При каком условии молодые специалисты вернутся жить и работать в глубинку

Фельдшер Лера из Лучезарной

Республиканская программа мероприятий по проведению в Беларуси 2018–2020 годов под знаком Года малой родины утверждена постановлением Совета Министров. В программе обозначено свыше 120 мероприятий. Среди них вовлечение в сельхозобороты потенциально плодородных неиспользуемых сельскохозяйственных земель за счет их рекультивации, строительства или реконструкции мелиоративных систем. Пре­дусмотрены проработка вопроса о совершенствовании порядка градостроительного планирования в сельских населенных пунктах, обустройство мест массового отдыха на водных объектах, наведение порядка в местах захоронения, уборка твердых бытовых отходов в лесном фонде. В числе мероприятий также обеспечение содействия безработным в организации самозанятости в сельской местности, в том числе индивидуального предпринимательства, ремесленничества, агроэкотуризма, фермерского хозяйства.

ФОТО СЕРГЕЯ ГОЛЕСНИКА

Людям, которые с детства мечтали овладеть той или иной профессией и в итоге нашли себя в ней, можно по–хорошему позавидовать. Но путь к любимому делу, которому хотелось бы посвятить жизнь, не у всех прямой и безоблачный. К примеру, Валерия Козлова из городского поселка Богушевск Сенненского района, поступив в Витебский государственный медицинский колледж, в сердцах заявила, что здравоохранение, пожалуй, не для нее. Настолько тяжело было на первом курсе зубрить анатомию, фармакологию, латынь... Но девушка выучилась, вернулась на малую родину. После четырех лет руководства Лучезарненским ФАПом, что в 10 километрах от дома, молодая фельдшер признается: к своим пациентам прикипела всей душой. Лучшего места работы сегодня она и представить не может.

Рабочий день в фельдшерско–акушерском пункте начинается в 7.30. До деревни Лучезарной, где живут человек 30, Валерия добирается либо на своем маленьком автомобильчике «КИА–Пиканто», либо на электровелосипеде, который выделила Сенненская ЦРБ. С утра — уборка. Зимой с санитаркой нужно вытопить печь. Затем у фельдшера Козловой прием:

— Вчера пациент приходил из Родного Села с хроническим гастритом. К ФАПу и на лошади подъехать могут. Старики обычно на больные спины или ноги жалуются. Бывают аллергии, укусы ужей или ос. Но самые тяжелые травмы я видела, когда на «скорой» в Богушевске подрабатывала. Там житель горпоселка арматурой вены и артерии на руке перерезал. Кровь я остановила. И в Витебск его отправила, чтобы раны зашили. К счастью, все обошлось.

В этот момент, жалуясь на высокое давление, в ФАП вошла 80–летняя Мария Щербова, трудившаяся когда–то в «бытовке»:

— Сколько? 160 на 80! Ох... Жаль, но КБО наш давно закрылся. Хорошо, что медпункт в деревне остался.

Лучезарненский ФАП обслуживает 12 деревень, в которых живут почти 480 человек. Деревни расположены вокруг живописного озера Серокоротнянское. На самый дальний вызов фельдшеру приходится добираться за 22 километра. Также на ней — подворный обход, во время которого в том числе нужно проведать детей, что живут в семьях, находящихся в социально опасном положении. Молодежи больше всего в деревне Рыбное. Мы же с Валерией Сергеевной направились к 98–летнему ветерану Великой Отечественной Ивану Ильюшенко, живущему на другом конце Лучезарной:

— Дедушка как–то раз упал, бровь рассек. Его жена перепугалась, вечером на мобильник позвонила. Я несколько дней к ним ездила, перевязки делала.


Иван Илларионович, работавший монтером в колхозе, гостью в белом халате встретил бодро. А его супруга Ольга Васильевна на клещей пожаловалась:

— Обкашиваем же все, Лерочка! Откуда они берутся?

Увидев удивление на моем лице, Ольга Васильевна объяснила:

— Мы медичку нашу Лерочкой называем. Как внучку! Она очень хорошая. Всегда нас с дедушкой навещает.

После обеда у фельдшера — подработка в физиотерапевтическом кабинете поликлиники в Богушевске. Направляясь туда, мы сделали остановку у озера, где Валерия рассказала, как познакомилась с мужем:

— Сергею 27. Он — водитель в МЧС. Смешно, наверное, но мы с ним в интернете познакомились. Уже год после свадьбы живем в доме моих родителей. В свободное время любим на этом пляже бывать. Или на озеро Девинское ездим, где шашлыки можно пожарить, в волейбол поиграть с друзьями. Красивых мест здесь много.

— В город не хотели перебраться? — интересуюсь.

— Пока есть любимая работа, мы об этом не задумывались. Развлечься, к примеру, можно в Витебске, до которого полсотни километров. Во время «Славянского базара» мы с удовольствием ездили погулять по фестивальному городу.

— А если пополнение в молодой семье наметится?

— Садик и школа в Богушевске имеются. Музыкальная школа, кружки разные. Из витебского ансамбля «Белка» хореограф приезжает ребятишек танцам учить. Соревнования по футболу, волейболу и теннису у нас постоянно проходят. Родной Богушевск — место вполне комфортное. Так что планы на будущее связаны только с ним.

Компетентно

Вячеслав Богданов, председатель Богушевского поселкового Совета:

— На 2019–й Богушевск попал в программу благоустройства малых населенных пунктов Витебской области. По ней серьезные ремонты коснутся Богушевской районной больницы, Дома культуры, детской школы искусств, универмага. Будет обустроен центральный парк, заменена половина водопроводных сетей, заасфальтированы улицы. Один из самых примечательных пунктов — возведение 24–квартирного многоэтажного дома с господдержкой для многодетных семей. У наших небольших деревень тоже есть перспектива развития. К примеру, в Лучезарной за последние годы около десятка участков проданы под частную застройку. В Заветном землю под целый квартал выделить можно. Сейчас мы ищем инвестора для модернизации рыбопитомника в Родном Селе. Что деньги в белорусскую глубинку вкладывать выгодно, убедились сербские бизнесмены, организовавшие в Богушевске предприятие по деревообработке на 80 рабочих мест.

golesnik@sb.by.

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter