Новичкам здесь место
Белорусская лига автозвука и Белорусский республиканский союз молодежи провели необычные соревнования уже во второй раз. И если в первом состязании участвовало два десятка автомобилей, то в этом году количество конкурсантов перешагнуло за 30.
Большинство участников – минчане, но организатор Андрей Семавин уверяет, что за пределами МКАД любителей кача не меньше:
– Активно подключаются ребята из Гродно, Витебска, Жлобина, Молодечно. В планах – превратить соревнования в полноценный чемпионат, разбитый на несколько этапов, как это делают в России.
![](/upload/iblock/2af/2af94db06cf387f6d0e8f8a1390cbfb8.jpg)
Автолюбители выступали в двух классах. В первом выбирали машину, способную выжать из своей акустической системы максимальную громкость. Руководитель Белорусской лиги автозвука Андрей Семавин объяснил, как происходит замер результата:
– На лобовое стекло крепится специальный датчик звукового давления. Участник «выкручивает» регулятор громкости на максимум, и прибор передает показания на компьютер.
В этом году организаторы ввели еще одно направление – басс-рейс. До начала соревнований автомобили поделили на равные по громкости пары. По команде судей соперники включали заранее выбранный трек. Задача – в течение полуминуты удерживать определенное звуковое давление и не превышать его. Так, если машина попала в группу от 120 до 129,9 децибела, а владелец «перекрутил» ручку громкости выше верхнего предела хоть на секунду, конкурсант выбывал. Плюс басс-рейса в том, что даже новички могут попробовать свои силы. Главное – правильно подобрать песню и знать возможности аудиосистемы.
Заглушит даже самолет
Скачать песню из сети можно за считаные секунды. Но Александр Шаповал тратит на это несколько часов. Его «Шкода Октавиа» – первая в стране машина, у которой вместо привычной магнитолы – полноценный компьютер. Техника управляет картой, которая обрабатывает звук необычного ДСД-формата. Размер одной аудиозаписи порой достигает полтора гигабайта:
– Авто собирал три года. Тщательно подбирал машину для воплощения проекта. Хетчбек – лучший вариант для любителей высоких децибелов. С такой формой корпуса можно показать результат выше, чем если бы у вас был универсал, седан или купе.
![](/upload/iblock/ac0/ac0166a7b2cb09865392c792021d04ee.jpg)
В «Шкоде» три гелевых аккумулятора, к которым подключена сложная система электрики. А по всему кузову проложено более 40 метров проводов. Александр шутит, что начинки в машине хватит на большую трансформаторную станцию.
Не меньше аудиоаппаратуры на борту «Мицубиси Спейс Стар» Алексея Бакова – судьи и организатора соревнований. При нынешней комплектации его авто звучит на 155,5 децибела громче, чем самолет при взлете. Историю апгрейда Алексей начинает у капота:
– Здесь один аккумулятор, два других припрятал в багажник. Туда же провел дополнительные провода, поставил генератор усиленной мощности. Все успел сделать за эту зиму.
![](/upload/iblock/77c/77cef137f82f9c7e5a89ba93637c0d8c.jpg)
В обычной жизни автолюбитель заменяет сабвуфер в багажнике на два послабее, и дискотека на колесах превращается в семейную машину:
– При желании и мешок картошки с дачи привезти можно. В планах – подыскать другое средство передвижения, это уже не выдерживает нагрузки. От звука вылетали переднее и заднее стекла – у меня даже видео есть.
![](/upload/iblock/4d8/4d886d1cc0b95855042d6a44b8b3a2d4.jpg)
В списке участников не только парни. Юлия Зилит заинтересовалась качественной акустикой шесть лет назад:
– Однажды в машине у знакомого услышала классный звук, расспросила, что да как. Решила поставить себе что-нибудь простое. Купила самый обычный саб, электрик его установил. Постепенно «Опель Астра» наполнялся другими примочками: сначала поменяла колонки, потом муж подарил магнитолу. Девушек пока среди любителей автозвука мало, но, думаю, скоро все изменится.
![](/upload/iblock/e87/e8772aae81486a0665d31af868deb081.jpg)
1300 кг музыки
У красного «каблучка» Ивана Слабейко из агрогородка Сенница Минского района толпятся зрители: всем интересно посмотреть, что внутри у самой громкой машины страны. 1300 килограммов автозвуковой системы питают литиевые аккумуляторы емкостью более 1700 ампер. В багажнике разместились четыре сабвуфера и столько же усилителей: пара «подпитывает» колонки в дверях, еще два по 24 киловатта спрятаны в багажнике. В систему также входят звуковой процессор, пассивные кроссоверы, восемь профессиональных динамиков и два генератора по 400 ампер каждый. В полную силу Иван их никогда не включает – было бы слишком громко.
![](/upload/iblock/75f/75fea6aea1d7770ce347edfc89cd956a.jpg)
Иван задался целью собрать идеально играющую машину шесть лет назад. Хотел создать систему, которая одинаково сочно могла бы играть и джаз, и рок, и поп-композиции. На глаза случайно попалось объявление о продаже «Рено Рапид»:
![](/upload/iblock/cc7/cc790fa7c54c55e99604388f619f15fe.jpg)
Свою теорию Иван Слабейко доказал на этапе Всероссийского чемпионата по автозвуку. С шестью сабвуферами в салоне по звуковому давлению обошел участника с двенадцатью, а по качеству звука с четырьмя динамиками оставил позади машину с 30 колонками:
– Секрет – в кропотливом труде. После работы провел в гараже не один вечер. Спасибо жене Надежде и дочке Вере за понимание.
Разделяет увлечение супруга и Ольга Щелкунова из Барановичей. С дочкой и сыном она приехала поддержать мужа Петра на минских соревнованиях. В прошлом году он стал вице-чемпионом среди новичков с двумя вуферами в багажнике. На этот раз владелец внедорожника «Опель Фронтера» закрепился на второй строчке в басс-рейсе и стал третьим в классе «Эксперт» по громкости звука:
– Из-за бронированного заднего стекла судьи определили в самую сложную группу, я на это не рассчитывал. За высокими результатами не гонюсь. Важнее подарить зрителям хорошее настроение.
![](/upload/iblock/11b/11b1ad56ab53283832ade2c76db618a4.jpg)
lavrinovich@sb.by,
фото автора