Агроклассы и «Малая академия». Как на Могилевщине готовят будущих специалистов для сельского хозяйства

Зов профессии

В школах страны насчитывается около 300 агроклассов, в которых более 2,3 тысячи старшеклассников обучаются основам профессий сельскохозяйственного профиля. Их начали создавать в прошлом году, чтобы усилить кадровый потенциал агропромышленного комплекса мотивированной молодежью. Среди регионов по количеству таких классов лидирует Могилевщина, они работают в 64 школах. Мы побывали на занятиях и выяснили, что движет подростками, которые готовы в будущем жить и работать на селе.

Александр Кацкель, Виолетта Азаренко и Дарья Жуковская изучают корневую систему клубники с начальником отдела профессионально-ориентационной работы БГСХА Андреем Горновским.

Тонкости науки

В Горецком районе факультатив «Введение в аграрные науки» посещают 48 учеников. Три агрокласса организовано в сельских школах деревень Ленино, Овсянка и Горы. Еще один создан на базе средней школы № 4 в райцентре. У ребят больше часов биологии, химии и физики, а по субботам они посещают Белорусскую государственную сельхозакадемию. С ними работают 8 преподавателей вуза.

Выпускницы Виолетта Азаренко и Дарья Жуковская планируют связать свою жизнь с экологией:

— Химия и биология — наши любимые предметы. На факультативе интересно излагают материал и позволяют делать опыты. Получаем знания не только на словах, а трогаем науку, что называется, руками.

Одноклассник девушек Александр Кацкель еще не определился с будущей профессией. Уверен лишь в одном — знания пригодятся в жизни:

— Нравятся практические занятия. Два раза посещали рыбокомплекс и диагностическую станцию в академии, выезжали в школу-ферму. Меня все впечатлило. Недавно проводили опыты по размножению грибов.

Мы же застали старшеклассников за черенкованием и прививанием плодовых деревьев в ботаническом саду, а в это время другая группа хозяйничала в лаборатории академии. Они проверяли качество молока.

Начальник отдела проф­ориентационной работы БГСХА Андрей Горновский знакомит с особенностями учебного процесса:

— Основная задача — дать школьникам предметное представление о той или иной профессии, рассказать о ее преимуществах и значении. Стараемся показать, чему они могут научиться в нашем вузе. При таком подходе в сельское хозяйство придут не случайные люди, а те, кто действительно хочет работать по специальности, развиваться, предлагать рациональные идеи, строить карьеру.

Среди учеников есть мотивированные ребята, в частности, дети фермеров, которые планируют продолжить дело родителей, отмечает Андрей Горновский. Учителей, ведущих занятия в классах аграрной направленности, обеспечивают методической литературой, проводят с ними семинары. Приглашают учащихся агроклассов со всего региона для знакомства с сельхозакадемией, ведь здесь отличная учебная и научная база.
Каждый год 5—7 выпускников «Малой академии» поступают в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию. В 2018-м из 23 выпускников «Малой академии» почти 70 процентов поступили в вузы. Другие пошли в колледжи и лицеи.
Юные «академики»

Кроме агроклассов, в Горках еще раньше придумали и реализовали свой уникальный региональный проект «Малая академия». Он тоже переходная ступень для учеников от школы к сельхозвузу, рассказывает доцент кафедры химии БГСХА, кандидат сельскохозяйственных наук Ольга Поддубная:

— Средняя школа № 2 стала активно сотрудничать с академией. Подтолкнуло к этому обоюдное желание развивать интеллектуальные способности детей, подключить их к проведению экспериментов и исследований, но самое главное — мотивировать на выбор аграрных профессий. Под проект подобрали кадры, разработали учебный план, после анкетирования набрали школьников.

Доцент кафедры химии, кандидат сельхознаук Ольга Поддубная и студентка 1-го курса Елена Шкурганова оценивают кислотность ягод.

Ученики 9—11-х классов из Горок по отдельной программе углубленно изучают химию и биологию в школе и на базе БГСХА. Еще в рамках «Малой академии» они участвуют в научно-методических конференциях, днях открытых дверей. Не остались в стороне и сельские школьники. Для детей из деревни Шишево и агрогородков Горы и Добрая организован подвоз.

Углубленное изучение предметов помогает детям еще в школе определиться с будущей профессией, более качественно без репетитора подготовиться к ЦТ и адаптироваться к учебе в высших учебных заведениях, перечисляет преимущества Ольга Владимировна:

— Параллельно со школьниками мы выполняем лабораторные аналитические работы с элементами научных исследований. С таким подходом они лучше запоминают теоретический материал и приобретают навыки лабораторного анализа. Почти 70 процентов наших школьников получают высокие баллы на централизованном тестировании.
Учеба в агроклассах не обязывает поступать в сельскохозяйственные учебные заведения после их окончания. Дети присматриваются к профессиям для агропромышленного комплекса. Но если они их выберут, то по окончании двухгодичной программы поступать в профильные вузы можно будет на льготных условиях. Правда, есть нюансы: минимальный балл по профильным предметам и обязательное заключение договора на целевую подготовку специалиста.
Правильный выбор

Сейчас в проекте участвуют 18 старшеклассников — потенциальные абитуриенты биологических специальностей сельскохозяйственного профиля. За время работы «Малой академии» 33 ее выпускника поступили в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию.

В свое время через «Малую академию» прошла Елена Шкурганова, сейчас студентка 1-го курса агроэкологического факультета:

— Пришла подтянуть химию, поскольку хотела поступить в медицинский, но в итоге поменяла решение и осталась в Горках. Не жалею, что сделала такой выбор. Учиться здесь мне нравится. Например, сейчас в лаборатории СНИЛ «Спектр» кафедры химии определяю значения pH в ремонтантных сортах малины.

Студент 4-го курса Евгений Марусич определяет содержание сахарозы в меде.

Многие студенты добиваются успехов в научной деятельности. Например, четверокурсник факультета биотехнологии и аквакультуры Евгений Марусич продолжил исследования, начатые еще в школе, и на 2-м курсе написал научную работу «Биологические аспекты и диастазная активность меда». В 2017 году она получила диплом второй степени на республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Беларуси.

— Тема мне действительно близка. Про мед знаю очень много. У дедушки в Овсянке 11 пчелиных семей. И я на пасеке помогаю ему. В «Малой академии» к знаниям, наработанным опытом, добавилась научная база.

«Малая академия» пока единственный в Беларуси пример, когда школа настолько тесно сотрудничает с вузом. Проектом уже интересуются в других городах, где, возможно, будут внедряться аналоги.

solovieva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter