Король — о рейтинговой системе оценки труда, экспорте образовательных услуг и специальностях «индустрии 4.0»

«Для инициативных есть ресурс»

Белорусский государственный университет сегодня отмечает 100-летний юбилей. Именно с БГУ начинается история высшего образования Беларуси. Брать лучшее из прошлого, при это не бояться нового, – по таким принципам развивается альма-матер.  Сегодня учреждение образования движется по пути инновационного университета. Трансформируется образовательный процесс, меняются технологии и методики обучения. Результат есть: каждый третий студент из республиканского банка данных одаренной молодежи – студент БГУ, каждая пятая кандидатская и шестая докторская диссертации в стране - на счету ученых Белгосуниверситета. Накануне важной даты мы поговорили с ректором БГУ Андреем КОРОЛЕМ не только о ярких достижениях вуза, но и об экономической составляющей его деятельности. Как современное учреждение образования может зарабатывать деньги, каким образом рейтинговая система оценки труда влияет на зарплату преподавателя, почему так важно развивать экспорт образовательных услуг и какие специальности станут востребованы в «индустрии 4.0».

Андрей Король.

Инициатива поощряется

— Андрей Дмитриевич, в журналистике будущих акул пера учат: если ты пишешь новость, представь, что догоняешь уходящий поезд и должен успеть выкрикнуть главное. Если бы вам с ходу надо было назвать главные достижения БГУ за последнее время, о чем бы вы сказали?

— Если очень глобально и одним предложением, то главное достижение: удалось цели каждого отдельного сотрудника согласовать с общими задачами развития университета. Было непросто, как может показаться на первый взгляд. БГУ – это многотысячный коллектив преподавателей, ученых, студентов. В психологии есть понятие «социальная леность»: при увеличении членов группы до определенного количества эффективность работы группы снижается. У нас же произошло с точностью до наоборот.

Рейтинговая система оценки труда, эвристический подход к образовательному процессу, цифровая трансформация – в перечисленных новациях принимали участие все, а не только администрация вуза. Как говорится, все шло от корней. Все новые идеи, если они не прожиты, не прошли через активное обсуждение, не дадут результатов. Нам в БГУ удалось разные, иногда обособленные группы людей сподвигнуть на общие цели. Перед встречами с коллективами им заранее были разосланы анкеты рефлексивного типа, чтобы люди сами обозначили проблемные места в структурах и в целом по БГУ и предложили свои идеи для их решения. Отдельно службы управления предоставили статистику, какие сферы нуждаются в доработке. Потом субъективное и объективное свели воедино и вышли на конструктивный диалог. Итогом такого взаимодействия стали лучшая трудоспособность, повышение производительности труда. К слову, она в 2020 году увеличилась на 18 процентов, что повлекло рост зарплат — на 15,4 процента и больший вклад в матчасть БГУ. За два последних года на благоустройство университета потрачено в пять раз больше, чем в 2014–2017 годах.

— Правда, что благодаря рейтинговой системе оценки труда инициативный преподаватель может заработать в 2,5 раза больше, чем его коллега?

— В этой системе производительность труда преподавателя оценивается по объективным критериям, отражающим учебно-методические, научные, организационные и воспитательные результаты деятельности. Сотрудники вуза теперь мотивированы участвовать в том или ином международном проекте, стремятся подготовить и опубликовать свою статью в научном журнале, развивают молодежную науку и стартап-деятельность студентов. По результатам около 30 процентов наших преподавателей имеют ежемесячные дополнительные премии от 56 до 319 рублей. А те, кто работает на англоязычных программах, может выйти на уровень 3000—4000 рублей в месяц. Да, такие примеры не массовые, но они показательные, что в БГУ экономический ресурс для деятельных есть.

На балансе БГУ сегодня 206 капитальных строений.

Выйти в топы

— Вы вскользь сказали об англоязычных программах. Молодежь из других стран готова приезжать к нам на учебу?

— За последние четыре года мы увеличили количество образовательных программ на английском языке почти в шесть раз. Сегодня в университете действует 23 программы на английском языке: 18 — по второй ступени и пять — по первой. А в 2017 году их было всего четыре. А за этим стоит реальная возможность привлечь иностранных студентов, получить внебюджетные доходы и повысить заработную плату. У нас есть эксклюзивная программа для студентов из ОАЭ. При их финансовых возможностях им открыты многие мировые вузы. Но они остановились на БГУ.

Для меня стало неожиданностью, когда по итогам конкурса БелТТП БГУ стал лучшим экспортером года в сфере образования. Гордимся, что 12 миллионов долларов привнесли в копилку страны. До 2017 года у нас было две тысячи иностранных студентов, сегодня обучаем свыше четырех тысяч из 60 государств даже в такое сложное эпидемиологическое время. Но мы понимаем, что для увеличения численности иностранцев нам сегодня крайне важны общежития и учебные аудитории.

— Почему иностранцы выбирают БГУ?

— Для них определяющим является рейтинг вуза в мировом пространстве. Если вуз заметен, молодые люди будут стремиться попасть в ряды студентов.

— Вы о том, что впервые удалось войти в топ-300 лучших университетов планеты по версии одного из авторитетнейших мировых образовательных рейтингов QS? БГУ стал принадлежать к одному проценту лучших мировых вузов.

— Мы вошли в топ-300 лучших вузов мира согласно мировым рейтингам. Но здесь очень сложно удержаться. Рейтинговые агентства могут изменить правила и не предупредить об этом. Как итог, вузы теряют десятки позиций при объективном улучшении своих прежних показателей. Речь идет о жесткой конкуренции. Примешиваются и другие причины. Нередко первые строчки занимают университеты, которые разрабатывают эти же рейтинги. Финансово не со всеми вузами первых трех сотен мы можем конкурировать. На их продвижение в рейтингах вкладывают огромные суммы. Но участвовать в рейтингах нужно, чтобы быть видимым и конкурентным в мире. От них зависит выбор иностранных студентов и партнеров, а для вузов – бюджет и экономика.

— В БГУ происходит трансформация образовательного процесса? Все чаще идет речь об эвристическом образовании.

– Не секрет, что ключевые навыки XXI века – креативность, умение работать в команде, эмоциональная грамотность. А как можно передать подобные умения? Никак. Только выращивать изнутри, создавая для этого внешние условия.

Традиционное образование – это как раз передача готовых знаний от источника к приемщику. Разных людей учим мыслить одинаково. Эвристическое обучение рассматривает студентов не как пассивных получателей информации, а как создателей. Преподаватель не учит студентов, передавая информацию, а задает открытое задание, на которое нет неправильных ответов. Например, самостоятельно нужно исследовать свойства того или иного вещества, написать эссе, составить алгоритм, карту или модель, то есть изучить объект действительности, а не прочитать информацию о нем. Студент получает свой первичный субъективный продукт, который в дальнейшем сравнивает с культурно-историческим наследием. На этой стадии «диалога-сравнения» происходит открытие студентом самого себя, он видит, кем не является, открывает мир вокруг себя. Таким образом, эвристическое обучение учит студента задавать вопросы, видеть свой продукт глазами разных людей, учит культуре ведения диалога, чего сегодня не хватает современному миру.

В БГУ мы используем эвристическое образование как взаимодополняющее традиционное образование. Образование эвристического типа – это новая методология образования, позволяющая всех обучать одинаково, но по-разному, она отражается в учебных планах, программах, учебниках, формах, методах обучения, критериях оценивания. Для ее реализации необходимо подготовить педагога с другими функциями – не транслятора, «давателя», а организатора обучения студентов по своим траекториям. Мы проводим оргдеятельностные семинары, где каждый участник-преподаватель выступает создателем своей продукции, а не просто усваивает информацию ведущего. Через практику подобного «делания», а не «слушания», прошли десятки тысяч обучающихся, тысячи учителей и преподавателей различных белорусских вузов. Преподаватели БГУ разработали более 1500 новых образовательных программ с инновационными подходами и методами к преподаванию учебных дисциплин. Банк авторских методических разработок эвристического типа включает более 15 тысяч заданий и свыше 500 авторских методических разработок.

Эвристическое обучение – это сфера моих научных и профессиональных интересов. Методика эффективнее, если начать по ней работать с детьми. Это подтолкнуло меня разработать линейку эвристической литературы с учетом разных возрастов. «Эвристические сказки», например, для самых маленьких. Рекомендую для совместного прочтения с детьми. Недавно вышла «#Педагогика для жизни. Эвристический (не)учебник». Книга ориентирована на студентов и помогает им сформировать свой взгляд на мир, открывая и познавая себя. Издается новая учебно-методическая литература для средних школ и вузов, в числе которой серия "Креативное образование", практикумы открытых (эвристических) заданий для гуманитарных и естественно-научных дисциплин, учебные издания и пособия.

Процесс создания наноспутника.

К запуску спутника готовы

— БГУ — это еще и громкие научные события, и важные исследования. О чем хочется сказать в первую очередь?

— Достижения в аэрокосмической сфере – особая гордость университета. Пять разработанных и изготовленных в БГУ программно-аппаратных комплексов работают на российском сегменте Международной космической станции. Ведется подготовка к запуску второго университетского спутника BSUSat-2.

Разработки БГУ широко востребованы в реальном секторе экономики страны. С использованием противоопухолевого лекарственного препарата «Цисплацел» для локальной химиотерапии злокачественных новообразований головного мозга, головы и шеи в Беларуси проведено более 3 тысяч операций. В РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова на компьютеризированной гипертермической установке «Птичь-М», созданной в этих стенах, проведено свыше 300 сеансов по лечению онкологических заболеваний внутренних органов.  

Уникальные ветеринарные препараты, разработанные в БГУ и выпускаемые предприятием-резидентом технопарка БГУ, поставляются в страны Таможенного союза ЕАЭС. Созданы препараты для крупного рогатого скота, лошадей, домашних животных. Более 20 препаратов и 30 субстанций получили государственную регистрацию. А разработанные учеными-биологами на основе бактерий препараты, предназначенные для защиты и регуляции роста растений, обеспечивают прибавку урожая овощных культур до 40 процентов.

Университет – разработчик феромонных препаратов для борьбы с вредителями лесов. Ежегодно изготавливаем от 15 до 20 тысяч диспенсеров с феромонами.

— Какие специальности должны появиться с учетом того, что мы вступаем в эпоху четвертой промышленной революции?

— Мир развивается в направлении смежных культур. Классический вариант айтишника, который будет выполнять рутинный набор действий, уже не является популярным и супервостребованным. Сегодня нужен не просто тестировщик, кодировщик программ, а компьютерный аналитик. Очевидно, что без IT-компонента невозможна будет ни одна естественно-научная и гуманитарная область, но программист – это не доминанта ближайшего времени. В мире востребованы специалисты, как я уже говорил, умеющие нестандартно мыслить, принимать решения в непривычной ситуации, улаживать конфликты, обладающие командно-организационными навыками. И мы учим студента умению взаимодействовать со всеми для общего результата. На это нацелены методы, технологии обучения, в том числе эвристического обучения.

Плюс современная тенденция — активное формирование междисциплинарного знания. Когда на стыке разных наук появляются и совершаются новые открытия. Поэтому профессия, например, лингводидакта, лингвопрограммиста будет точно востребована в отличие от чистого лингвиста. В БГУ третий год действует эксперимент. Студенты при желании могут параллельно изучать дисциплины других факультетов. Подобный подход позволяет максимально полно использовать время обучения в вузе. У такого уникального специалиста будут преимущества и при трудоустройстве.

Перспективными видятся специальности, связанные с развитием систем искусственного интеллекта, робототехникой. В Японии первую тысячу «эмоциональных» роботов раскупили за одну минуту. Факт, который заставляет задуматься. Искусственный интеллект – это terra incognita для человечества. К чему приведет, сложно сказать. Но однозначно будет развиваться, в том числе и у нас.

Для студентов каждое занятие — открытие.

Лейтмотив — цифровая трансформация

— Кстати, рынок труда постоянно видоизменяется. Насколько университет и заказчики кадров работают в унисон, осуществляя подготовку кадров для национальной экономики?

— Этот момент — более тесная связь с работодателем — заложен в стратегию развития университета. Мы создали отдельное подразделение — Центр профориентации, администрирования и трудоустройства. Своеобразная внутренняя биржа. Центр будет координировать работу кафедр факультетов по проведению исследований проблем трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников. Перспективное планирование потребности в специалистах – еще одно важное направление. Хотим, чтобы наши выпускники уже на этапе учебы нашли своего работодателя.

— Стратегия развития вуза на ближайшие годы уже сформирована? Какие важные моменты стоит обозначить?

— Говоря о стратегии развития вуза на 2022—2025 годы, отмечу, что ее лейтмотив составляет цифровая трансформация. Но речь идет не об увеличении количества компьютеров. Это трансформация всех процессов БГУ, включая образование, науку, воспитание, международную деятельность, экономику, с учетом потребностей социума в новых знаниях, компетенциях и с ориентацией на персонификацию, индивидуализацию и цифровизацию. Молодежь, которая приходит к нам, отличается от той, которая училась еще 10—15 лет назад. Это информационно-цифровое поколение, которое рождается с мобильником в руках. «Хочу здесь и сейчас» – это не просто красивые слова, а стиль мышления. Мое и поколение моих родителей вырабатывали причинно-следственные связи: чтобы получить результат, нужно было приложить усилия и старания. В последнее время мы видим, как эти причинно-следственные связи разрушаются и теряется критичность мышления у молодежи. Появляется манипулятивный компонент за счет принятия подготовленной для нас информации и разрастания популярности виртуального мира. Молодежь попадает в зону риска, воспринимая его среду за реальность. А он чаще всего далек от правды. Поэтому, говоря о планах, они должны быть стратегическими в части воспитания. Позицию патриота надо воспитывать на понятном для современной молодежи языке — цифровом.

— Мы стоим на пороге принятия нового Кодекса об образовании. А все новое воспринимается с настороженностью.

— Приведу пример. Сближение позиций между испытаниями в школе и поступлением в вуз – правильный шаг, который для школьников сделает поступление в университеты проще. Сочетание выпускных и вступительных экзаменов успокоит студентов как психологически, так и физически. Централизованное тестирование сохранится, но оно не будет всеобъемлющим. От него не отказываются, но дополняют его живым общением, чтобы увидеть перспективного и востребованного в будущем специалиста, с нестандартными мышлением, логикой и умеющего формулировать свои мысли. Что касается усиления роли целевого направления, вижу в этом только социальную поддержку и защищенность вчерашнего студента. Он получит гарантированное первое рабочее место, а абитуриент станет более ответственно делать выбор будущей профессии.

— Андрей Дмитриевич, благодарим за интересную беседу! И еще раз поздравляем с красивой датой!

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter