Заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко: «Важно, чтобы зритель видел твою нежность»

Он хотел быть лётчиком, а стал артистом балета. 20 лет на сцене Большого театра Беларуси он танцует героев. Адам, Бог, Поэт, Ромео, Хозе… А сколько принцев и князей, реальных и сказочных, в том числе Витовт и Семён!

В свой юбилейный вечер он танцевал заглавную партию в балете «Спартак» в постановке Валентина Елизарьева. Тысячу раз символично уже хотя бы потому, что со «Спартака» начался путь Антона Кравченко в театре.

— Это мой танцовщик, — рассказывает, открывая юбилейную выставку в фойе бельэтажа, народная артистка БССР Людмила Бржозовская.Мне порой даже кажется, что я с ним вместе танцевала, хотя этого не было никогда.

Людмила Генриховна танцевала Фригию на премьере первой елизарьевской редакции «Спартака» 13 июля 1980 года. Незабываемый вечер! А плечом к плечу с ней — её седовласый Спартак, ныне главный балетмейстер Большого театра Беларуси, народный артист БССР Юрий Троян.

Сорок лет пролетели, как миг, и ровно посередине этого гигантского срока в спектакль ввёлся юный выпускник Белорусского государственного хореографического колледжа Антон Кравченко.

Я помню его пришедшим в театр совсем молоденьким юношей, — продолжает свой рассказ Людмила Бржозовская. — Ему срочно нужно было готовить балет «Спартак». А он был тогда совершенно юный и даже не знал, в какой манере танцуется этот спектакль. Столько лет он его протанцевал, совершенствовал, и сегодня вы увидите, как он всё это преподносит.

Я там была и могу сказать — блистательно! Вплоть до финальной точки, где с вознесённым мечом в руке он, как Родина-Мать Занковича, царит над временем и пространством, над людскими фигурками, суетящимися на переднем плане, притом, что сам он в глубине сцены. Не видела, чтобы кто-то еще достигал такого мраморного величия.

Но в его Спартаке буквально весь спектр эмоций – от глубочайшего отчаяния и скорби до победительного азарта битвы. И совершенно особые краски в сценах с Фригией, которую в юбилейный вечер танцевала Людмила Хитрова. Она — воплощенная женственность, он — предельный герой, а между ними и в них — огромная сияющая нежность, заливающая магическим светом всё пространство зрительного зала.

— Мне кажется, что в балете самое главное — показать, насколько вся эта нежность изливается из тебя, — признался Антон Кравченко по поводу своих актёрских работ в «Анне Карениной», — и зритель приходит за этим, чтобы получить то, чего нет, наверное, в реальной жизни.

В этой фразе, как в зеркале, весь Антон с его душевностью, открытостью и вдумчивостью.

Побывав хотя бы однажды на его пресс-конференции, уже не удивляешься, что он окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь и получил экономическое образование. Кто-то, прочитав эту фразу, усмехнётся: мол, знаем мы таких, кто учится ради корочки, чтобы потом стать руководителем. Но Антону искренне интересно, и в разговоре о балете то и дело мелькают экономические термины и формулировки. Сплав эмоций и разума, искусства и жизни?

Продолжая танцевать, он активно занимается педагогикой. В родном театре работает репетитором, ассистирует на постановках, увлеченно передает свой опыт молодежи. В Белорусской государственной хореографической гимназии-колледже ведёт один из самых сложных предметов — дуэтно-сценический танец.

Но прежде всего он артист.

— Антон может войти в образ любой роли, — говорит Людмила Бржозовская. — Это свойственно не всем актёрам, а ему это удается сделать легко.

— Я знаю как его руководитель, что он, как ни странно, больше тяготеет к ролям отрицательным, гротесковым, характерным, — отмечает Юрий Троян. — Он очень сокрушается, когда ему не достаётся что-то из этого репертуара.

Казалось бы, как можно танцевать и Каренина, и Вронского?

Но Антону Кравченко с одинаковым блеском удаётся и то, и другое.

— Так получилось, что изначально я начинал этот балет в партии Каренина, — рассказывает он. — Но потом так получилось, что я стал Вронским. Мне кажется, что я эту партию чувствую больше, хотя по возрасту я подхожу на роль Каренина идеально.

14 марта мы опять увидим его в роли Каренина.

— Способность артиста перевоплощаться в любые партии зависит исключительно от мастерства артиста, — убежден Антон.

И глядя на него, понимаешь, что он способен взять на себя очень многие роли в искусстве и в жизни. Не только артиста и педагога, не только мужа и отца.

— Эти первые двадцать лет — самые яркие в жизни любого артиста, — убеждён Юрий Троян. — Это то, что определяет жизнь артиста дальше, на период, который будет уже после завершения пребывания на сцене.

За эти годы были и престижные гастроли, и награждение медалью Франциска Скорины. И вот сейчас красивый юбилей с овациями и цветами.

Что будет дальше, покажет только жизнь, за которой очень интересно следить.

juliaandr@gmail.com

Фото Большого театра Беларуси и Александра Горбаша.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter