Месячному малышу из Жлобина хирурги сделали операцию Касаи и тем самым спасли печень

Ангелы-хранители дарят счастье

Команда хирурга Андрея Заполянского из РНПЦ детской хирургии спасла месячного малыша из Жлобина с редким недугом

В Беларуси немало случаев на слуху, когда доктора в самой трудной ситуации спасают жизни взрослым и детям. Вот и Ярославу Няттиеву из Жлобина заведующий отделом детской хирургии РНПЦ детской хирургии Андрей ЗАПОЛЯНСКИЙ помог стать здоровым малышом и в месячном возрасте сделал ему микроскопическую операцию Касаи. Диаметр печеночной артерии — 2—3 миллиметра, миниатюрные сосуды, но Андрей Валентинович благодаря отточенным навыкам и следуя профессиональному долгу удалил желчный пузырь, создал условия оттока желчи. 

Заведующий отделом детской хирургии РНПЦ детской хирургии Андрей ЗАПОЛЯНСКИЙ.
— Промежуток, где нужно проделать ювелирную работу, очень небольшой. Важно все четко выделить, правильно определить уровень отсечения протоков — отсечешь чуть глубже, то зарубцуется и желчь не потечет. Не досечешь — тоже плохо. И только при условии, когда все выполнено с точностью до миллиметра, желчь побежит хорошо, — объясняет доктор.

Он, как и другие сознательные коллеги, верен своему делу и знает, что лечить и зачастую даже вытаскивать с того света — это его предназначение. Ведь врачей, если быть метафоричными в определениях, вполне можно назвать помощниками Бога, некоторых пациентов они фактически воскрешают. Именно с таких и следует брать пример! Резонанс и народную поддержку вызвало высказывание Президента, который был возмущен тем, что на днях в одной из поликлиник врач отказался лечить трехлетнего ребенка военного человека.

— В годы войны мы врагов своих лечили, если попадался на поле боя. А это что же за врачи? Врач должен быть самым патриотичным человеком, потому что у него главная задача — спасти жизнь любого человека, — подчеркнул Глава государства.

Возвращаясь к истории с Ярославом, отметим, что сейчас у малыша все отлично, чувствует себя хорошо, наведывается с мамой на консультации в Жлобине и Минске. Мальчишке пять месяцев, и то, что осталось позади, — грустная, но благородная история. Благородная прежде всего со стороны врачей, которые на всех уровнях сработали отлично. И оперативно, потому что на реакцию отведено не больше 60 дней. Операцию Касаи положено делать именно в этот срок, а если чуть позже, тогда эффективность снижается до 15 процентов.

Поначалу ничего не предполагало беды. Мама Светлана хорошо переносила беременность, тем более эти роды у нее не первые. На УЗИ не фиксировалось никаких отклонений, на свет появился мальчик.

— Такая болезнь, а точнее атрезия желчевыводящих путей, не только на Жлобинщине, но и во всей Беларуси редкость. Конкретно мы встречались с ней около 10 лет тому назад. Кстати, тоже все обошлось хорошо, и обнаружили отклонение вовремя, — вспоминает неонатолог из Жлобина Алла Дралова. — Сперва нам у малыша не понравился желто-зеленый оттенок кожи, бесцветный стул. Думали, что воспаление печени, сделали анализы, а в них повышенный билирубин. Это токсичное вещество, прежде всего для головного мозга, отравляет организм и оставляет неприятные последствия. Притом ребенок не набирал вес, хотя хорошо кушал. Все потому, что из-за этой болезни у него не усваивались жиры, без которых нет строительства клеток. Для подтверждения диагноза его оперативно доставили в Гомельскую областную детскую больницу, оттуда — в четвертое звено оказания медпомощи — РНПЦ детской хирургии.

Алла Олеговна уверяет: работа неонатолога очень интересная, но и не менее ответственная. Ведь именно от этого специалиста, а также ее коллеги Натальи Малобицкой зависела судьба Ярослава. Сейчас он живет припеваючи и плачет если только от того, что режутся зубки. В противном случае, если бы неонатологи своевременно не обратили внимание на слегка непривычный оттенок кожи или бесцветный стул, Ярославу неотложно понадобилась бы трансплантация печени. 

Хирург Андрей Заполянский:

— Когда ребенок маленький, выполнить трансплантацию очень сложно, потому что все органы микроскопические, есть вероятность послеоперационных осложнений, над пересадкой работают обычно микрохирурги. И вообще, чем дольше ребенок проживет со своей печенью, тем лучше. Мы выступаем за это! В случае с Ярославом, малыш может обойтись без трансплантации порядка 25 лет, желчь отделяется нормально, механизм запущен с самого рождения. Мы значительно продлили тот период, когда ребенок сможет прожить с собственной печенью.

Андрей Валентинович обращает внимание, что действительно для Беларуси повреждение желчевыводящих путей — патология редкая, в год рождается два-три таких пациента. Причиной могут стать многие факторы, к примеру вирусно-аллергическое поражение, когда возбудителем, нарушающим кровотоки, становится штамм герпеса. Также из причин — повреждение внутриутробного протока, генетический фактор. Но четкого согласия по этому поводу пока не достигнуто, каждая теория подтверждается или опровергается определенными случаями, поэтому атрезию желчевыводящих путей принято считать мультифакторной.

— Спасет диагностика в первый месяц жизни, — говорит хирург. — Неонатологи, педиатры должны быть настороже в отношении детей, у которых в возрасте старше двух недель сохраняется механическая желтуха, до этого периода она считается физиологической и проявляется у всех. Если не проходит, то проводится срочная диагностика, ведь при наличии этого заболевания требуется своевременная операция. В случае с Ярославом в Гомеле и Жлобине сработали оперативно, но бывает, когда, к сожалению, время потеряно. И тогда, взвесив риски, приходим к выводу, что не стоит делать операцию ради операции. В основном опоздания происходят потому, что родители по поводу желтухи не обращаются в стационар, думая, что само пройдет. И тогда единственный радикальный метод хирургического лечения — родственная трансплантация печени.

В РНПЦ усилена диагностика этой патологии, пункционная биопсия печени — один из четких и достоверных методов, а этот научно-практический центр едва ли не единственный, где такое обследование проводится. Возвращаюсь к распространению атрезии, чаще всего она встречается в Японии, там проводится до 50—60 операций в год. Врачи объясняют, все дело в численности популяции. Чем она выше, тем больше случаев.

Семья НЯТТИЕВЫХ: Алексей и Светлана воспитывают трехлетнюю Веронику и пятимесячного Ярослава.
Тем временем Ярослав Няттиев кушает кашу и набирается сил. Мама Светлана не нарадуется:

— У нас хорошие показатели, огромное спасибо хирургу Андрею Валентиновичу, а также коллективу жлобинского роддома за то, что вовремя, для подтверждения подозрений, направили в Гомельскую областную детскую больницу. Там повторно проверили анализы, нас курировала педиатр Ольга Целехович. Тогда и выяснился окончательный диагноз. Я в панике начала штудировать интернет, но, как оказалось, это редкая болезнь, и особо много о ней из всемирной паутины не узнаешь. Лучшим информатором и советчиком стала Ольга Целехович, развенчала мифы. В РНПЦ нас приняла заведующая хирургическим отделением новорожденных Лариса Валек, она тоже все подробно объясняла, не оставляя в страхе и неведении. Сейчас также, несмотря на отсутствие жалоб, планово наблюдаемся и консультируемся у опытных врачей.

После операции, говорит мама, у малыша сразу пропал зеленоватый оттенок кожи, окрасился стул. Пока находились на лечении, их два месяца терпеливо дожидалась семья: муж Алексей, который всегда мечтал о сыне, и старшая дочь Вероника, ей почти три годика. Ждали и другие родные.

— За нас весь центр хирургии держал кулачки, чтобы выкарабкались, — рассказывает Светлана. — Ведь операция в месяц отроду — дело нешутейное. Внеплановое вмешательство прошло 11 мая, Ярику на тот момент было 33 дня. Андрей Валентинович — врач от Бога, безмерная благодарность ему и команде. В жлобинском роддоме мы с сыном провели 13 дней, если бы нас выписали раньше, я бы даже не догадалась, что с малышом что-то не так. Мы спасены — и верю, что с такими ангелами-хранителями, как белорусские врачи, малыш будет здоровым, а значит — счастливым!

basikirskaya@sb.by

Фото из личного архива Светланы НЯТТИЕВОЙ и Андрея ЗАПОЛЯНСКОГО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter