Фото из архива «СБ»
Сотрудничество Минска с Ленобластью вполне заслуживает характеристики «образцово». Прежде всего потому, что взаимодействие активно продвигается во всех возможных сферах: от промышленности и строительства до гуманитарной и культурной.
В первую очередь стороны измеряют уровень взаимопонимания в цифрах взаимного оборота товаров. В 2021 году превысили уровень в 700 миллионов долларов, через год прибавили 100 с лишним миллионов, в 2023‑м остановились в шаге от миллиарда. Прибавка в 30 процентов за трехлетие к серьезной базе прошлых лет — сама по себе достойный результат.Но за прошлый год стороны, кроме непосредственно цифр, сделали ряд организационных шагов, которые позволят значительно нарастить присутствие на рынках друг друга. Уже сегодня среди стран СНГ — контрагентов Ленинградской области Республика Беларусь занимает 1‑е место — по товарообороту, по импорту и по экспорту.
На 2024 — 2025 годы партнеры подписали две дорожные карты сотрудничества. Первая касается активизации взаимодействия в торгово-экономической и научно-технической областях, вторая — укрепления гуманитарного сотрудничества. Исходя из этих документов, главное внимание будет уделяться кооперационным связям, развитию промышленности и совместной работе по импортозамещению.
Одна из главных тем для обсуждения сегодня — портовая тематика. Беларусь активно переориентирует свой грузопоток на российские морские гавани и в 2023 году работала с двумя десятками приморских и речных регионов России. При этом около 80 процентов грузов переваливается через порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В конце прошлого года регион предложил Беларуси три варианта для размещения отдельного порта, специализирующегося на перевалке собственно белорусских грузов. Беларусь получила преференции от Российской железной дороги для перевозки товаров в направлении северо-запада.
С расширением пропускной мощности железнодорожных магистралей и строительством белорусских портовых терминалов логистическая и торговая сферы Союзного государства прирастают как финансами, так и серьезным потенциалом развития на маршрутах Север — Юг и Запад — Восток. Кроме этого, эксперты видят перспективу и в развитии воздушного грузового транспорта в направлении Минск — Санкт-Петербург.
В промышленном взаимодействии до недавнего времени стороны делали ставку преимущественно на машиностроение: поставки белорусской строительной, коммунальной, пожарной и сельхозтехники, лифтов. Все крупнейшие производители техники представлены в регионе, губернатор Александр Дрозденко оценивает белорусскую долю рынка машин в Ленобласти в 25 процентов.
В области проектирования и строительства белорусские специалисты участвуют в реконструкции и расширении мощностей двух НПЗ, в том числе «новатэковских», строят новый зерновой комплекс в Выборге. Совместно стороны построили 34 модульные станции водоочистки и начали возведение школы для творческих детей в Новоселье. Белорусский «АМКОДОР» строит производство в Гатчине.
Впервые начато обсуждение вопросов, связанных с энергетикой. Ленинградская область намерена покупать модульные автоматизированные котельные: по такому же принципу, как сейчас приобретает белорусские водоочистные станции. На будущее не закрыт вопрос возведения в регионе социальных объектов и жилья, расширения поставок строительных материалов.
Кстати, в феврале нынешнего года делегация Ленинградской области во главе с губернатором Александром Дрозденко уже посещала Беларусь. И одной из главных тем для переговоров были новые векторы сотрудничества в медицинской и социальной сферах. Ленинградцы познакомились с работой Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра.
«Задача сегодня — сделать единый комплекс. Мы ознакомились с опытом Беларуси и рассчитываем, что вместе с нашими белорусскими партнерами будем этот опыт реализовывать в Ленинградской области», — написал по итогам поездки в своем телеграм-канале Александр Дрозденко.
korotkin@sb.by