Вырастить чемпиона — задача не из легких. Еще сложнее среди огромной массы детей найти талант, из которого может вырасти звезда. Процесс сродни работе старателей на не самом богатом прииске. Разговор о том, что нынешнее поколение уже не то, а работа тренера все больше похожа на игру в рулетку, могут поддержать и лыжники, и пловцы, и штангисты. Но, судя по всему, многое может измениться. В Беларуси все чаще начинают искать спортивные самородки «по науке», заменяя массовый просев точечной выборкой.
— Это не только шоу. Мы делаем для детей праздник, они его любят, нас ставит в пример другим странам президент Европейской федерации легкой атлетики Свен Арне Хансен, но важно, что для себя мы ставим еще более серьезные, селекционные, задачи. Глядя на уровень подготовки еще совсем юных участников, я понимаю, что это уже совсем не детский сад. Как можно не заметить парнишку, который за секунду прыгает на скакалке чуть ли не 15 раз? Мы видим, что это потенциальный чемпион. Мы ищем их, и наша задача — направить таких ребят на верный путь. Вне зависимости от того, живет он в Минске или самой отдаленной деревеньке.
Президент Европейской легкоатлетической ассоциации Свен Арне Хансен и министр спорта и туризма Беларуси Сергей Ковальчук на открытии соревнований.
Активно работают в этом направлении и в Белорусской федерации биатлона. Раскрашенный в фирменные цвета микроавтобус, задействованный в экспериментальной программе по поиску талантов, знают уже во многих регионах страны. На нем в школы приезжают тренеры и медики. С собой — уйма разнообразного оборудования, позволяющего не просто просмотреть отобранных учителями юных спортсменов, но сразу протестировать их и понять, кто из малышей изначально предрасположен к работе на высокий результат. Начальник научно-методического отдела Белорусской федерации биатлона доктор биологических наук Ирина Рыбина объясняет столь основательный подход желанием облегчить работу тренерам и избежать ошибок уже на ранней стадии.
— Мы живем в век, когда расшифрован геном человека, когда ученые могут определить многие параметры организма и спрогнозировать происходящие в нем процессы. Открыто немало генов, так или иначе связанных с работоспособностью и определяющих спортивный потенциал детей. Осталось отыскать тех, у кого он выше. Мы выезжаем в регионы, проводим тесты — от велотренажера с газоанализатором до проверки координации, а потом анализируем результаты и приглашаем тех, чьи данные оказались самыми перспективными.
Дети, которые по каким-то критериям не подходят для биатлона, могут оказаться настоящей находкой для баскетболистов, гребцов или легкоатлетов. Раньше, чтобы понять это, тренеру могло понадобиться несколько лет.Объединить опыт легкоатлетов и биатлонистов попробовали в Президентском спортивном клубе. Организованный в Национальном олимпийском комитете семинар, участниками которого стали представители различных федераций по видам спорта, поднял немало важных вопросов. Обсуждали и контрактные отношения со спортсменами, и подготовку менеджеров, и взаимодействие со СМИ. Но самый интригующий пункт в представленной организаторами программе был припасен на десерт. Президентский спортивный клуб и Белорусская федерация биатлона анонсировали глобальную программу поиска одаренных детей — «Олимпийский талант». Главный специалист сектора информации и общественных связей Александр Кулеш объясняет:
— Проект «300 талантов для Королевы» — это массовый отбор. Этот проект привлекает в спорт очень много детей, побеждают самые быстрые и ловкие. Но это самые быстрые и ловкие прямо сейчас. Наша же программа развивает научную сторону селекции. База данных позволяет выделять ребят, которые пока еще не настолько быстры, как сверстники, но в будущем могут добиться гораздо более высоких результатов.
komashko@sb.by
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА и БЕЛТА.