В российском инфополе стало обсуждаемым видео с участием восьмилетней фигуристки Мирославы Лебедевой. Отец девочки выложил в блог, как малышка плачет во время тренировки и жалуется на боль в ногах. При этом сам глава семейства за кадром выдавал язвительные комментарии и назвал дочь «притворщицей». Ролик возмутил всех – от неравнодушных родителей до поклонников фигурного катания. Чем опасен для детей спорт высоких достижений и как привить ребенку здоровый образ жизни без травм психики – в нашем материале.
Родитель хочет, ребенок не может
По словам отца Мирославы, Михаила Лебедева, из того же блога, девочка неоднократно устраивала подобные скандалы на льду. Михаил с дочкой особо не церемонился, позволяя себе публично обзывать дочь «лгуньей», «истеричкой» и наказывать молчанием, игнорируя попытки ребенка заговорить с родителем и помириться. Даже растяжение связок юной фигуристки не повлияло на поведение мужчины. «Я ей объясняю: Мира, для тебя делается все: массажик, бассейны, аквапарки, сауны. На что мне Мирослава заявила, что она меня не просила возить ее никуда, » – говорит Михаил в одном из роликов. На критику в комментариях отвечает, что психологическое давление для его дочери полезно, ведь иначе она не будет стараться или вовсе бросит занятие.
Похожая история много лет назад случилась с американской фигуристкой Тоней Хардинг, чемпионкой США 1991 года, первой американкой в истории, выполнившей тройной аксель. Мать Тони, Лавонна, не была образцом по части воспитания детей, но активно посещала тренировки девочки, при этом не стесняясь использовать нецензурную брань, комментируя ошибки последней. Не выдержав семейного диктата, Тоня сбежала из дома после совершеннолетия и долго не общалась с матерью. Лавонна и сама не искала встреч. Позже, на претензии подросшей дочери по поводу несчастливого детства и фигурного катания женщина ответила: «Я чемпионку из тебя растила, вот она материнская жертва!» По словам Тони, с того момента она разорвала все отношения с родительницей.
По словам психолога Марины Мелии, изучавшей вопрос детей в спорте, подобное родительское поведение объясняется непомерными амбициями, выросшими из собственных неудач. Большинство таких родителей-«дрессировщиков» в прошлом мечтали стать спортсменами, но что-то не получилось, и теперь они заставляют отпрысков исполнить свою мечту, надеясь отыграть свою минуту славы с гордостью хвастаясь всем, что вырастили юного чемпиона.
К сожалению, подобные амбициозные планы родителей для ребенка превращаются в психологические травмы. На юного спортсмена будет давить чувство вины, что мама или папа делают для него все, а он недостаточно старается, чтобы победить, стать лучшим. В спорте важно не только побеждать, но и принимать поражение, а такие дети не умеют проигрывать, и отсутствие медали для них хуже конца света. Не говоря о том, что в социуме ребята одиноки и замкнуты, ведь большую часть жизни провели в спортивном зале, а не в школе или с друзьями во дворе. А что говорить о банальном выгорании, когда ребенок не понимает, чем хочет заниматься в жизни, где не было ничего, кроме ненавистного спорта.
Случается и так, что чадо хочет пойти заниматься спортом сам, но спустя пару занятий говорит, что ему надоело. А родителям, вложившимся в дорогой инвентарь и лучшего тренера, жалко терять деньги, вот и приходится заставлять сына или дочь ходить, ведь нужно все доводить до конца. Марина Мелия говорит, что психика ребенка достаточно подвижна и подвержена быстрым изменениям. Маленький человек не может решить, что ему по-настоящему нужно: сегодня он хочет плавать, а завтра – гонять мяч по полю. Психолог советует не поддаваться манипуляциям чада слишком быстро: не бежать записывать на футбол или забирать из секции по первому зову, а выждать время. Максимум – месяц. Если и после этого сын или дочь продолжат слезно умолять перестать ходить на спорт – даже не думая забирайте документы.
Откуда взялись дети во взрослом спорте?
Многие люди справедливо задаются вопросом, а зачем вчерашних дошколят подвергать нагрузкам, которые выдерживает не каждый взрослый человек. Этот феномен называют «омоложением» спорта, и злую роль в этом сыграла, как ни странно, наша соотечественница – гимнастка Ольга Корбут. В 1972 году она стала настоящей сенсацией, выполнив невероятно сложный элемент на брусьях, который назвали в ее честь, – петля Корбут. Девушке тогда было 17 лет. Ольга стала звездой, ее даже пригласили на встречу с тогдашним президентом США Ричардом Никсоном в Белый дом. Но слава «чуда с косичками» обернулась настоящим проклятием для юных спортсменок со всего мира.
Ольга Корбут, выступление на Олимпийских играх 1972 года
Дело в том, что раньше спортивная гимнастика и фигурное катание представляли собой по сути просто балет на льду или помосте. В соревнованиях часто участвовали женщины старше тридцати лет и даже недавно ставшие матерями, чего в современном спортивном мире вообще невозможно представить. Но после феномена Корбут тренеры поняли, что будущих олимпийских чемпионок лучше всего готовить из маленьких девочек, ведь из-за маленьких роста, веса и подвижных суставов им легче поддаются сложнейшие элементы, чего не скажешь о взрослых женщинах. К тому же, дети более легковерны и безоговорочно слушались взрослого тренера, который был авторитетом. С этого момента и началась настоящая эпоха детей-спортсменов: Надежда Команеччи, Елена Мухина, Ольга Бичерова, Даниэлла Силиваш – множество примеров победительниц соревнований, чьи ровесницы даже не успели закончить школу.
Надежда Команеччи на Олимпиаде 1975 года
Елена Мухина на чемпионате Европы по гимнастике 1979 года
Ольга Бичерова на Олимпиаде 1980 года
Даниэлла Силиваш на Чемпионате мира по гимнастике, 1987 год
Правда, касалось это только девочек. Мальчиков двенадцати лет никто и не думал брать на Олимпиаду, ведь добиться мышечной массы, требуемой для участия в соревнованиях, в таком возрасте просто невозможно. А вот от девочек требовалась не сила, а легкость, чтобы «парить» на снарядах или надо льдом, поэтому возраст спортсменов и спортсменок от одной и той же страны мог различаться кардинально.
Со временем, члены Олимпийского комитета поняли, что отправлять вчерашних младших школьниц на взрослые соревнования – неправильно, и повысили минимальный возраст спортсменов до пятнадцати лет. Но эта инициатива не остановила недобросовестных тренеров от выдвижения детей на чемпионаты. Самым громким скандалом стала история северокорейской гимнастки Ким Кван Сук. Девочка участвовала в состязаниях целых три года. На момент первого соревнования ей едва исполнилось семь, хотя по документам ей каждый раз было не больше пятнадцати.
Ким Кван Сук на Азиатских играх, 1990 год
«Омоложение» спорта высоких достижений негативно повлияло и на взрослых участниц соревнований. Олимпийских чемпионок редко брали защищать честь государства повторно, да и в большом спорте они не задерживались. Сама Ольга Корбут в 20 лет была уже ветераном. Ведь для того, чтобы поражать общественность и приносить золотые медали стране, требовались детская гибкость и легкость. А за четыре года девочки вырастали, набирали вес, что естественно для организма подростка, и теряли возможность взлетать на льду или крутиться на бревнах. Привычные прыжки и сальто стали уже требовать больше времени на подготовку, однако тренеры быстро забывали о своих воспитанницах, обращая внимание на маленьких спортсменок. Поэтому, чтобы остаться в спорте, многие девушки (иногда не без помощи наставников) садились на жесткие диеты, доводили себя до расстройств желудка и анорексии. Ведь для них золотая медаль – смысл жизни, кульминация карьеры, без нее все тренировки и то, что было до, – бессмысленно. После двадцати лет спортсменки уже считаются «пенсионерками» и второго шанса произвести впечатление нет и не будет. По этой причине у российской фигуристки Камиллы Валиевой случилась истерика на зимней Олимпиаде 2022 года, а Александра Трусова в сердцах сказала, что ненавидит фигурное катание. Провал на главном соревновании жизни стоил краха всей карьеры.
Камилла Валиева на сольной программе в одиночном фигурном катании, Олимпийские игры 2022 года
Александра Трусова после отката сольной программы, Олимпиада 2022 года
Когда спорт – друг
Согласно информации Минспорта, 25,3% белорусов занимаются спортом в секциях или оздоровительных центрах. Из них, около 15% – дети. Большинство из них занимаются непрофессионально, для укрепления здоровья, а 5-7% с молодых ногтей готовятся к большим соревнованиям и Олимпиаде. Статистика не учитывает, к сожалению, сколько из них действительно хотят стать чемпионом, а кого приходится чуть ли не волоком тащить на тренировки. Однако есть способ привить ребенку любовь к спорту без принуждения.
Марина Мелия рекомендует первоначально отдавать ребенка на занятия не на какой-то определенный вид спорта, а просто на тренировки для общего развития тела. Позже, если чадо заинтересуется чем-то конкретным: футболом, плаванием и т.д., также не торопиться в спортшколу, а найти секцию попроще, где на первом месте не медали и кубки, а укрепление физического здоровья. О соревнованиях высоких достижений можно говорить только тогда, когда ребенок сам поймет, что хочет заниматься этим на профессиональном уровне.
И самое важное – личный пример. Ребенок не всегда понимает, почему его заставляют заниматься бегом или зарядкой по утрам, если его родители спорт видят только по телевизору. Вместо подобной практики, лучше взять за привычку семейные занятия в зале или на улице: велосипедные прогулки, беговые марафоны, спортивные игры, бассейн – то, что нужно для спортивных мероприятий родителей и детей. Согласно исследованиям ученых института спортивной психологии при университете имени Пердью (Индиана, США), совместные занятия помогают не только укрепить здоровье, но и улучшить отношения между членами семьи, сделать их более доверительными и крепкими.