В тот момент, когда российский Президент Владимир Путин подписывал договоры о принятии Донбасса, Херсонской и Запорожской областей в состав РФ, его украинский визави тоже решил воспользоваться ручкой и бумагой, расписавшись в крайней безответственности. Речь, конечно, о резонансной заявке Украины на вступление в НАТО в ускоренном порядке. «Де-факто мы уже прошли свой путь в НАТО. Мы делаем свой определяющий шаг, подписывая заявку Украины на вступление в ускоренном порядке в НАТО», — заявил после подписания Владимир Зеленский.
Зачем был сделан этот откровенно провокационный шаг, несущий большие риски для мировой безопасности? На этот счет существует два противоположных мнения: одни эксперты назвали его стремлением перебить негативный для Украины пятничный информационный фон, другие же считают частью согласованной с НАТО программы эскалации конфликта и его вывода на принципиально иной уровень.
Деструктивная мечта
Выбор времени подписания заявки не случаен. Несмотря на успех ВСУ у Красного Лимана, потеря сразу четырех областей с населением около 6 миллионов человек серьезно ударила по моральному состоянию украинского общества.Однако уже вечером генсек НАТО Йенс Столтенберг расставил приоритеты: хотя двери организации и открыты, но альянс не является стороной конфликта и принять Украину немедленно не может — нужно достигнуть консенсуса среди 30 действующих членов. А это, к слову, не так-то просто. Вспомните-ка, сколько там в предбаннике топчутся шведы с финнами.
В Белом доме высказались еще прозрачнее. Там заявили буквально следующее: «Сейчас не время для проведения процесса по принятию Украины в НАТО». Однозначно, и точка.
«Клуб друзей Украины»
Казалось бы, вопрос можно закрывать: воюющую страну не хотят видеть в НАТО прямо сейчас. Однако речь идет о том, что от идеи когда-нибудь принять Украину в Североатлантический альянс отказываться не собираются, не давая однозначного положительного либо отрицательного ответа. Мол, продолжайте воевать с Россией, а мы пока будем поддерживать оружием и деньгами.Позиция, надо сказать, весьма продуманная: НАТО как геополитический противник РФ старается ослабить и ее экономику, и Вооруженные силы, при этом не вступая в грозящий ядерной войной конфликт напрямую. Двусмысленные заявления, звучащие из штаб-квартиры альянса, выступают в роли этакой морковки на веревочке, которой украинцев мотивируют на продолжение сопротивления.Уже к вечеру воскресенья десять стран — членов альянса (то есть ровно треть от общего количества) выступили с заявлениями о поддержке решений саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году относительно будущего присоединения Украины, на основе которых и была подписана соответствующая заявка. В «клуб друзей Украины» вошли Румыния, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Северная Македония, Черногория, Польша, Словакия, а также Канада, оповестившая об этом раньше других, буквально спустя пару часов после подписания заявки в Киеве.
Если внимательно присмотреться к этому списку, то легко можно увидеть несколько занятных вещей. Во-первых, грандов НАТО вроде Германии или Великобритании нет — более того, немецкий постпред при организации Рюдигер Кёниг заявил: альянс не несет никаких обязательств о помощи перед Украиной. Во-вторых, абсолютное большинство поддержавших находится в Центральной и Восточной Европе. Исключение составляет лишь Канада, среди политических элит которой, однако, сильны проукраинские настроения: заместитель премьера Канады Христя Фриланд имеет украинские корни.
В-третьих, страны Балтии и Польша не раз демонстрировали полную подконтрольность своих действий американскому руководству. Зная лицемерность США и их союзников, нарушивших данное России фундаментальное обещание не двигаться на восток, можно предположить, что в руководстве североатлантистов существует группировка «ястребов», которые готовы ответить на заявку положительно и втянуть альянс в катастрофическое противостояние с непредсказуемыми последствиями.
Что, если...
На данный момент НАТО не готово всей своей мощью вступить в российско-украинское противостояние — это факт. Однако главная тенденция текущего конфликта заключается в том, что он развивается по принципу спирали, с каждым новым витком стирая условности и ограничения предыдущего этапа и расширяя окно Овертона для использования все новых средств нанесения урона противнику.Кто бы еще весной мог подумать, что диверсия на важнейшей газотранспортной артерии — ветках «Северных потоков» — будет возможна? Но взрывы 26 сентября убедили мир в возможности и, главное, ненаказуемости терактов на объектах инфраструктуры.
Если Украине все же откроют двери в НАТО, то в отношении ее должна будет использоваться и Статья 5 уставного документа организации, предполагающая коллективную оборону всех стран альянса. То есть после улаживания формальностей воинские контингенты альянса должны немедленно выдвинуться на защиту подвергнувшегося нападению члена. А это, в свою очередь, неминуемо приведет уже к ядерному конфликту между Россией и блоком НАТО. Подобного развития событий североатлантисты не хотят. Особенно это касается Венгрии, призывающей отменить даже санкции против РФ, не говоря уже о каком-либо военном противостоянии с ней, и Турции, стремящейся к развитию стабильных отношений с Москвой.
С каждым новым траншем помощи, с очередной группой инструкторов, прибывающих в Украину, альянс все больше втягивается в конфликт. Однако вооруженное противостояние по-прежнему является красной линией для Столтенберга и его коллег. Которую, как декларируется, переходить НАТО не намерено.
Современный американский империализм, который лежит в основе принципов управления Североатлантическим альянсом, является высшей точкой развития капитализма. Это еще одна дополнительная причина, почему (по крайней мере, до конца текущего конфликта) вступление в НАТО Украине не светит. Гораздо выгоднее — как в чисто коммерческом, так и в военном плане — вооружать и обучать украинцев, попутно заключая договоры на замену отправленной Украине советской техники, чем самим принимать участие в войне.