— Александр Робертович, какие заболевания могут стать причиной развития аритмии?
— В первую очередь артериальная гипертензия. Не зря говорят, что гипертония — тихая эпидемия, которая на самом деле бушует в мире. Все больше людей заболевают ею в условиях повышенных нагрузок, психоэмоциональной напряженности. А еще ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность.
Аритмии делятся на две большие группы: тахиаритмия и брадиаритмия. Первая связана с тем, что сердце бьется часто, возникают внеочередные избыточные сокращения — те, которых в норме быть не должно. Самая распространенная в мире сегодня мерцательная. В европейской популяции она диагностируется у 2—3 процентов жителей. В Беларуси цифра примерно такая же. Вторая большая группа — брадиаритмия, когда пульс бьется редко. Связана с недостаточной частотой сердечных сокращений.
Коварство болезни в том, что она может протекать, практически ничем себя не выражая. Но и в том, и в другом случае нашему сердцу приходится нелегко, нарушается его активность, а это может стать причиной развития осложнений.
— Но можно ли по какому-либо изменению самочувствия, например по пульсу, определить, что ритм начинает пошаливать? Какие первые звоночки?
— Частота пульса будет отражать ярко выраженные нарушения ритма — блокады или тахикардии. Но между ними маскируется, к примеру, экстрасистолия. По биению пульса ее определить невозможно. Дело в том, что экстрасистолы — единичные внеочередные сокращения. И поэтому вы просто не «услышите» их, когда нащупаете те самые нормальные для здорового человека 80 ударов в минуту. Зато подскажет о том, что есть нарушение ритма, не их количество, а неравномерность.
— А человек это как-то почувствует?
— Есть люди, которые вообще никак не ощущают нарушения ритма сердца. То есть у них они случаются, причем достаточно тяжелые, даже тахикардии, фибрилляции предсердий с высокой частотой пульса, но они этого не чувствуют. Такие нарушения могут выявляться абсолютно случайно, например, при плановом медосмотре, диспансеризации.
Аритмия — от древнегреческого слова «несогласованность, нескладность». Патологическое состояние, приводящее к нарушению частоты, ритмичности и последовательности сокращения сердца. По сути, это любой ритм сердца, который отличается от нормального синусового, что может привести к серьезным осложнениям со здоровьем.
— Говорят, современные тонометры подсказывают о проблеме...
— Те, которые оснащены функцией индикатора аритмии. Сегодня такие технологии есть у многих производителей. Они оценивают, насколько ритмичен или аритмичен пульс, и при возникновении определенных нарушений сердцебиения дадут знать значком или сигналом. Есть и такие приборы, которые в состоянии обнаружить именно фибрилляцию предсердий. Это, кстати, одна из тех аритмий, которая наряду с трепетанием предсердий имеет неблагоприятный долгосрочный прогноз. Он ассоциирован не только с патологией сердца, но в том числе и головного мозга, в виде таких осложнений, как инсульт. Поэтому определенные усилия мировой науки направлены на раннюю диагностику так называемой скрытой, «немой», фибрилляции предсердий, чтобы вовремя предотвратить неблагоприятные последствия. На обычной короткой ЭКГ, особенно если человек редко обращается к врачу, тоже ее сложно зарегистрировать. Поэтому сегодня ее стремятся обнаружить с помощью внедрения специального алгоритма в тонометре. Прежде всего это касается пациентов от 60 лет и старше (в этом возрасте значительно увеличивается вероятность мерцательной аритмии).
Кстати, сегодня уже есть устройства, которые, если их подключить к смартфону, позволяют регистрировать ЭКГ. Достаточно дотронуться пальцами рук, а телефон запишет вашу кардиограмму. Это помогает исследовать ритм, пульс.
— Пока человек чувствует себя здоровым, он, согласитесь, не особо хочет контактировать с врачами, ходить в поликлинику.
— Увы. А ведь это помогло бы раннему выявлению любых заболеваний. Мы сегодня стараемся выявлять пациентов, у которых есть повышенный риск внезапной смерти при сердечной недостаточности. Для таких у нас разработаны специальные методики диагностики, лечения, в том числе имплантации крадиовертер-дефибрилляторов — устройств, которые имплантируются под кожу и могут восстановить ритм, спасая жизнь. Они круглосуточно следят за работой сердца, обнаруживая сбой, автоматически проводят терапию. РНПЦ «Кардиология» — лидер по числу пролеченных пациентов с нарушениями ритма жизненно важного органа. Ежегодно мы выполняем около тысячи таких вмешательств.
Так, сегодня в каждой области у нас рутинно выполняется имплантация кардиостимуляторов и других устройств. В прошлом году по республике их имплантировано более 3300. Провели около 1200 радиочастотных абляций тахиаритмий — процедур, при которых в сердце «прижигается» проблемный участок, что позволяет облегчить или избавиться от симптомов аритмии. Что касается работы нашей лаборатории нарушения сердечного ритма, ее сотрудники имеют большой научный опыт. Немалое внимание уделяем фибрилляции и трепетанию предсердий. У нас разработаны несколько алгоритмов диагностических подходов, комплексные и гибридные методы по лечению мерцательной аритмии. Сейчас ведется разработка по оказанию помощи и предупреждению риска развития внезапной сердечной смерти.
— Но хирургические методы — крайний случай, когда консервативные уже бессильны?Среди причин нарушения сердечного ритма называют ишемическую болезнь сердца, инфаркт миокарда, сердечную недостаточность, приобретенные пороки, миокардиты, пролапс митрального клапана. Повлиять на развитие аритмии могут врожденные заболевания, нарушения гормонального баланса. Кроме того, прием определенных лекарственных препаратов — сердечных гликозидов, диуретиков, противоаритмических, сопутствующие и хронические заболевания, ну и, конечно, всем известные вредные привычки — курение и алкоголь.
При аритмии человек может жаловаться на слабость, недостаток воздуха, головокружение, потемнение в глазах. Это происходит потому, что сердце не подает в организм столько кислорода, сколько требуется.
Если ритм редкий, возможна даже потеря сознания.
— Именно. Вот потому так важны профилактика, здоровый образ жизни, коррекция сопутствующих, хронических заболеваний. Практика показывает, что те, у кого диагностирована артериальная гипертензия, не всегда соблюдают приверженность лечению, не контролируют должным образом давление. А это все залог формирования патологии сердечно-сосудистой системы на будущее, в том числе развития нарушения ритма сердца.
— Аритмия может себя проявить при стрессе, подъеме по лестнице, легкой пробежке?
— Если у человека сердце здоровое, аритмия сама по себе ниоткуда не возьмется. Учащенное сердцебиение в ответ на пробежку по лестнице — нормальная реакция. Стресс, физическая нагрузка, тяжелая работа будут, несомненно, приводить к увеличению частоты сердечных сокращений. Точно так же и при любой нагрузке, где требуется консолидация всех физических усилий, воли, психоэмоциональная концентрация.
Но! Эти все условия вызывают увеличение числа сердечных сокращений, в том числе становясь триггерами для клинических проявлений экстрасистолии, тахикардии и других. И в этих условиях порой сложно отличить нормальную тахикардию в ответ на физическую нагрузку от патологической.
— Что здесь должно насторожить в первую очередь?
— Несоответствие частоты пульса привычному виду физнагрузки. Человек же сам себя неплохо знает. Это может стать первым маркером, звоночком того, что с сердцем что-то происходит. Может, еще нет аритмии, но функциональный статус его изменился. Один из ранних маркеров — пульс, который подскажет: мотору приходится работать с большим напряжением, биться более часто, чтобы обеспечить примерно тот же приемлемый уровень нагрузки для организма в целом.
— В таком случае надо ли иметь в домашней аптечке какие-нибудь лекарства, чтобы раз — и таблетку под язык?
— Аритмию надо для начала диагностировать. И принимать таблетку при каких-то симптомах неправильно. Ведь в ряде случаев учащенное сердцебиение может быть обычной реакцией на психоэмоциональный стресс, можно обойтись без серьезных препаратов.
Лучше насторожиться, если у вас возникают необычные для вас симптомы, новые, непонятные. Многие пациенты указывают на то, что что-то случилось, сердце «побежало-застучало». При этом, как выясняется, многие готовы переждать, перетерпеть этот момент. Вполне понятно это желание своими силами нормализовать состояние. Но словами недугу не поможешь. Есть такие пациенты, которые приходят и рассказывают: срывается ритм. А мы не знаем, о чем идет речь. Причем некоторые говорят, что был двухчасовой сбой, который сам прошел. И мы не знаем, о чем речь, так как нарушение не было зарегистрировано. А этот момент важен как для врача, так и для пациента. Нас как специалистов больше всего заинтересовала бы электрокардиограмма, сделанная в такой момент. Большую роль играют специальные медицинские системы — ЭКГ, холтеровское мониторирование электрокардиограмм от суток до трех. Поэтому, если чувствуете, что симптоматика для вас новая, непропорциональна нагрузке, рекомендую прибегнуть к услугам врачей-профессионалов, чтобы зарегистрировать то, что происходит. Зачастую это позволит правильно определить тактику лечения на долгие годы вперед.
korenevskaja@sb.by
Фото автора