Одно дело, когда социологический опрос проводят с соблюдением всех правил. В таком случае результатам исследования действительно можно доверять. Совсем другой вопрос, когда круг респондентов сужается до знакомых интервьюера. Как отличить фейковые социологические опросы от реальных цифр, рассказала аналитик Белорусского института стратегических исследований Светлана Алейникова.
Фото из архива «СБ»
Как отметила Светлана Алейникова, есть несколько основных признаков фейковой социологии.
– В любом грамотном социологическом исследовании всегда понятен исполнитель. Это должна быть либо аккредитованная структура, если мы говорим о Беларуси, либо более-менее известная социологическая структура, если речь идет о других странах. Как правило, такие исполнители дорожат своим именем и не будут допускать манипуляций, – рассказала аналитик БИСИ.
Второй момент, на который необходимо обращать внимание, – выборка.
– Если, например, в исследовании написано: «Опрос проводился во всех деревнях Республики Беларусь», это манипуляция. Во-первых, не указано четкое количество, методика отбора. Во-вторых, ни один социологический опрос не будет проводиться во всех деревнях. Сразу понятно, что это манипуляция, и опрос в принципе не проводился, – добавила спикер.
Также в исследовании должно быть указано количество опрошенных.
– Численность в социологии не означает качество. Важно соблюсти пропорцию. Если численность, например, 100 тысяч человек, но это аудитория конкретного Telegram-канала, она будет давать срез этой группы. Это может быть полезное маркетинговое исследование, но результаты нельзя применять ко всему обществу. И еще один признак того, что вас пытаются обмануть, – манипуляция, скрытая в вопросе. Этим пользуются недобросовестные социологи. Например, можно задать вопрос «Давно ли вы подвергались насилию?». Такой вопрос изначально подразумевает, что респондент подвергался насилию, – отметила Светлана Алейникова.
Аналитик БИСИ рассказала, как отличить фейковые социологические опросы от реальных цифр
Фото:
Илья ШВЕДКО