— Елена, в одном из интервью вы признались, что о профессии телеведущей мечтали с детства. И с малых лет считали, что люди, которые подают информацию с экрана, влиятельны и всемогущи. Спустя годы резонно спросить: так же трепетно относитесь к своей профессии?
— Как сейчас помню: 1997 год, тоже осень. Начала работать в качестве автора и ведущей в молодежной редакции Белтелерадиокомпании. Годы пролетели стремительно… Если говорить о работе в прямом эфире, то да, отношение к тому, чем я занимаюсь, по-прежнему вызывает и трепет, и кайф, и любовь, и страсть. Чувства не угасли. Пожалуй, это мой самый продолжительный роман! Прямой эфир как маленькая жизнь, которую проживаешь каждый раз заново. И этот «каждый раз» неповторим, а зачастую и непредсказуем. Другое дело, взрослея, избавляешься от иллюзий (это если говорить о всемогуществе людей с экрана) — осознаешь свои ограничения и научаешься их принимать в себе.
— Вещаете с экрана главные новости страны и мира. Каково это — постоянно быть в курсе всех событий и объективно их доносить зрителю?
— Ориентироваться в информационной повестке — составляющая работы и часть жизни. Это как дышать. Поскольку наши ведущие суфлер себе готовят сами (что напишешь, так и скажешь в эфире), то вариант наподобие «сегодня я работаю, поэтому отслеживаю новости, анализирую, как отрабатывают тему коллеги и альтернативные источники, а завтра у меня выходной», не подходит. Это равносильно тому, как если задержать дыхание на сутки. Сколько человек может прожить без кислорода? Считаные минуты! Дальше — гипоксия. Так и здесь. Задержал дыхание — отдышись! Благо современные технологии дают возможность быть в курсе событий в комфортном режиме.
— Вас не единожды признавали лучшей ведущей информационно-аналитических программ. Тому подтверждение — заветная статуэтка «Телевершины». Как относитесь к победам?
— Это приятно, что лукавить. Но всегда говорю: телевидение — командная работа. И если ты в своем деле признан лучшим, то во многом благодаря людям, с которыми работаешь и чей труд зачастую не столь очевиден зрителю. Уровень телевидения с каждым годом повышается, как растет и конкуренция за телеаудиторию. Почил на лаврах, забронзовел на пьедестале своего тщеславия — потерял зрителя и остался далеко позади. Позади… себя самого.
Ведь, как мне кажется, самые большие и трудные победы — это победы над самим собой. Они не всегда громкие, не всем заметные, но очень важные для тебя.— Для нашей страны 2020 год выдался сложным, зато помог выявить искателей легкой наживы, лжепатриотов, предателей государственности. На телевидении тоже такие нашлись, а потом прибегали каяться. Ваши чувства к таким «коллегам»?
— Не скрою: тогда это было удивление на грани шока. Не берусь судить — каждый по жизни идет в своих башмаках. Но если ты претендуешь на внимание аудитории и формируешь ее мнение — как минимум должен быть последователен в своих действиях. То же самое касается и взглядов. Периодически делать ревизию своих воззрений — нормально. Но ревизия — это не про то, что в один августовский день 2020 года ты вдруг проснулся и прозрел: все, что ты транслировал с экрана на протяжении энного количества лет, оказывается, не соответствует действительности, и ты просто «сливаешься» и больше не выходишь в эфир. Из этого я делаю два вывода: либо ты скверный профессионал, потому как за столько лет не сумел разобраться в положении дел, либо ты не очень надежный человек, как в той песне: «куда подует ветер — туда и облака…»
В любом случае исход один: как только снимаешь с себя ответственность — теряешь доверие. Коллег, руководства, зрителей. А доверие, особенно в нашем деле, ни за какие деньги не купишь. Нарабатывается оно годами, теряется в мгновение ока.Но я вот к чему подвожу. Тогда, в 2020‑м, меня заинтересовал феномен: что заставляет выходить и часами стоять с цветами у проезжей части бабулю-соседку военных лет рождения, которая живет в престижном мегаполисе? Что превращает сверстников-однокурсников в жестких хейтеров (уж они в достаточно осознанном возрасте переживали и распад Союза, и голодные 1990‑е, есть с чем сравнить)? Что движет их родителями, ведь это поколение сполна прочувствовало все «прелести» советских времен, когда о свободе слова слыхом не слыхивали, главенствовал дефицит. Я уж молчу о молодых родителях поколения Z, которые, вопреки всякому рассудку, в эпицентр противостояния тащили младенцев. Что заставляет всех их — людей совершенно разного возраста, социального статуса, достатка — вести себя так, как в обычной жизни зрелые люди себя не ведут? Что всех их объединяет?
— Наверняка у вас есть свой вариант ответа на этот вопрос?
— В поисках ответа мне пришлось предметнее заняться психологией (в этом году даже диплом получила по одной из психологических модальностей). И знаете, что я для себя открыла? К цифре 70 % населения планеты стремится число людей, имеющих так называемый психотический уровень организации личности. Чтобы понятнее было: в психологическом плане это дети. А дети, как известно, не способны брать ответственность — им нужна взрослая «фигура», да и критическое мышление у них отсутствует. При этом по паспорту человеку может быть и 20, и 40, и 60 лет... Более того, такая «психотическая» часть есть абсолютно в каждом из нас. И это норма. Но активизируется эта часть именно тогда, когда возникают ситуации нестабильности, неопределенности, сродни той, что пытались извне организовать у нас в 2020‑м. И поэтому многие действительно повели себя крайне инфантильно, а впоследствии жаловались на помутнение рассудка. Только сожалеть можно об этом…
Уверена, что эта особенность человеческой психики вкупе с «обшарпанной» методичкой — то, на что и делается ставка главных бенефициаров «цветных революций»…— Вы создали не только успешную карьеру, но и семейный уют. Возвращаться домой, где любят и ждут, после насыщенной работы всегда приятно…
— С удовольствием еду на работу, с не меньшим удовольствием возвращаюсь домой — это правда. Лубочной картиной семейной идиллии не поделюсь, с отцом детей развелись в 2013‑м. Спустя какое-то время сын стал жить с папой, дочь со мной. Сейчас Наташе — 16 и Жене 14 лет. Возраст непростой: когда-то нужна поддержка, когда-то самостоятельность — учимся выстраивать доверительные отношения. Наташа очень целеустремленна: и «бомбические» десерты печет, и на ринге «жару задает». Буквально на днях победила в турнире MINSK OPEN памяти В. Ботвинника и завоевала разряд КМС по боксу. Женя катается на велосипеде, плавает, занимается в тренажерном зале. Он отличный рассказчик — восхищаюсь его умением вовлечь в тему. Очень теплые отношения у меня с мамой. Хоть и живем в разных городах, но всегда поддерживаем друг друга. Мама для меня не только самый близкий и любимый, но и самый надежный человек. Папы, к сожалению, не стало в 2016 году.
— В одном из интервью отметили: гениальность в простоте. Перефразируя Николая Заболоцкого, что для вас есть простота и почему ее обожествляют люди?
— Для меня это не обесценивание, снижение значимости чего-либо, а скорее наоборот: «выжимка», концентрация сути. А познать суть вещей — это ли не божественный дар?! В школе у меня была любимая учительница по химии Нина Антоновна. Очередную новую тему, которая могла звучать, как, например, «Электролитическая диссоциация» (с первого раза и выговорить-то непросто), она начинала так: «Ребята, смотрите, как все просто…» И дальше понятными словами буквально на молекулы, на атомы раскладывала сложные понятия, термины, причинно-следственные связи. Считаю, это и есть талант. А может, и гениальность.
Кстати, работа в «информации» построена по этому же принципу. Классический хронометраж сюжета (1 минута 30 — 1 минута 50 секунд) априори требует четкости и ясности в изложении темы. За кажущейся простотой, как правило, всегда стоит титанический труд, скрытый от зрительского глаза.basikirskaya@sb.by
Фото предоставлены пресс-службой Белтелерадиокомпании.