Во время посещения торгового центра «Столица» в Минске Глава государства ориентировал отечественные предприятия на активное продвижение своей продукции на внутреннем рынке. «Надо продавать белорусское. Все хотят хорошую зарплату. А хорошая зарплата — когда реализуется товар. А что же мы внутренний рынок отдали неизвестно кому и сидим руки сложа?» — сказал Глава государства. Один из способов увеличить оборот предприятий и реализацию товаров — расширение фирменной торговой сети, о чем также не раз говорил Президент. Кроме того, это важный социальный проект для села: в магазинах местных молочных и мясных комбинатов не пустуют полки, а организовать взаиморасчеты с сельхозпредприятиями оказывается проще. Как это работает на практике, корреспонденты «СГ» изучили в Миорском районе.
Приехав в командировку поздним вечером, как водится, заглянули в ближайший продуктовый. Причем интерес был не только в том, чтобы утолить голод, но и выбрать что-то местное на пробу. Далеко не всегда в столице можно купить что-то от витебских производителей (а я из Новополоцка) в ближайшем магазине — приходится целенаправленно искать, ехать на рынок... И вот — та же торговая сеть, что и возле моего столичного адреса. К сожалению, и ассортимент практически не отличается, на прилавке в основном брестские колбасы. Остаемся пока без миорских «прысмаков»… Почему так получается?
— У каждой крупной торговой сети есть ассортиментная матрица, где включены наиболее востребованные у покупателей товары от каждого поставщика. Поэтому поставляется товар в торговые объекты этих сетей в ассортименте согласно формату этой матрицы, — поясняет начальник отдела реализации и маркетинга Миорского мясокомбината Анастасия Малецкая.
Начальник отдела реализации и маркетинга Миорского мясокомбината Анастасия Малецкая у магазина в Черессах.
Понятно, что предприятие заинтересовано в увеличении реализации своей продукции как на внутренний, так и на внешний рынок. В свое время у УП было несколько объектов торговли. Затем с сентября 2015 года мясокомбинат, а также все торговые объекты вошли в состав интегрированного объединения «Полоцкий комбинат хлебопродуктов». У него есть своя торговая сеть «Золотая нива». Однако мясокомбинат решил развивать и собственную — «Пачастунак». Два года назад открыли первый такой магазин, причем на селе — в агрогородке Турково. Затем павильон и магазин в самих Миорах. В начале декабря появился четвертый — в агрогородке Черессы.
— По сути, это не совсем фирменный магазин. Он продовольственный и со смешанным ассортиментом (бакалея, мясные и молочные продукты, хлебобулочные и кондитерские изделия, сигареты, алкогольная продукция и прочее), — поясняет Анастасия Мироновна. — Собственно нашей продукции — около 40 процентов от всего ассортимента. В то же время мясных изделий других мясокомбинатов там нет, только, к примеру, замороженные куриные полуфабрикаты.
Интересно оказаться в эпицентре работы отдела реализации и маркетинга мясокомбината. Один менеджер сверяет необходимые заказчику товары по списку, другой выясняет, нужно ли в ближайшие дни отправлять машину на Гомельщину, третий помогает проследить, что произошло с отгрузкой котлетного мяса в школьную столовую… Веду речь к тому, что региональные производители активно продвигают свой продукт. Выгодно ли им самим расширять собственную сеть, если у реализаторов и так не стихают телефоны?
— Судить можно по тому, что с августа 2020 года однодневный оборот точки в Турково вырос с 500 до 2 тысяч рублей, в среднем товарооборот за месяц в каждом магазине — около 70 тысяч, — называет цифры собеседница. — Что касается реализации наших товаров, возьмем, к примеру, колбасу. В целом продаем около 100 тонн в месяц, в каждом из наших магазинов — по 2 тонны. Это большой плюс.
Преимущество собственных точек в том, что в них можно представить новинки и сразу изучить покупательский спрос, а также проверенные временем образцы. Каждый продавец работает по заявкам на товары индивидуально, их задача — поддерживать ассортиментный перечень и обслуживать покупателей. На селе больше в ходу колбасы, в городе — полуфабрикаты.
— Собственная торговая сеть позволяет быть более гибкими и подстроиться под любой вкус каждого покупателя, — продолжает наша собеседница.
Что думают покупатели, едем узнавать в агрогородок Черессы. Здесь много молодежи, строятся новые дома. Сейчас работают два магазина. В том, что от мясокомбината, два продавца, обслуживание через прилавок, режим работы составлен полностью для удобства людей. Впрочем, и девушки заинтересованы в рабочем месте. Так, продавец Светлана Михайлова местная, муж работает в КСУП «Черессы». Есть возможность взять в счет его зарплаты молочку, хлеб и другие товары прямо в своем магазине. По цене получится выгоднее, чем в городе.
Житель Черессов Николай Лакотко изучает ассортимент.
— У нас минимальные торговые надбавки, — поясняет Светлана. — В соответствии с постановлением № 713 проверяем, чтобы поставщики не завышали цены.
Покупатели также охотно делятся впечатлениями. Оператор машинного доения на пенсии Людмила Гугало купила корм для животных, молоко, колбасу.
— Всего по 9 рублей, вкусная, — довольна она. — Радует, что здесь доступные цены, а еще пенсионерам не нужно далеко ходить.
— И продавцы молодые, всегда поговорят, подскажут, — вступает в разговор другой местный житель Николай Лакотко.
Попробовали поговорить с заскочившим на перерыв трактористом местного хозяйства, но тот сослался на то, что нет ни минуты. Местное КСУП «Черессы», кстати, подшефное для перерабатывающего предприятия.
— При прямых расчетах между нами и мясокомбинатом проблемы задолженности не падают на торговую сеть, — поясняет директор Олег Янукович. — Мы сдаем бычков на мясо, проще напрямую оформить договоры. И в то же время наши работники могут брать товары в фирменных магазинах на «вексель». В конце каждого месяца из торговой точки получаем ведомости, кто на сколько взял, и высчитываем из зарплаты. Получается, 20—25 процентов сотрудники забирают натуроплатой.
Не секрет, что ко многим магазинам в деревнях у сельчан бывают претензии. Встречается ли с такой проблемой торговая сеть «Пачастунак», пояснил первый заместитель директора Миорского мясокомбината Владимир Наумов:
— Позиция нашего предприятия: если цена меньше, оборачиваемость товара выше, а значит, и покупатель ушел из магазина удовлетворенный. Нам интересно, чтобы товар продавался, а не лежал на складе. В дальнейшем планируем расширять фирменную торговлю и открыть ведомственные магазины в других агрогородках Миорского района. Наш директор Иван Сушко также депутат районного Совета. Это важный социальный проект — обеспечить сельчан торговыми точками в шаговой доступности.
КОМПЕТЕНТНО
Заместитель председателя Миорского райисполкома Елена ШАЛОНЬКО:
— В районе 211 торговых объектов, из них 130 магазинов, 32 павильона и 11 киосков. Сельчан обслуживают 8 автомагазинов, 5 из них относятся к системе потребкооперации. В районном центре есть торговый центр и два рынка. В последнее время развиваются ведомственные магазины местных промышленных предприятий. 4 торговые точки — у мясокомбината, 2 магазина и автолавка принадлежат миорскому производству филиала Полоцкого хлебозавода ОАО «Витебскхлебпром», присутствует сеть Полоцкого молочного комбината (7 магазинов), которая работает в рамках интеграционной структуры. Своеобразие нашего района в том, что всего здесь 442 населенных пункта, однако в 220 из них — до 10 человек, в 55 живет постоянно всего 1, в 86 владельцы домов приезжают периодически. Получается, основная функция по обеспечению этих людей продуктами ложится на предприятия Белкоопсоюза. С другой стороны, в фирменных магазинах — другой ассортимент продукции, причем собственный производитель всегда ценится в своем регионе, тем более качество полностью удовлетворяет людей. Они приветствуют развитие этой сети. Расширять ее планирует не только мясокомбинат, но и хлебозавод. Но прежде всего речь идет о крупных населенных пунктах.
yasko@sb.by