрии, — добавляет Валерий Александрович. — Помимо этого, мы работаем над совершенствованием наших программ в рамках уже существующих специальностей. Появляются новые технологии, нужны новые компетенции от выпускника, поэтому мы ежегодно пересматриваем как перечень дисциплин, которые изучаются по специальности, так и содержание программ самих дисциплин.
Образование в течение всей жизни
Раньше человек получал образование и в дальнейшем по своей профессии трудился практически всю жизнь, потому что в его области деятельности мало что менялось. Однако сейчас в связи с информатизацией даже в традиционно стабильных отраслях все трансформируется довольно быстро.
— Все чаще говорят, что люди будущего должны будут в течение жизни менять до 5—6 профессий. Не места работы по той же специальности, а именно профессии, — уточняет собеседник. — Настолько все будет быстро изменяться и развиваться. Естественно, это непросто. Происходит смена парадигмы: вместо образования на всю жизнь — образование в течение всей жизни.
На рынке труда сейчас очень востребованы IT-специалисты. Выпускников БГУИР, в частности факультета компьютерных систем и сетей, при распределении расхватывают как горячие пирожки. Многие студенты находят работу еще на третьем курсе. Поэтому в вузе стремятся расширять именно IT-направление плюс экспериментируют с разными формами обучения.
— Более 10 лет назад мы начали внедрять в наш учебный процесс дистанционные образовательные технологии. Чем они привлекательны для студентов? Во-первых, многие из тех, кто уже устроился в компанию, хотят работать больше, соответственно, зарабатывать больше, и, естественно, уже не могут с прежней эффективностью совмещать очное обучение с трудовой деятельностью. А дистанционная форма позволит получать образование и при этом вполне успешно работать. Во-вторых, качество белорусского образования известно во многих странах и есть спрос на такую подготовку и со стороны иностранных граждан. Приехать в Беларусь для очного обучения многим накладно, а дистанционная форма позволяет снизить затраты, хотя и требует большей самоорганизации.
В вузе планируют расширять это направление и постепенно вводить смешанную модель обучения, когда отдельные дисциплины студенты смогут изучить дистанционно.
Может, в будущем все образование уйдет в онлайн?
— Думаю, нет, — отвечает Валерий Прытков. — Никто не отменит ценности взаимодействия преподавателя со студентом. Большой объем доступной информации — это еще не есть знание. Роль наставника — помочь студенту сориентироваться в том море информации, которое сейчас доступно, в том числе в интернете. Преподаватель помогает подобрать материалы, правильно их трактовать, сочетать друг с другом, понять, в какой последовательности изучать, на чем сделать акцент. Роль меняется, но взаимодействие остается. Я не вижу полностью автоматизированного университета, без преподавателей. Полагаю, это невозможно.
Я б в айтишники пошел
По итогам вступительной кампании прошлого года первую позицию в топе специальностей по проходным баллам на бюджет поделили «Экономика электронного бизнеса» (факультет международных отношений БГУ) и «Международное право» (инженерно-экономический факультет БГУИР). А вот самые высокие конкурсы на бюджет среди абитуриентов дневной формы обучения были по специальностям «Дизайн (графический)» (11,2 человека на место), «Спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме)» (7,6 человека на место) и «Информационные системы и технологии» (6,7 человека на место).
Как не прогадать с выбором будущей профессии, чтобы она была востребована спустя 4—5 лет на рынке труда?
![](/upload/iblock/5b5/5b5febc31c9c5cd4d5e24dff2c6fb5fc.jpg)
Вторая топовая должность, по мнению Дарьи Антонович, архитектор интернета вещей. Для этой профессии требуются глубокие знания в области сенсорных данных, облачных вычислений, мобильной разработки, анализа бизнес-процессов. И замыкает тройку лидеров DevOps-инженер.
— Эта профессия не столько развивающаяся, сколько уже заслужившая широкую популярность, — добавляет собеседница. — Направление DevOps подразумевает набор методик, которые помогают автоматизировать процессы в IТ-компаниях и соответствующих подразделениях, чтобы разработчики могли быстрее выпускать качественное ПО и обновления к нему.
Прогноз на будущее
Также IT-индустрия будет нуждаться в большом количестве веб-разработчиков, программистов, разработчиков игр, аналитиков в сфере вычислительной техники и аналитиков по информационной безопасности. Велика вероятность появления таких специальностей, как архитектор виртуальной реальности, проектировщик нейроинтерфейсов, дизайнер аватаров и тестировщик новых технологий.
— Сейчас активно развиваются сферы искусственного интеллекта, нейронных сетей, машинного обучения, робототехники, систем автоматизации, виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей, блокчейна и финтеха, Big data («большие данные»), 3D-печати, — перечисляет направления Дарья. — На мой взгляд, сегодня будет разумно получить базовые знания, которые позволят развиваться в этих направлениях. Оговорюсь, что в данных сферах в том числе работают привычные нам программисты, тестировщики, бизнес-аналитики, веб-дизайнеры. Их большинство, эти специальности никуда не исчезнут и будут востребованы долгое время. Но нужно быть готовым к тому, что сфера IТ требует постоянного развития независимо от того, какое направление вы выберете.
Таким образом, наступают времена, когда человек должен будет постоянно «прокачивать» свой мозг новой информацией.
— Сегодня меняется принцип получения необходимых для работы в IТ знаний. Раньше считалось, что наиболее правильный подход к обучению — дедуктивный принцип. Сразу мы что-то узнаем, затем понимаем, а потом практикуемся. Сейчас более активно начинает развиваться индуктивный принцип. В данном случае на первом месте стоит практика, которая позволяет получить знания. То есть не нужно бояться решать задачи и учиться на своих ошибках. Таким образом можно получить необходимые знания и стать на ступеньку выше в профессиональном и личностном развитии, — резюмирует специалист.
Меценаты помогают
Однако действительность такова, что все меньше школьников выбирают математику для ЦТ (25 процентов 11-й класс и 16 процентов — 10-й класс). Успеваемость по точным дисциплинам в школе крайне низкая.
![](/upload/iblock/e78/e781b691404b56bdc6306f16798799b3.jpg)
Ассоциация занимается популяризацией STEM-направления (STEM — это аббревиатура из английских слов «наука, техника, инженерия, математика»).
— На различных тренингах рассказываем детям, чего можно добиться в жизни, изучая эти предметы, и какие профессии в будущем школьники могут выбрать, — продолжает Александр Валентинович.
Помимо этого, ассоциация занимается популяризацией соревновательной робототехники. В этом году Минский открытый роботурнир прошел в седьмой раз и собрал 1600 участников из пяти стран. Причем самому взрослому участнику роботурнира было 60 лет, а самому юному — едва исполнилось шесть.
— А еще мы делаем образование для детей доступным, ведь зачастую в школах малых городов для развития нет ни педагогов, ни оборудования. Для этого открываем так называемые STEM-классы, — рассказывает Александр Хомич. — Это лаборатории на базе школ, где сделан современный ремонт, где есть оборудование, чтобы дети занимались робототехникой, программированием. Плюс мы обучаем учителей, как работать с оборудованием.
Сначала школы для создания таких классов отбирали в ассоциации самостоятельно. Потом решили провести конкурс «Хочу учиться в STEM-классе».
— Мы рассчитывали, что придет 50 заявок от 50 школ. А получили в пять раз больше! — восклицает Александр Валентинович. — В итоге выбрали 10 школ, в которых появятся STEM-классы. В этом году пройдет второй такой конкурс.
Говоря о том, какие навыки и умения нужно развивать школьникам, чтобы в будущем поступить в желанный вуз, директор ассоциации «Образование для будущего» повторяет знаменитый лозунг: «Учиться, учиться и еще раз учиться!».
— Мы живем в мире, где постоянно все меняется. Парадигма того, что ты получил образование в вузе и потом всю жизнь проработал по этой специальности, канула в Лету. Чтобы оставаться в профессии, надо всю жизнь пополнять багаж знаний, повышать квалификацию. И мы доносим эту мысль детям. Сейчас многие хотят быть программистами. Но не у всех для этого есть способности. Зато они обладают другими возможностями. Поэтому мы рассказываем о разных профессиях. Стараемся показать детям как можно больше блюд на столе, — образно выражается Александр Хомич. — Стремимся, чтобы ребенок выбрал занятие по своим вкусам, потому что нет никого хуже человека, который делает нелюбимую работу.
Здесь можно поспорить
Новые профессии появляются почти каждый день, а старые теряют актуальность или же трансформируются во что-то совершенно новое. Согласно российскому «Атласу новых профессий» через 11 лет исчезнут такие специальности, как бухгалтер, библиотекарь, инспектор ДПС, переводчик, шахтер, журналист, юрисконсульт, швея, официант и многие другие. Мы поинтересовались у наших читателей, согласны ли они с прогнозами футурологов.![](/upload/iblock/020/0203f8086c13e65f984c0ad62cde556c.jpg)
![](/upload/iblock/83c/83c98ab2c41eadde190859fb61275e72.jpg)
— Пока работа сотрудника Госавтоинспекции не станет полностью автоматизированной, инспектор ДПС будет нести службу по обеспечению дорожной безопасности. Личное участие — залог успешной профилактики.
Виктория ГРИШКЕВИЧ-КОРШУН, адвокат Минской городской коллегии адвокатов:
![](/upload/iblock/ed5/ed5459cf84d2330fad9edfaba68460d0.jpg)
![](/upload/iblock/063/06359d5c4b328a647cdb82e10aa20244.jpg)
— Исчез ли театр после появления кинематографа? Нет. А пропали ли бумажные книги после появления электронной библиотеки? Тоже нет. Сейчас журналистика приобретает новые формы: страницы в социальных сетях официальных СМИ, информационные порталы, блоги и т.д. Некоторые формы становятся более популярными, чем традиционные СМИ. Но это не значит, что пресса, радио и телевидение исчезнут вовсе.
Ирина МИХЕЕВА, директор бухгалтерской компании:
![](/upload/iblock/ccc/ccc189ab03633fc5be585bc8c7a2523f.jpg)
Жизнь идет вперед. В Беларуси внедрили и продолжают внедрять множество новых инструментов и технологий по удаленному обмену информацией между предприятиями и госорганами. Например, знаменитый портал ЭСЧФ (электронных счетов-фактур) привел к тому, что на ряде предприятий увеличился штат бухгалтерии, а в налоговых инспекциях созданы отделы камерального контроля. Поэтому профессия бухгалтера как специалиста со знаниями в различных областях актуальна сегодня и останется востребованной в будущем. А настоящие профессионалы никогда не останутся без дела.
statkevich@sb.by