Чем выгодно расширение фирменной торговли на селе

Ассортиментная матрица с местным колоритом

Фирменная торговля глазами производителя и покупателя: на примере Миорского района

Во время посещения торгового центра «Столица» в Минске Глава государства ориентировал отечественные предприятия на активное продвижение своей продукции на внутреннем рынке. «Надо продавать белорусское. Все хотят хорошую зарплату. А хорошая зарплата — когда реализуется товар. А что же мы внутренний рынок отдали неизвестно кому и сидим руки сложа?» — сказал Глава государства. Один из способов увеличить оборот предприятий и реализацию товаров — расширение фирменной торговой сети, о чем также не раз говорил Президент. Кроме того, это важный социальный проект для села: в магазинах местных молочных и мясных комбинатов не пустуют полки, а организовать взаиморасчеты с сельхозпредприятиями оказывается проще. Как это работает на практике, корреспонденты «СГ» изучили в Миорском районе. 

Приехав в командировку поздним вечером, как водится, заглянули в ближайший продуктовый. Причем интерес был не только в том, чтобы утолить голод, но и выбрать что-то местное на пробу. Далеко не всегда в столице можно купить что-то от витебских производителей (а я из Новополоцка) в ближайшем магазине — приходится целенаправленно искать, ехать на рынок... И вот — та же торговая сеть, что и возле моего столичного адреса. К сожалению, и ассортимент практически не отличается, на прилавке в основном брестские колбасы. Остаемся пока без миорских «прысмаков»… Почему так получается?

У каждой крупной торговой сети есть ассортиментная матрица, где включены наиболее востребованные у покупателей товары от каждого поставщика. Поэтому поставляется товар в торговые объекты этих сетей в ассортименте согласно формату этой матрицы, — поясняет начальник отдела реализации и маркетинга Миорского мясокомбината Анастасия Малецкая

Начальник отдела реализации и маркетинга Миорского мясокомбината Анастасия Малецкая у магазина в Черессах.

Понятно, что предприятие заинтересовано в увеличении реализации своей продукции как на внутренний, так и на внешний рынок. В свое время у УП было несколько объектов торговли. Затем с сентября 2015 года мясокомбинат, а также все торговые объекты вошли в состав интегрированного объединения «Полоцкий комбинат хлебопродуктов». У него есть своя торговая сеть «Золотая нива». Однако мясокомбинат решил развивать и собственную — «Пачастунак». Два года назад открыли первый такой магазин, причем на селе — в агрогородке Турково. Затем павильон и магазин в самих Миорах. В начале декабря появился четвертый — в агрогородке Черессы. 

— По сути, это не совсем фирменный магазин. Он продовольственный и со смешанным ассортиментом (бакалея, мясные и молочные продукты, хлебобулочные и кондитерские изделия, сигареты, алкогольная продукция и прочее), — поясняет Анастасия Мироновна. — Собственно нашей продукции — около 40 процентов от всего ассортимента. В то же время мясных изделий других мясокомбинатов там нет, только, к примеру, замороженные куриные полуфабрикаты. 

Интересно оказаться в эпицентре работы отдела реализации и маркетинга мясокомбината. Один менеджер сверяет необходимые заказчику товары по списку, другой выясняет, нужно ли в ближайшие дни отправлять машину на Гомельщину, третий помогает проследить, что произошло с отгрузкой котлетного мяса в школьную столовую… Веду речь к тому, что региональные производители активно продвигают свой продукт. Выгодно ли им самим расширять собственную сеть, если у реализаторов и так не стихают телефоны?

— Судить можно по тому, что с августа 2020 года однодневный оборот точки в Турково вырос с 500 до 2 тысяч рублей, в среднем товарооборот за месяц в каждом магазине — около 70 тысяч, — называет цифры собеседница. — Что касается реализации наших товаров, возьмем, к примеру, колбасу. В целом продаем около 100 тонн в месяц, в каждом из наших магазинов — по 2 тонны. Это большой плюс. 

Преимущество собственных точек в том, что в них можно представить новинки и сразу изучить покупательский спрос, а также проверенные временем образцы. Каждый продавец работает по заявкам на товары индивидуально, их задача — поддерживать ассортиментный перечень и обслуживать покупателей. На селе больше в ходу колбасы, в городе — полуфабрикаты. 

Собственная торговая сеть позволяет быть более гибкими и подстроиться под любой вкус каждого покупателя, — продолжает наша собеседница. 

Что думают покупатели, едем узнавать в агрогородок Черессы. Здесь много молодежи, строятся новые дома. Сейчас работают два магазина. В том, что от мясокомбината, два продавца, обслуживание через прилавок, режим работы составлен полностью для удобства людей. Впрочем, и девушки заинтересованы в рабочем месте. Так, продавец Светлана Михайлова местная, муж работает в КСУП «Черессы». Есть возможность взять в счет его зарплаты молочку, хлеб и другие товары прямо в своем магазине. По цене получится выгоднее, чем в городе.

Житель Черессов Николай Лакотко изучает ассортимент.

— У нас минимальные торговые надбавки, — поясняет Светлана. — В соответствии с постановлением № 713 проверяем, чтобы поставщики не завышали цены. 

Покупатели также охотно делятся впечатлениями. Оператор машинного доения на пенсии Людмила Гугало купила корм для животных, молоко, колбасу.

Всего по 9 рублей, вкусная, — довольна она. — Радует, что здесь доступные цены, а еще пенсионерам не нужно далеко ходить. 

— И продавцы молодые, всегда поговорят, подскажут, — вступает в разговор другой местный житель Николай Лакотко

Попробовали поговорить с заскочившим на перерыв трактористом местного хозяйства, но тот сослался на то, что нет ни минуты. Местное КСУП «Черессы», кстати, подшефное для перерабатывающего предприятия. 

Директор КСУП «Черессы» Олег Янукович.
При прямых расчетах между нами и мясокомбинатом проблемы задолженности не падают на торговую сеть, — поясняет директор Олег Янукович. — Мы сдаем бычков на мясо, проще напрямую оформить договоры. И в то же время наши работники могут брать товары в фирменных магазинах на «вексель». В конце каждого месяца из торговой точки получаем ведомости, кто на сколько взял, и высчитываем из зарплаты. Получается, 20—25 процентов сотрудники забирают натуроплатой. 

Не секрет, что ко многим магазинам в деревнях у сельчан бывают претензии. Встречается ли с такой проблемой торговая сеть «Пачастунак», пояснил первый заместитель директора Миорского мясокомбината Владимир Наумов

— Позиция нашего предприятия: если цена меньше, оборачиваемость товара выше, а значит, и покупатель ушел из магазина удовлетворенный. Нам интересно, чтобы товар продавался, а не лежал на складе. В дальнейшем планируем расширять фирменную торговлю и открыть ведомственные магазины в других агрогородках Миорского района. Наш директор Иван Сушко также депутат районного Совета. Это важный социальный проект — обеспечить сельчан торговыми точками в шаговой доступности.

КОМПЕТЕНТНО 

Заместитель председателя Миорского райисполкома Елена ШАЛОНЬКО:

— В районе 211 торговых объектов, из них 130 магазинов, 32 павильона и 11 киосков. Сельчан обслуживают 8 автомагазинов, 5 из них относятся к системе потребкооперации. В районном центре есть торговый центр и два рынка. В последнее время развиваются ведомственные магазины местных промышленных предприятий. 4 торговые точки — у мясокомбината, 2 магазина и автолавка принадлежат миорскому производству филиала Полоцкого хлебозавода ОАО «Витебскхлебпром», присутствует сеть Полоцкого молочного комбината (7 магазинов), которая работает в рамках интеграционной структуры. Своеобразие нашего района в том, что всего здесь 442 населенных пункта, однако в 220 из них — до 10 человек, в 55 живет постоянно всего 1, в 86 владельцы домов приезжают периодически. Получается, основная функция по обеспечению этих людей продуктами ложится на предприятия Белкоопсоюза. С другой стороны, в фирменных магазинах — другой ассортимент продукции, причем собственный производитель всегда ценится в своем регионе, тем более качество полностью удовлетворяет людей. Они приветствуют развитие этой сети. Расширять ее планирует не только мясокомбинат, но и хлебозавод. Но прежде всего речь идет о крупных населенных пунктах.

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter