Итак, летопись продолжается…
Часть 2. Беларусь — прародина славянства
Разные по форме — единые по сути
Следует понимать, что существуют исторические формы государственности и ее национальные формы. Исторические — это формы государственности того или иного современного народа на ранних фазах его образования в процессе возникновения и политогенеза. Когда многие части современной территории могли не входить в состав государственного образования, которое затем станет ядром, образующим современное государство. Классический пример — Франция и ее историческое ядро Иль-де-Франс, историческая область вокруг Парижа. Позже возникло королевство, объединившее соседние провинции, поначалу те же бургундцы или провансальцы себя французами не считали. Когда мы говорим про исторические формы государственности, имеем в виду обычно эпоху Средневековья — времени возникновения первых государственных образований на территории Восточной Европы. В этом плане Полоцкое и Туровское княжества, удельные княжества (Мстиславское княжество) Смоленской земли и Верхнего Понеманья — ранние исторические формы белорусской государственности. Хотя на тот момент говорить о белорусской нации, равно как о русской, польской, немецкой и других, еще не приходится. Но можно говорить о ранних формах исторической государственности — и эти формы мы воспринимаем как свои.
И есть формы национальной государственности. Здесь речь идет про период, когда уже оформившиеся этнические общности, имеющие собственную национальную элиту, осознают необходимость создания суверенного государства, в котором они будут являться полноправным субъектом. Обычно эволюция национальной государственности проходит следующие этапы: автономия — федерация — независимость. То есть нация — это всегда не только этническое, но и политическое образование. И когда мы говорим о национальном этапе развития, мы понимаем, что та или другая общность постулирует свое право на создание суверенного дома.
Славянский язык оформился и впервые зазвучал на землях Беларуси.Точка отсчета
В нашем случае лозунг о необходимости национальной государственности был провозглашен только в XIX веке. Потом необходимость создания Белорусской республики была продекларирована на Всебелорусском съезде в декабре 1917 года. И были предприняты две попытки — одна безуспешная, вторая успешная — создания первой национальной формы государственности: БНР и БССР. Это были еще не полностью независимые и суверенные формы, но вполне национальные.
Насыщенность белорусской истории: только в ХХ веке республика имела 10 государственных гербов.
Вершиной же белорусского национального строительства — создания независимого и суверенного государства — является Республика Беларусь. Потому что именно Минск, и никакой другой город, определяет внутреннюю и внешнюю повестку дня Беларуси, именно граждане нашей страны определяют характер своей политической власти, ее институты и свой исторический путь.
Какой же момент можно считать началом этого пути? Я предлагаю брать отсчет с того времени, когда на территории современной Беларуси начали жить и развиваться носители славянского языка и славянской культуры — наши прямые предки. Когда уже выделялись вожди, дружины, появилось социальное неравенство, но еще не сложились аппарат власти и ее институты.
СЛАВЯНСКАЯ ПРАРОДИНАКонцептуальное разнообразие
Белорусская популяция — не балтская, по оценкам генетиков, она стоит ближе всего к славянскому праэтносу. Изучение генофонда белорусов, русских и украинцев показало, что именно белорусы имеют все специфические особенности, характерные для двух остальных популяций, то есть исходное расселение шло именно с наших земель. И с точки зрения генетики белорусскую территорию также можно рассматривать как одну из древнейших частей славянской прародины. Генофонд белорусской этнической общности в целом очень близок к первоначальному генофонду ранних славян. И настолько, что говорить про белорусов как про «ославяненных днепровских балтов» нет никаких оснований. Вместе с тем роль ассимилированного балтского субстрата очень выразительно чувствуется на северо-западе и севере Беларуси (в Гродненской и Витебской областях). Верхнее Понеманье и Белорусское Подвинье — это те земли, которые были заселены балтами не только в эпоху раннего железного века, но еще (частично) и в раннем Средневековье. Здесь славянская колонизация столкнулась с балтской стихией, что существенно повлияло и на антропологию, и на фольклор, и на материальную культуру наших предков.
На сегодняшний день все научные концепции о белорусском этногенезе можно условно разделить на 4 группы. «Племенная» концепция считает белорусский народ результатом комбинации, культурного скрещивания и взаимодействия нескольких восточнославянских племен. Наиболее солидный вариант которой был создан великим белорусоведом и лингвистом Евфимием Карским, автором многотомного труда «Белорусы» и одним из создателей белорусоведения как науки. Карский считал, что белорусы сформировались как результат скрещения восточнославянских племен (дреговичей, радимичей, полочан-кривичей) и частично неславянских (ятвягов и голяди — балтов). Сближение их началось в период феодальной раздробленности Киевской Руси, а сплочение в единую народность случилось уже в Великом Княжестве Литовском в XIII — XIV веках. Карский отметил балтские лексические элементы в белорусском языке.
Похожую теорию, но в ее «кривичском» варианте развивал и Вацлав Ластовский, который был еще и известным политическим деятелем, а истоки ее фиксировались в трудах польских и российских исследователей XIX века. Согласно этой теории главным этническим компонентом белорусов являются кривичи, которые создали самостоятельные Полоцкую, Смоленскую, Псковскую державы. И именно кривичские диалекты стали основой белорусского языка, а сами белорусы — это народ кривичский, поэтому Ластовский даже пропагандировал политическую идею (научной ее назвать трудно) переименовать Беларусь в Кривию. Лингвист же Павел Расторгуев полагал, что первоначальное ядро белорусов составили дреговичи и радимичи.
Вторая теория — концепция славянского автохтонизма. Согласно ей белорусы самый «чистый» славянский народ, исток всего славянства. Они с древних времен занимали свою территорию и ни с кем этнически не смешивались, а черты, характерные для всех славянских народов, являются исходными белорусскими. Истоки этой концепции можно найти в работах блестящего чешского слависта ХIХ века Любора Нидерле, который считал Белорусское Полесье наиболее древней частью славянской прародины. Эту же концепцию развивал белорусский историк Митрофан Довнар-Запольский.
Третья концепция — древнерусская — связывает происхождение белорусов с общностью исторической Руси и была сформирована в советской историографии 1940 — 50-х годов. Согласно ей в IX — XIII столетиях существовала древнерусская народность — общий предок всех современных восточнославянских народов. А затем в силу внешнеполитических обстоятельств (монгольского нашествия и утраты древнерусской государственности) восточные славяне разделились и создали три близкородственных, но вместе с тем самостоятельных народа — русский, белорусский и украинский.
Четвертая, также весьма популярная концепция, — балтская, или «субстратная». Ее суть: восточные славяне в ходе колонизации Восточной Европы ассимилировали в местное население. И предки современных белорусов имеют балтский субстрат, потому что на территории Беларуси жили именно балты. Украинцы же имеют иранский субстрат, а русские — финно-угорский. В результате этого возникли близкие, но все же отличные друг от друга языки и различия в духовно-материальной культуре каждого из трех восточнославянских народов. Автором этой концепции, кстати, выступал блестящий московский археолог доктор исторических наук, профессор Валентин Седов.
ПОЛЕССКОЕ ЯДРОТак кто же есть белорусы?
Благодаря работам современных белорусских исследователей-археологов — Валентины Вергей, Александра Егорейченко, Анны Белицкой, Вадима Белевца — доказано, что самые ранние комплексы пражской культуры (являющейся бесспорно славянской) находятся на Белорусском Полесье. И по результатам радиоуглеродного анализа они датируются IV веком нашей эры. Это самые древние славянские памятники на Земле. Поэтому Припятский регион большинством исследователей сегодня рассматривается как исходное место зарождения славянских общности и языка.
Во-первых, мы — индоевропейская общность, такова наша этническая доистория эпохи бронзового века (III — II тысячелетия до нашей эры). Эта общность — общий предок армян, славян, балтов, греков, германцев, романцев, кельтов и ряда других народов. Считается, что древнейшее языковое наследие, которое сохранилось и дошло до нас с той поры, — санскрит. Но это наследие дошло до наших дней и общностью орнаментов, преданий, легенд, сказок. Скажем, Золушка есть в сказках всех этих народов, вышедших из индоевропейской общности.
Следующий этап, который ряд исследователей выделяют, а другие оспаривают, так называемый балтославянский. Дело в том, что самые близкие среди индоевропейских языков — это языки балтийской и славянской языковых групп, как бы нам это ни казалось странным. Поэтому некоторые исследователи считают, что в эпоху раннего железного века (в I тысячелетии до нашей эры) до разделения на славян и балтов у них была единая общность.
КОД НАРОДОВЗатем шел протоисторический этап, период общеславянского единства. Сегодня существуют две основные теории о славянской прародине и соответствующих культурах, претендующих на славянскость: Висло-Одерская и Припятско-Днепровская. Первая теория формулировалась в основном представителями польской науки. Суть ее сводится к тому, что славянский народ возник на территории междуречья Вислы и Одера. Сторонники второй теории, среди которых ряд чешских и тоже польских исследователей, считают Белорусско-Украинское Полесье одной из древнейших частей славянской прародины. Например, множество аргументов в пользу Белорусского Полесья и приводил польский ученый Казимиж Мошинский. Он доказывал, что именно Полесье сохранило реликтовые формы праславянского языка и праславянской культуры. А полешукские диалекты, мифология и материальная культура — исходные, матричные вещи всего славянского ареала без исключения. Приверженцем этой теории был и упомянутый выше чешский славист Любор Нидерле, рассматривавший прародину славян на Полесье и в среднем и верхнем течении Днепра. Наконец, немецкий археолог Иоахим Вернер в 1972 году признавал Белорусское Полесье местом оформления славянской общности.
Важнейшим и определяющим периодом восточнославянской истории является IX век, когда возникают древнейшие государственные (в полном смысле этого слова) образования. Именно в это время на территории восточных славян возникают три важнейших государственных центра — Киев, Новгород и Полоцк. С этой эпохи можно брать отсчет многих государственных традиций, которые сохранятся на протяжении многих столетий. И определят культурный и государственный код наших народов.
osipov@sb.by