На своей жилплощади и государственной: более тысячи одиноких стариков кооперируются, чтобы вместе перезимовать

Бабушка рядышком с дедушкой

С наступлением холодов одиночество ощущается острее, а немощь заявляет о себе громче. Особенно на селе. Чтобы мало-мальски обеспечить себе комфорт, надо физически поусердствовать — дров принести, печь растопить, воды из колодца наносить. Скованная гололедом дорога для больных суставов и остеопороза — лучшая площадка для переломов, а в доме, где прохудилась печь, велик риск пожара.

Старикам-одиночкам социальная служба предлагает несколько вариантов пережить холода в тепле и безопасности: в зимовках, домах сезонного или совместного самостоятельного проживания. Какой из них наиболее популярен и выгоден для пенсионеров — узнавала корреспондент «Р».

Зимовка — это когда одинокий пожилой сельчанин переселяется на время холодов к другому, как правило, к тому, у кого жилье более благоустроенное. Они вместе ведут хозяйство, и в этом им помогает социальный работник.

Поддержать друг друга по-соседски

Самая простая в организации форма жизнеустройства одиноких пожилых людей на период холодов — зимовки. Суть в том, что одинокий пожилой сельчанин переселяется на время холодов к другому — как правило, к тому, у кого жилье более благоустроенное. Они вместе ведут хозяйство, и в этом помогает социальный работник. 

82-летняя Леокадия Станиславовна Беть и 69-летний Михаил Иванович Липницкий — жители деревни Пильница, что на Столбцовщине. Они соседи. Женщина овдовела 35 лет назад. К уединенному образу жизни ей уже не привыкать, так и коротала бы свой век как сама себе хозяйка. Однако случилось, что Михаил Иванович тоже остался в хате без родной души. Похоронил единственного близкого человека — мать, да еще после этой потери самого инсульт сразил. Полечили в больнице, а как выписывать, так беда — дом пустой, холодный, чашку воды некому подать. Леокадия Станиславовна соседа по-человечески пожалела, к себе забрала и выходила. А как окреп, тут и зима на носу — куда уж отпускать.

— Он мне как сын — двоих своих сыновей похоронила, — объясняет старушка. — Да и вдвоем всегда проще: печку надо одну топить, а не две, воды в один дом наносить. Он дров мне наколет, я ему суп какой сварю. И соцработнику, который к нам регулярно приходит, стало удобнее: в одну хату надо теперь продукты и лекарства приносить, а не в две. Пенсии с Мишей получим — положим рядом две стопочки денег. Если надо на продукты — так с обеих берем, а как ему что-то купить из одежды — из его стопочки. 

— Зимовки для пенсионеров удобны тем, что не нужно оформлять никаких документов. Договор составляется, только если есть необходимость в услугах социального работника, — комментирует Татьяна Мисюкевич, заведующая отделением социальной помощи Столбцовского территориального центра социального обслуживания населения. — Сейчас в районе еще три таких дома организованы при содействии социальной службы — в деревнях Налибоки, Кондратовичи и Шашок.

На государственных метрах с договором и ПЦР-тестом

Бывает, что техническое состояние жилья одиноких пожилых сельчан оставляет желать лучшего — например, печка не в порядке или электропроводка обветшала. Там и самому небезопасно жить, не то что еще кого-то подселять на зиму. Или другая ситуация: живет бабушка на хуторе, дорогу к дому заметает или заливает так, что проехать можно только на тракторе. В таких случаях местные исполнительные органы могут временно предоставить таким пожилым людям государственные метры. Речь идет о домах сезонного или совместного самостоятельного проживания. 

В деревне Литве, например, функционирует дом самостоятельного совместного проживания, где могут разместиться несколько человек. Правда, сейчас там пока никто не живет.

— В прежние зимы было по 3–4 постояльца, иногда устраивали семейные пары, — говорит специалист. — С наступлением тепла, а это в апреле — мае, люди возвращались в свои дома. В этом году необходимости в заселении пока не было: печки и электропроводка у пенсионеров-сельчан отремонтированы.


В доме самостоятельного совместного проживания быт налажен не на основании устной договоренности, как в зимовках, а по принципу кооперации. Обязательно составляется договор. С прошлого года, когда началась пандемия, перед тем как заселиться, у постояльцев берут ПЦР-тест на коронавирус.

Питаются постояльцы в складчину — сбрасываются с пенсии на продукты, а также оплачивают в равных долях топливо, электроэнергию или другие коммунальные услуги, а также услуги социального работника. В среднем по опыту пристоличной области выходит примерно 200 рублей с человека. 

Плюс в том, что люди сами решают, какие продукты покупать, что готовить, и при их желании в уборке, приготовлении пищи им помогает социальный работник. Постельное белье, кухонные принадлежности — за счет спонсорских средств либо свои.

Минус в том, что к чужим метрам нужно адаптироваться. В родном доме, каким бы он ни был, пожилым людям привычнее. Поэтому и не все одинокие старики соглашаются на временный переезд. Таких часто устраивают в замещающие семьи: трудоспособные люди, которые не являются родственниками, безвозмездно принимают к себе в семью пожилого человека, чтобы ухаживать за ним, и могут жить в том числе на его территории. Сегодня на Минщине около 60 замещающих семей, и их число с каждым годом увеличивается.

Арифметика кооперации

Как комментирует заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома Надежда Цупа, дома-зимовки, дома сезонного и самостоятельного совместного проживания не являются учреждениями социального обслуживания. Это все альтернативные формы жизнеустройства одиноких людей. Их, как правило, организуют в той местности, где нет отделений круглосуточного пребывания, домов-интернатов, или оформить туда пожилого человека невозможно. В условиях напряженной эпидемиологической ситуации устройство пожилых малыми группами наиболее целесообразно — риск распространения инфекции снижается.

К слову, проживание гражданина в стационарных социальных учреждениях намного затратнее, чем в зимовках или домах сов­местного проживания. В последнем случае в месяц одному человеку нужно 500–650 руб­лей: организуется горячее питание, медицинское обслуживание и культурный досуг. По законодательству сумму содержания высчитывают из пенсии в размере, не превышающем 90 процентов. Оставшиеся десять процентов отдают пенсионеру на руки. Но на практике часто бывает, что у одиноких граждан пенсия намного меньше суммы, в которую обходится их содержание в стационарном учреждении. Пожилой человек получает социальную пенсию, и его личные средства покрывают только малую часть затрат. Остальное погашает государство. 

Сейчас в отделениях круглосуточного пребывания Минской области находятся 287 человек. У большинства нет детей и других родственников, которые могли бы о них позаботиться.

Как отметила Надежда Цупа, где бы ни проводили зиму одинокие пожилые граждане — в своем доме, доме-зимовке, доме самостоятельного проживания — без внимания они не останутся. В области почти 19 тысяч одиноких пожилых граждан, а одни проживают 128 тысяч человек. Обслуживанием на дому — когда их регулярно посещает социальный работник — охвачены более 22 тысяч человек, а это почти 20 процентов. Самая большая доля среди регионов.

ЦИФРА

Как рассказали в Министерстве труда и социальной защиты, на 1 декабря в Беларуси организовано 327 зимовок, в которых проживают 644 пожилых человека. В семи домах сезонного проживания находятся 11 человек. А в 97 домах самостоятельного (совместного) проживания — 394 сельчанина.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter