Золотыми нитками вязано: почему ремесленники неоправданно завышают цены на изделия?

Золотыми нитками вязано

Могу поспорить: многие «хендмейдеры» на меня разозлятся. Ведь я считаю, что изделия наших ремесленников стали неоправданно дорогими. У мастеров на это ответ всегда найдется, мол, это же эксклюзив, ручная работа, адский труд. Соглашусь, но в очень редких случаях. Многие современные авторские вещицы сделаны под копирку, из полуфабрикатов, да еще и некачественно. В общем, дизайнерскими такие изделия никак не назовешь. Зато цены задирают втридорога. 

фото Livemaster.ru

Я знаю, о чем говорю. Рукоделием всерьез занималась со второго класса, когда мама записала меня в кружок шитья и вязания. Там училась десять лет — по три раза в неделю. И спустя годы снова вынуждена брать в руки крючок и спицы…

— Сколько стоит эта вещица? — нет времени на хобби, заказываю свитер в интернете. 

Автор странички в соцсети отвечает мгновенно:

— 100 долларов. Если удлиненный — 150.

— В составе акрил, узор простой, вязка крупная. Почему так дорого?

— Девушка, цена смешная. Тем более в каждый свитер мы вкладываем душу.

Без понятия, сколько стоит частичка чьей-то души. Но себестоимость изделия посчитать могу: четыре мотка ниток — около 15 рублей, процесс изготовления — проще простого для тех, кто умеет держать спицы в руках. Накручиваем прибыль… В общем, крутила-вертела, но до 150 долларов объективно так и не дотянула. Спасибо, мастер, справлюсь сама.

Похожая ситуация и с шапкой: ушло два часа времени и 3 рубля на материал. Накануне минская рукодельница шокировала: простой головной убор согласилась сделать мне за 70 рублей, и это уже со скидкой. В том же диапазоне цен работают ее коллеги по цеху. Инстаграм кишит модными хенд-мейд-«прилавками», но комментарии потребителей везде схожи.

— Блин, ну и цены у вас тут…

— Красиво, но дорого!

— Золотыми нитками вяжете?

Дизайнеры — натуры творческие и ранимые. В ответ обижаются: народ не умеет ценить ручную работу. Клиент получает вещь по индивидуальному заказу, вот и платить за это надо соответствующе. И не сравнивать эксклюзив с магазинным ширпотребом — не забываем про душу мастера, что тонкой красной нитью пронизала все вязаное полотно.

Среди авторов хенд-мейда есть самые разные люди: одни видят в нем хобби, другие успешно зарабатывают этим на жизнь. Из простого увлечения рукоделие сегодня для многих превратилось в бизнес. Всего за три года число зарегистрированных ремесленников в стране увеличилось в три раза — с 8 до 24 тысяч. 

Сегодня стало модным покупать произведения «с душой», а не фабричные. Некоторые мастера работают на эксклюзив, другие начали «рубить фишку» — сообразили, что люди готовы изрядно потратиться на продукцию кустарей-одиночек. Желая быстро и легко заработать, последние стали усердно штамповать «уникальные» вещи. Свитера, шапки и шарфы — все под копирку, по одним и тем же схемам. Материалы тоже разнообразием не отличаются. Дизайн схож. Чем вам не масс-маркет?

Подспорье для них — многочисленные магазины для хенд-мейда. Там можно купить любые полуфабрикаты (кстати, созданные методом заводской штамповки) и творить, что вздумается. Народ охотно клюет: браслеты и ожерелья с покупными висюльками, к примеру, сегодня расходятся на ура. Но творчества там мало: надо просто нанизать бусины на шнур. Кстати, за такое украшение, я узнавала, мастерицы просят от 10 рублей. 

Не хочу оскорбить истинных творцов — людей, влюбленных в свое дело. Они не накручивают ценники, не берутся за однотипное серийное производство. Как настоящие художники, ежедневно оттачивают мастерство и сутками корпеют над изделием. Вынашивают его, как собственное дитя: будь то вышитое панно, картина или обычный женский свитер… Вот за такие вещи и 150 долларов не жалко.

ypopko@bk.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter