![](/upload/iblock/228/2282459d36b97eab02f6f40620020fed.jpg)
“НГ”: Последние десятилетия отношения между Беларусью и ЕС, Советом Европы складывались, прямо скажем, не лучшим образом. Почему же именно Минск был выбран площадкой для проведения сессии ПА ОБСЕ и что это означает для нас?
![](/upload/iblock/38c/38c6a2b15e9f2ebfba93c5c58d728dec.jpg)
![](/upload/iblock/0fd/0fd882ab1b1325ca78d8ea4984c28e45.jpg)
![](/upload/iblock/77b/77bdb593bb46d1ca4dc137bb96040d50.jpg)
“НГ”: Тема предстоящей сессии — укрепление взаимного доверия и сотрудничества в регионе. Чего не хватает сегодня для такого доверия и в какой степени наши партнеры на Западе готовы учитывать наши национальные интересы?
В.В.: К сожалению, у некоторых наших партнеров сохраняется определенная инерционность мышления. Как следствие, политика в регионе не всегда соответствует интересам формирования стабильной, процветающей и конкурентоспособной Большой Европы. Евросоюз, исходя из своих устремлений, хотел бы переформатировать пространство стран-соседок. Свои цели в регионе есть у России и США. К сожалению, не все задумываются над тем, что на этой территории находятся независимые суверенные государства, у которых также есть свои интересы. И их надо учитывать. Для нас очень важно, чтобы наши партнеры и на Западе, и на Востоке четко понимали, что полноценный диалог возможен только при условии взаимного уважения интересов друг друга.
Д.М.: Думаю, со временем все больше государств будут склоняться к тому, что Беларусь надо воспринимать такой, какая она есть. Проблема в том, что в большинстве западных стран про нашу страну в принципе мало чего знали. Если проанализировать западную прессу за последние лет десять, то Беларусь там упоминалась в основном в негативном свете. Когда беседуешь с приезжающими к нам дипломатами, аналитиками, они всегда подчеркивают, что их ожидания от Беларуси были совершенно иными, чем те выводы, впечатления, которые они получили по факту визита. Подчеркивается, что страна намного более развита, открыта, дружественна и вовсе не такая черно-белая, как это позиционируется в некоторых СМИ. Поэтому заседание ПА ОБСЕ в Минске очень важно с точки зрения понимания того, что происходит и как на самом деле выглядит наша страна.
Ю.Ш.: У нас нормализация отношений началась совсем недавно, поэтому институционально она пока выглядит малозакрепленной. А для Запада этот фактор очень важен. Например, санкции приостановлены, но полностью не отменены. Точно так же по дипломатическим контактам. Вроде бы они есть, но это не формализовано в виде государственных визитов на высшем уровне. В этом смысле белорусской дипломатии и парламентариям предстоит закрепить неизолированный статус Беларуси в Европе в виде институциональных решений в разных организациях. Скажем, мы стали председателями в Центрально-Европейской инициативе. Замечательно. Сейчас пройдет сессия ПА ОБСЕ — тоже продвижение. То есть в случае если вдруг кому-то снова захочется вводить против нас санкции, это будет уже не так просто сделать.
“НГ”: В аббревиатуре ОБСЕ один из ключевых элементов — безопасность. Однако в последние годы эта организация ассоциируется лишь с оценкой проведения выборов и соблюдения прав человека, да и то большей частью на постсоветском пространстве. Между тем в мире возрастает угроза терроризма. Европа задыхается от мигрантов. Снова замаячил призрак холодной войны, а к нашим границам стягиваются войска НАТО. Все это ведет к усилению напряженности. Способна ли ОБСЕ адекватно реагировать на все эти вызовы?
В.В.: Я уверен, что ОБСЕ заинтересована в том, чтобы быть эффективной организацией и действенно реагировать на возникающие вызовы и угрозы. Однако не всегда и не все получается. Здесь целый комплекс причин. Речь идет и об институциональных основах организации, и о расстановке сил внутри нее, и о механизмах принятия решения. Тем не менее полагаю, что в ОБСЕ зреет понимание и формируется консолидированная позиция по поводу того, что никто, кроме нас, стран-участниц, проблемы нашего пространства не решит. У меня есть надежда, что роль ОБСЕ в вопросах и безопасности, и сотрудничества в Европе будет возрастать. Другого не дано.
Ю.Ш.: Нельзя сказать, что роль ОБСЕ сегодня сводится лишь к наблюдению за выборами и контролю за соблюдением демократии. Например, миссия ОБСЕ сейчас работает в Донбассе и играет важную роль в урегулировании конфликта. Другое дело, что ситуация там складывается очень непростая. Уже звучат заявления о готовности выйти из Минска-2. Разработан законопроект о придании нового статуса Донецкой и Луганской областям. В общем, возник полноценный кризис нормандского формата. И тут существует ниша для миротворческого процесса ОБСЕ.
Д.М.: У ОБСЕ ограниченный набор инструментария, и вопросы международной, военной безопасности — это не приоритет ОБСЕ. Если мы вспомним историю этой организации, историю созыва Хельсинкской конференции, то в приоритете было политическое урегулирование и снижение уровня напряженности в период холодной войны. Что-то похожее наблюдается сейчас, когда странам либо блокам государств, между которыми существует напряжение, нужна площадка для встреч и общения, взаимного информирования и выработки мер по деэскалации конфликтов и предупреждению возможных инцидентов в будущем. И плюс выход на меры по укреплению доверия. На самом деле очень трудно функционировать организации, в которой столько государств-членов с совершенно разными интересами и системами ценностей. Но я не стал бы недооценивать возможности ОБСЕ в качестве платформы для сближения позиций.
“НГ”: Тут можно вспомнить инициативу белорусской стороны о запуске нового глобального миротворческого процесса (по аналогии с Хельсинкским процессом) для урегулирования напряженности между Западом и Востоком и согласования взаимоприемлемых условий сосуществования государств. Могла бы Беларусь стать местом для такого широкого межцивилизационного диалога?
В.В.: Конечно, могла бы. И если посмотреть в глубь нашей истории, находясь на границе византийской и римской цивилизаций, мы всегда такую роль и выполняли. Беларусь остается важнейшим связующим звеном между Западом и Востоком.
Д.М.: Идея хорошая, но реализовать ее непросто. Ситуация дошла до такой степени конфронтации, что трудно будет усадить за один стол переговоров президентов США и России. Но если говорить о возможности постепенных шагов в сторону уменьшения этой эскалации, то Беларусь могла бы предложить, например, на начальном этапе проведение экспертной конференции высокого уровня. Собственно, в Хельсинкском процессе тоже все начиналось с дискуссий и закончилось глобальной конференцией с присутствием руководителей государств и правительств. Это колоссальный труд, но вероятность такого события достаточно высока.
Ю.Ш.: Инициатива такая напрашивается, потому что идет жуткое обострение международных отношений. Почти ликвидирован Договор по ракетам малой и средней дальности в Европе. Выход США из соглашения по ПРО заставил российскую сторону заявить о прекращении своих обязательств по Договору СНВ-3. НАТО наращивает военный потенциал в восточноевропейском регионе. Все это открывает дорогу к большой гонке вооружений. Поэтому усиливаются предпосылки к тому, чтобы возобновить процесс, напоминающий Хельсинкский. Рано или поздно придется проводить конференцию, которая положит конец нынешнему обострению отношений между Востоком и Западом. Лучше, конечно, чтобы это произошло раньше. И Беларусь, имея статус миротворческой площадки, вполне способна стать местом проведения такого диалога.
konon@sb.by