![](https://storage01.sb.by/iblock/cf2/cf2ac6bed6b52081097912eccbc25e55/86fe2ad612449038c152445f26a9e097.jpg)
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Вы (журналисты. — Прим. ред.) глубоко понимаете тему гибридной агрессии, которой мы противостоим с того момента, как начали делать первые суверенные шаги. Когда проводили референдумы, спасали народную собственность и сами принимали важнейшие решения. И с тех самых пор, как только дали понять, что будем проводить самостоятельную политику, мы живем под огнем постоянной критики, лжи, абсурдных обвинений.
— Вы (журналисты. — Прим. ред.) глубоко понимаете тему гибридной агрессии, которой мы противостоим с того момента, как начали делать первые суверенные шаги. Когда проводили референдумы, спасали народную собственность и сами принимали важнейшие решения. И с тех самых пор, как только дали понять, что будем проводить самостоятельную политику, мы живем под огнем постоянной критики, лжи, абсурдных обвинений.
На Форуме медийного сообщества Беларуси в Могилеве,
28 мая 2024 года.
Принцип социальной справедливости
Скрепляющим началом этой государственной собирательной работы является нравственная идея, в основе которой принцип социальной справедливости, память прошлого и традиции народа.Достижение высших конституционных целей — построение социального государства — невозможно без наличия сильной власти, понимаемой как системы, способной реально обеспечить продуктивную внутреннюю социально-экономическую защищенность населения и внешнеполитическую безопасность государства. Какие же скрепы у, образно говоря, белорусского президентского дома? Их немало, но есть, на мой взгляд, три определяющие — управленческая, политическая, идеологическая.
Политическое строительство в Беларуси с самого начала выявило известную дилемму выбора: или механический перенос западного опыта, или опора на свои традиции.
При всем наивном романтизме первых лет нашей независимости, с момента создания института президентства начался отход и отказ от механического подражания Западу. И одновременно в приоритет вышли свои ценности и интересы. Естественно, мы не игнорировали все то полезное, что имел зарубежный опыт.
![](https://storage01.sb.by/iblock/af0/af04e489c3228880346102310fbe7d91/af954f25b3914131a8e004fa5e06baed.jpg)
Оркестровое дирижирование
История современной Беларуси прочно связана с именем первого Президента. Его политическая воля выступила олицетворением продуктивной реализации стратегии и тактики государственного строительства. В теории подобный тип властвования получил название «лидерского». Особенностью правления нашего Президента стало формулирование и предложение системе государственной власти и управления стратегической инициативы и тактическое «оркестровое» дирижирование, главной чертой — эволюционный консервативный подход к необходимым социально-экономическим и политическим трансформациям.Проводником воли лидера страны является президентская вертикаль во главе с Администрацией Президента. В своей совокупности эти две характеристики — «лидер государства» и «президентская вертикаль» — и есть «управленческо-институциональная скрепа» Беларуси.
Институт президентства — надежный гарант обеспечения политической стабильности в стране. Именно эта константа устойчивого государственного развития Беларуси, с одной стороны, выявила ограниченность и реальные угрозы западноевропейского опыта (локальный масштаб и организация «цветных революций»), с другой — указала на продуктивные возможности нашего исторического опыта. В частности, это касается традиций народовластия, Всебелорусского народного собрания. Это и называется «политической скрепой».
Еще одним подтверждением опоры на свой опыт выступает идеологическое сопровождение государственного строительства. Первым шагом на пути включения этой константы в процесс устойчивого государственного развития стал доклад Главы государства о необходимости идеологии в далеком уже 2003 году.
В начале нулевых, да и позже, статус идеологии подвергался обструкции со стороны коллективного Запада. Но мы не поддались, устояли, вдумчиво — пункт за пунктом — стали создавать идеологическое пространство. Сегодня оно воспринимается как очевидная «идеологическая скрепа» института президентства.
![](https://storage01.sb.by/iblock/9cc/9cc5d3d25d07d045362a7fd9d70fd536/655e50e7e8e51bf51e157a4560bdb63d.jpg)
С апреля нынешнего года в политической системе Беларуси, согласно принятой на последнем референдуме Конституции, появился новый элемент — Всебелорусское народное собрание — высший представительный орган власти. В связи с этим произошло перераспределение полномочий между институтом президентства и Всебелорусским народным собранием. В дальнейшем многое в их взаимоотношениях будет зависеть от исполнения политико-управленческого функционала обеими структурами. Это и есть «управленческая скрепа».
Страна движется к выборам Президента. Немалую роль в этой электоральной кампании будут играть политэксперты и аналитики. Профессиональный корпус белорусских политологов, создавший недавно Республиканское общественное объединение «Белорусское общество политологов», готов также включиться в работу по теоретическому и проектному сопровождению предстоящего электорального цикла.
Защита от гибридных атак
В ряду геополитических угроз определяющее место занимает проблема войны и мира, о сложностях которой не раз говорит наш Президент. На Западе набирает обороты процесс милитаризации региона, идет подготовка к военным наступательным действиям. Задача института президентства — не дать втянуть Беларусь в войну и подготовить ее к надежной защите. Причем защите не только от военно-силового вторжения, но и от информационного вмешательства. Манипулятивный потенциал сетевых медиа — та технологическая угроза со стороны глобальных цифровых платформ, которая отражает гибридный характер современной войны.![](https://storage01.sb.by/iblock/031/0318f6f31454a88201feba301c59ef86/fab72f9d0b9e175dabeb2c84a8ba7e62.jpg)
Внешняя сторона устойчивого государственного развития Беларуси будет во многом определяться действиями института президентства по реализации продуктивных программ в международной региональной интеграции — Союзное государство, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, а также его умениями по организации необходимого соотношения между национальным и наднациональным управлением в межгосударственных объединениях. Это то, что называется «интеграционной скрепой».
Устойчивое развитие Беларуси на ее внутреннем и внешнем треке также будет зависеть не только от идеологического сопровождения госстроительства, но и от формирования идейно-символического пространства как своеобразной «духовной скрепы». «Кирпичики» и связующий «клей» здесь человек, семья, малая родина, государство, общество.Надежным гарантом устойчивого государственного развития Беларуси, сохранения и укрепления основ ее суверенитета и независимости стал институт президентства. Вдохновителем, навигатором и локомотивом его продуктивного функционирования и развития является Александр Лукашенко. Наработанный им политический опыт сегодня трактуется как закономерность, от которой зависит стабильность и устойчивость политической системы страны.
Функционал должности Президента — это не механическое повторение западных стандартов, а воплощение в первую очередь своего опыта. Что, кстати, признается профессиональными политологами во всем мире.
![](https://storage01.sb.by/iblock/09d/09d268557159563a18059453a1cdf692/fa27edd9c4ef965ab6d27bba809768d2.jpg)
Виктор ВАТЫЛЬ, доктор политических наук, председатель РОО «Белорусское общество политологов».